Вологодские кружева

Елена Обухова
Человек шел по кругу, кружил на одном месте. А вокруг него был такой обычный мир. Светило солнце, прямые его лучи касались коровы, что паслась  на лугу, по дороге ехала грузовая машина. Рядом стоял дом с трубой и резными наличниками окон. Чуть дальше стоял петух с большим ярким гребешком и хвостом заслоняющим луну, под которой стоял целый город. Мостовая в трещинах продолжалась каменными домами. Окна,  которые светились и притягивали путника в черном длинном плаще и высокой шляпе с широкими полями.  Он шел по мостовой, и его трость стучала о камни, путник тоже шел по кругу, четко обозначенным кем-то, кто создал это полотно жизни.

Человек, что кружил на одном месте, вдруг дошел до последнего своего шага и вздоха и тихо умер. Его хоронили родственники и друзья. Человек перестал ходить по кругу и его заменили другие люди. Они стали ходить и по его кругу, стали кружить на одном месте. Каждый по своему кругу.

Круг рассыпался цветами по лесной поляне, ромашками и колокольчиками, одуванчиками. Цветы весело росли на лесной поляне, по которой летали бабочки, осы  и пчелы. Еще на ветках берез сидели птицы: кукушка, сова и дятел выдалбливал клювом насекомых из коры и глотал, напрягая горлышко. Верхушки сосен поднимались к небу и почти доставали до мохнатых облаков, на которых сидели ангелы  с птичьими крыльями. Ангел мальчик и ангел девочка, они сидели на пушистом белом облаке и смотрели вниз на землю и болтали ногами. Внизу ходили люди, ездили машины, и даже летали самолеты. Еще там падали снежинки, очень крупные. С мудреным рисунком, в одной снежинке была зашифрована жизнь  и гибель целого мира, где жили несколько цивилизаций. И погибли. Кто придумал такую снежинку, ответить было невозможно, наверное, несколько поколений людей создавали такую снежинку, собирая по крупицам истории конкретных людей и их судеб. Создавая легенды на основе, собранных документов. Нет, не было слепых музыкантов, которые бы ходили по дорогам и пели песни-легенды.

Нет, эти люди плели снежинки, в рисунок которых зашифровывали все, что хотели рассказать человечеству, которое  будет жить после них. Какой же там был рисунок? Трудно сказать, нужно просто представить жизнь одной счастливой семьи, где есть детки, дом и яблочный сад. Качели привязаны к веткам деревьев, на которых  мальчишки и девчонки, взлетают  почти до неба, синего без единого облачка. Еще в семье есть родители и бабушки с дедушками. Все заняты делом и создают свою реальность жизни счастливой семьи. И жизнь никогда не заканчивается в этом доме, во дворе которого растет яблоня или сирень. Дети становятся взрослыми, потом дедушками и бабушками. И уходят поколениями, и тут же рождаются еще дети и так же светит солнце и синеет небо. И каждая семья находит свое место в истории большой семьи и поколения в рисунке снежинки.

На поляне рос дуб, он был старый и перерос многие поколения людей. А истории жизни тех людей как-то отразилась в рисунках старой коры старого дерева и в  листочках. Тела людей давно истлели в земле, а старый дуб впитал всю информацию о тех жизнях, и можно было легко прочитать ее. И часто у дуба задерживаются люди, которые живут сейчас и читают судьбы тех, кто умер давно. Дуб разросся, у него тысячи веток и сам он огромный и корявый. А листочки создают историю человечества, которые уже прожили и ушли в мир иной. Одна ветвь со своеобразным рисунком разветвления рисует жизнь нескольких поколений людей и среди них Елены, жившей совсем недавно. Она родилась в далекой деревне за Уралом, была второй дочерью учительницы младших классов. Росла без отца, среди женщин: бабушки Ирины Семеновны, матери Раисы Николаевны и старшей сестры Екатерины. Елена не особенно хорошо училась, но любила природу и любила читать книги. Девочка держалась отдельно от своих одноклассников, и после школы тут же уехала учиться в город, редко возвращаясь на родину. А ее мама и сестра так и остались жить за Уралом, только переехали в другую деревню, в родовой дом мужа Катерины. Елена не жалела родину, что покинула, переехав в центральную Россию. Но ей во сне часто снились зауральские просторы, леса, широкие поляны, два озера: Соленое и Курья, высокая трава и ветер. Иногда сбивающий с ног, иногда едва ласкающий волосы на детских головенках.

