Глава 9. Никто не виноват

Антонина Романова -Осипович
Перемены пугают, но всегда вериться, что всё к лучшему. Новый шахтерский поселок Малиновка представлялся Антонине, как исполнение её мечты. Теперь все будут жить на одной улице, все внуки и внучки. Большая квартира, с горячей водой и теплыми батареями. Ни печки, ни дров не нужно.
Ольге большой клуб доверили, а Сашу взяли на новую шахту помощником начальника участка.
-Только бы Анна разрешила почаще видеть детей, а остальное ерунда, - так решила она, собирая вещи, для очередного переезда.
Поселок ей понравился сразу. Дома пятиэтажные, крепкие. Девчонки уже подросли, сами забегают к бабушке, навещают.
- Все в деда, умненькие. Никто в меня, глупую не пошел. Что в меня, только молчать тихонько, да для других жить.  Им нужно для себя, нужно стать счастливыми.
-Мама, ты должна съездить в старый дом. Его сносить будут, нужно деньги за него получить.
-Аня, но там холодно. Как я одна?
-Так что же мне, работу бросать? Поезжай с детьми, пусть летом там поживут.
-Ладно, поеду, - Тоня понимала, что если она откажется, то Анна совсем не будет пускать девчонок к ней.
Возвращаться в дом, откуда тебя выгнали, где умер твой сын тяжело. Но ей редко было легко, выдержит. Красивая, зеленая улица заброшена и безлюдна. Зеленые горы стали чёрными, всюду уголь сверкает на солнце, но он поглощает солнечный свет. Внуки приедут позже, ещё не закончился учебный год. Скорей бы.
-Бабушка, мы приехали, - кричала еще издали Маришка, - встречай.
-Ох, здравствуйте, миленькие, радость - то какая. Как год закончили, на пятерки?
-Конечно, я пойду побегаю, - неугомонная Маришка отправилась проверить свои любимые места в саду.
А Иришка молча прижалась к ноге бабушки. Тёплая старушечья ладонь гладила волосы и девочка боялась даже пошевелится.
-Что отец, пьет?
-Пьет и маму бьет, мне тоже достается. Такая шишка была на лбу, вот тут.
-Бедная, за что он?
-Да так, ни за что, просто пьяный был.
Младший внук тоже обнял бабушку. Ему уже семь, первый класс закончил.
-А ты, Витенька, как учишься?
-Нормально.
Как отец отвечает. Он тихий, но побегать, как все мальчишки любит.
-Чего это я вас на пороге держу. Пойдемте, пироги есть.
-Ура, любимые бабушкины пироги, - кричит из сада Маришка.
Дом почти пустой. Две кровати, стол и печка.
-Как ты тут живешь?
-Помаленьку, скоро уже снесут.
-Жалко, - уплетая пироги, вздыхает Маришка, - Тут такой чердак. Ир, пойдем полазим, как  в детстве.
-Пойдем. А как Витька?
-Хочет, может с нами.
Все убежали. Антонина убирала со стола и улыбалась,
-Всё-таки я счастливая, сколько детской любви вокруг. Дай Бог им меньше трудностей, чем мне.
Но её трудности не кончались. Здоровье начало подводить, всё чаще кружилась голова и руки скрючились, не слушались хозяйку,
-Аня, ты пойми. Я не могу детей на всё лето взять. Мне тяжело троих кормить, да следить, чтобы никуда не ушли далеко. Особенно Витя. Я волнуюсь, здесь ямы кругом, уголь на поверхности, а он убегает.
-Так и знала, что долго не продержишься. Ладно, пусть дома живут.
Бабушка считала, что дома внуку безопасней, чем с ней, уговаривала себя, успокаивала,                - Семьдесят уже, страхи стали одолевать. Ещё вот Иришка плохо спит, сны у неё нехорошие. Видимо старый дом, тоже чувствует свой конец, потому в нем стало неуютно. У Ольги муж новый, баянист. Квёлый какой – то, но неплохой. Пьёт, конечно, но потом тихо спит, никого не трогает. Главное к дочери хорошо относится и к детям, что ещё надо. Так не хочется уезжать в старый дом, нет уже там никакого тепла.