Елена любила наблюдать за судьбами других людей. Потому ее ветвь у дуба местами сливалась с другими ветвями. Переплеталась с ними. А люди жили по всякому, совершая неожиданные поступки, и наоборот, живя тихо, мирно, на одном месте всю жизнь. Только перебираясь в той же деревне в другой дом, с садом и огородом. Постепенно благоустраивая место, и размножаясь, увеличиваясь семьей, улучшая свое благосостояние. Иные же наоборот, уезжали с места в город, там или оставались одни, но получали квартиры, покупали машины, добивались высоких должностей. И приезжая на отдых в родную деревню на красивой машине, хвастаясь своим успехом. Но в одиночестве. Им в городе было труднее найти себе вторую половинку, ведь они выехали из деревни еще не созревшими, потому не смогли пережить перемену в образе жизни и в разнице самих людей: горожан и в деревенских жителей. Они искали деревенскую простоту в горожанах и не находили. Потому предпочитали оставаться в одиночестве, словно соглашаясь с образами детства в себе. Другие люди наоборот, они не добивались должностей, а трудились на заводах, зато быстро создавали семьи, рожали много детей и постепенно получали клетки квартир, которые им были тесны.

Тогда они или увеличивали пространство, заводя дачные участки в пригороде и строя домики на них, или приезжая каждые выходные в деревню к престарелым родителям, ремонтировали их дома и благоустраивали территорию. Чтобы на старости окончательно переехать обратно в деревню, а в городской квартире оставить своих детей с внуками. И продолжить эту связь города с деревней, ведь дети, так же как и они, будут сначала приезжать на каждый выходные в деревню, а потом, состарившись, переедут совсем в родовой дом. А тот как дерево, будет скрипеть, и стоять, боясь потревожить покой многих поколений, которые жили в нем и держались за жизнь, словно за спасательный круг в океане жизни. Старый дом, под старым деревом, стоит под синем небом, и красным солнцем. Длинные солнечные лучи падают на корову, что пасется на лугу и крупного петуха с красным гребешком и шпорами на когтях. Все это создает полотно жизни и полотно одной снежинки, созданной руками вологодской кружевницы.

Но как же северная мастерица могла узнать рисунок моей жизни и судеб многих поколений зауральской деревни, что стоит между двумя озерами: Соленым и Курьей?! А два озера вдруг слились и залили, стоящее между ними здание школы так, что вода стояла в каждом классе, а людям пришлось закрывать это новое здание, потому что против природы они оказались бессильны. Почему мелкие озера вдруг слились, остается загадкой, не было проливных дождей или обильного снега. А просто вода в озерах вдруг забурлила и стала прибывать из неведомых подземных источников и они увеличились, залив здание школы и смыв высокую грунтовую дорогу между ними, а также подтопив магазин и клуб. Но больше всех досталось  школе, вода плескалась из окон, стекла которых просто выбила.

Буквально за три дня вид деревни изменился, но люди не уехали из нее, а стали строить другие здания, под эти важные учреждения как школа, клуб, магазин. И еще построили деревянную церковь, и поторопились начать в ней службы, будто ими защищались от дальнейшего роста озер. И те действительно замерли, и будто живые, рябью на воде наблюдали, как люди строятся. А колокольный звон помирил стихию и людей.

Озера и люди снова стали жить в неком перемирии. Ведь над ними светило все то же солнце и синело все то же небо, которые можно увидеть, если закинуть голову вверх и потом быстро сощуриться от ярких лучей. Похоже, озера и людей действительно помирили небо и солнце. А деревянная, наскоро срубленная православная церковь стала первой, кто сообщил миру эту весть. Колокольным звоном она эту весть о перемирии разносит и сейчас по белому свету. Люди и озера стали жить мирно, не нарушая личное пространство друг друга. Жарким летом люди стали снова без страха купаться в озерах, вода в которых была теплой, а песок ласкал их подошвы ног. Елена вспомнила про Зауральскую деревню именно, когда рассматривала вологодские кружева. Ей о ее детстве рассказал рисунок полотна снежинки размером в озеро, где ее жизнь была лишь частью общего мироздания зашифрованного в небольшой детали снежинки. Кто же знал, что в России такие крупные снежинки падают на землю. Если бы знать, если ведать, то собрать их и привезти домой, чтобы похвастаться. Да, только по дороге растают те снежинки и превратятся в капельки, похожие на воду из озер в детстве. Что тоже являются дорогими мне воспоминаниями, которые приходят в самый тяжелый для меня момент, чтобы поддержать мое желание жить. Я завязываю узелок из кусочка мягкой кожи с капельками воды из вологодских снежинок и укладываю его в морозильную камеру. Через некоторое время, снежинки снова кристаллизуются. И становятся самыми настоящими вологодскими снежинками. На кружевных изображениях которых, вполне могут вместиться: жизнь и гибель целой цивилизации человечества.      