Поеду, завтра, а то мыши последнюю муку доедят.
-Мам, денег возьми.
-Спасибо Оля, у меня есть немного.
-Сколько там у тебя, копейки.
-А на что мне. Там и купить уже нечего. Детей я привезла, а мне много не надо. Анины родственники все на Украину вернутся, как только их дом тоже снесут. Все только и ждут этого.
Она ехала к своему одиночеству.                "Деньги, нужно дождаться, когда оплатят все ее накопления, вложенные в этот дом. А как же без них, внуков много. Кому одежда нужна, кому обувь, а зимой коньки бы хорошо купить всем мальчишкам".
Известие о смерти Вити пришло утром, тёплым июльским утром. Ноги подкосились, пришлось сесть на крыльцо.
-Витечка утонул. Маленький самый.
Антонина посмотрела в небо,
-Господи, сколько ещё смертей я должна пережить? Нет, больше не хочу! Ничего не хочу.
Низ живота прорезало смертельной болью. Кое - как собралась, пошла на остановку. Опять похороны. Где - то там товарищ Брежнев произносит длинные непонятные речи, зачем - то придумали построить коммунизм, а она просто не может понять, как устроена эта жизнь. Она, маленькая Тоня, никому, никогда не желающая зла, терпящая любые трудности, не смогла при этом социализме заработать себе даже на пенсию. Бога она тоже не понимает, зачем же столько горя, зачем ему это. Кто решает её жизнь? Похороны детей – это болевой шок души, это слишком неправильно.
-Ты виновата, - резанула Анна, - Взяла бы к себе, он был бы жив.
Антонина не проронила ни слова. Она виновата, что её бросила мать, муж, сын, а теперь и внучок погиб? Может и она, может нет, но спорить с убитой горем матерью невозможно. Только не хочется Антонине больше жить, не интересно ей стало. Маришка с Иришкой жмутся к ней, а ей страшно за них, слишком страшно.
"Может я всем несчастье приношу, так лучше не буду, - думала она возвращаясь с кладбища. Зачем только Оля переезжает, в Осинники, опять внучки далеко".                Не сопротивлялась, ходила тяжело, кружилась голова, все болело. Назначили операцию, но через три дня отправили домой. Лежала тихо, ждала укола, чтобы поспать.
-Оля, а Иришка скоро приедет?
-Откуда я знаю. Ей уже пятнадцать. В этом возрасте их носит везде. Она же недавно была.
Помнила Антонина, сознание ее подводило пока, но очень хотелось увидеть глаза любимой внучки. Только это  и всё. Глаза человека, который тебя любит.
-Мам, она не приедет. Она к Маришке в институт укатила, на каникулы.
-Ну и правильно, они сестры. Я подожду.
Не дождалась Тоня внучки. Только боль и обида остались рядом с ней в последнюю минуту жизни. Обида, что жизнь человеческая слишком много наполнена потерями, трудностями и слишком мало счастьем. Счастьем быть любимой, единственной, хрупкой француженкой с тонкими руками и добрыми глазами.
"Ах, мамочка, я не простила тебе того, что не стала счастливой. Прощаю, скоро увидимся, я тебе это обязательно скажу", - решила Антонина и умерла.

Параллельно злу кружась вальсом тёплых звезд,
Доброта и родилась, в мире первых рос
И попала в те сердца, что пометил Бог
Кто сумеет пережить трудности дорог,
Войны, слёзы, нищету, не считать судьбой
А поддерживать сердца, тех, кто жил с тобой
Параллельно злу живет божья благодать
И нельзя ее украсть и нельзя отнять

Продолжение следует....