Елена заблудилась, она несколько часов подряд или несколько дней, месяцев, лет, поколений все шла и шла по кругу. Уже прошла свою жизнь до последнего дня и жизни других людей. И не уставала, она заблудилась только в одном полотне кружевной вологодской снежинки. Где снова вернулась в Зауральскую деревню, в свое детство, на вновь сделанную дорогу между двух озер, приподнятую грейдерами и засыпанную гравием и песком. Здесь остался один вопрос, на который она не смогла ответить тогда, когда уезжала, вдруг повзрослев. Елена снова пошла по дороге, потом по берегу Соленого озера, в волнах которого, почти утонуло здание школы. Потом Елена прошла по берегу озера Курья. Почему же озера деревни ровно десять лет назад вдруг стали увеличиваться и слились? Ответ можно узнать только из рисунка полотна снежинки, что сплела вологодская кружевница, постукивая деревянными коклюшками, хотя и не знала ни зауральской деревни, ни самой Елены с ее вопросами, которые возникают из неоткуда и не дают ей покоя. Хотя, да, наверное, они узнали всю эту историю из колокольного звона, что донесся до Вологодчины, после того, как построили деревянную церковь в зауральской деревне, чем и обуздали непокорные озера. Но, каков ответ на вопрос: почему? Наверное, ответ был зашифрован не в этом полотне кружевной снежинки. Елена прошла несколько залов музея, где висели на стенах все новые и новые огромные полотна кружевных снежинок вологодских мастериц. И нашла, на снежинке не было дома с трубой и синего неба с солнцем, лучи которого падают на корову, пасущуюся на поляне, где растут колокольчики и ромашки. Эта снежинка была расположена во всю стену, ее замысловатый рисунок таил в себе ответы на все вопросы, которые когда-то ставили себе люди.

Елена увидела церковь в Зауральской деревне, которая была выстроена именно на месте, где началась та трагедия, что привела к разливу озер. Она увидела на месте церкви человека, он стоял и не был ни мужчиной, ни женщиной, человек был просто человеком, созданием божьим в человеческой плоти. Он был среднего рода… необычного для остальных людей, которые жестко разделились на мужчин и женщин. А этот человек был, просто был. Но мужчинам и женщинам Зауральской деревни не понравилось, что он нечто среднее и не такой как они. Потому человека стали травить и довели до страшного греха – самоубийства. Человек среднего рода стоял на том месте, где потом будет выстроена церковь, но не в его честь, это было бы слишком для такого ничтожества как он, так не похожего на остальных людей. А будет она выстроена, чтобы усмирить два озера, которые восстанут против жесткости мужчин и женщин.

Человек стоял на месте несколько минут и потом пошел в озеро Курья и шел пока волны его не скрыли совсем, и он не утонул. Но тело его так и не нашли, говорят что его затянуло в воронку, которая образовалась посредине озера, через нее и стали выходить подземные воды, затапливая территорию деревни: школу, клуб, магазин. Человека среднего рода не стало. А может он был тем самым человеком будущего, что станет основным обитателем земли. Просто человеком, не способным к деторождению, но способным осмысливать жизнь отдельного человека и будущее человечества. Так почему же тогда люди его уничтожили, наверное, они просто побоялись такого будущего. Быть немножко животными и размножаться так, как привыкли, проще? Елена стояла у полотна снежинки вологодской кружевницы, созревшего плода творчества, и находила ответы на многие свои вопросы. Люди уничтожают то, что не могут понять, не могут объяснить и чего боятся. Именно так она раскрыла тайну из детства, тайну, почему два озера в Зауральской деревне вышли из берегов и наказали людей за одно злодеяние. Может быть, тот человек среднего пола и не утонул, а просто ушел по воде в ту самую воронку подземных вод. Туда, откуда пришел в деревню. Люди вытеснили его со своей территории, потому что испугались нового и необычного, что идет в разрез их уклада жизни. Просто человек без половой принадлежности? Как-то это постыдно, непривычно. Особенно для порядочных людей.

Елене удалось выбраться из мудреного узора снежинки на полотне вологодской кружевницы и передохнуть. После необычных детских воспоминаний ей снова захотелось чего-то обычного и простого. Она нашла в крайней комнате кружевное полотно, небольшое, но с крупными фигурами, возможно, именно то, что требуется хорошему человеку. А ему требуется самые привычные вещи: семья, работа, жизнь. Да, и чтобы было синее небо и красное солнце, прямые лучи которого падают на корову, что пасется на лугу, рядом бежит дорога, по которой едет машина. Рядом дом с трубой, дым из которой идет в небо. Если дым прямой, значит на улице мороз. Да, еще дети и внуки, а если повезет и правнуки. И никаких отклонений. Все под богом. И вологодские кружевницы тоже… 
Но что-то мне мешает дальше фантазировать, кто-то разрушил мое вологодское кружевное полотно…

- Женщина, музей закрывается, ваша группа только что вышла. Поспешите.

- Да, конечно, просто я заплутала, и голова пошла кругом.

- Ничего, ваша туристическая группа в автобусе вас ждет.

- Спасибо. Простите. Прощайте.