Глава 7. Дети

Антонина Романова -Осипович
Текла в посёлке жизнь, как текла вода  в маленькой речке за огородом. Правительства, съезды, пятилетки – это Антонину не касалось. Огород, уголь, дрова и рынок – вот все ее съезды. Женя родила сына, но бабушку не очень - то приглашали в дом зятя. Не хотел он, чтобы безграмотная водилась с его ребенком. Тоня переживала, скучала, но как всегда терпела и это. Тем более что и в ее доме перемен хватало. Ольга гуляла с милиционером, высоким хохлом по фамилии Стасько. Весь поселок знал, что нехороший он человек, но ухаживал красиво, с подарками и цветами.  Веселая украинка из сосланных, Анна, явно имела какие - то виды на Сашку. Слишком крикливая, она немного смущала Антонину.
-И кому такая достанется? – спрашивала она соседей, но уже догадывалась, что ей.
Сашка особо не сопротивлялся. Приезжал домой, пел песни под гитару, веселился. Расписались без особых торжеств, но родня у Анны хорошая, хлебосольная. Сын привёл невесту в дом матери.
-Вот теперь у внуков еще одна кровь появится. Целый букет всяких верований и традиций, а вроде все русскими будут, - думала она, убирая комнату для молодоженов.                Ольга приносила с работы горячие булки и хлеб, в доме пахло вкусной выпечкой, ванилью и новым счастьем. Младший выбрал учебу на геолога. Пришло время и ему уезжать. Камни, которые он любил собирать, хранились под его бывшей кроватью. Он редко приезжал, спал в кухне,теперь в его комнате семья.
-Мам, я тоже замуж выхожу, - весело сообщила Ольга.
-За Стасько?
-Да. А что, он тебе не нравится?
-Злой он какой – то. Людей обижает.
-Да ладно, мам. Мне учебу заканчивать надо. А у него и дом есть и получает хорошо.
-Смотри, доченька, не потеряй себя.
Антонина знала, о чем говорит. Хорошо, конечно, что у дочерей мужья не бедные, но плохо, что не добрые. Пройдет год, два, начнут обижать ее дочек, не жалеть, не любить.
-Как знаешь, - вздохнула она и пошла в сени, поставить молоко, чтобы не прокисло.
Так и остались втроем – сын, сноха и хозяйка дома. Сноху было жалко, мать в войну на Украине умерла, отец  нелюдимый. Очень похожи их судьбы. Она тоже по родине скучает.
-Аня, ты же беременная. Не носи тяжести такие.
-Ничего, я сильная. Мне не повредит.
Володя быстро нашел городскую, так и остался у нее. По нему она особенно скучала, тосковала даже.
-Сашка, а ты в институт пойдешь учиться  на заочное отделение или тебе техникума хватит? – решилась спросить она.
-Попробую поступить. Не очень охота.
-Я даже слушать не хочу. Поступай, тебе  нужно в люди выйти.
-Мама, ну зачем ему еще учеба, пусть работает на шахте. Нам деньги нужны, скоро ребенок появится, - вмешалась сноха.
-Учиться никогда не помешает. Я водиться буду, - возражала Тоня.
-Но это само собой. Мне тоже учиться надо, - дернулась Анна.
Сашка все - таки поступил, сдал первую сессию и бросил. Жена убедила, что он зря тратит время. Может, ревновала, а может, боялась быть рядом со слишком умным мужем.
Девочка родилась замечательная. Назвали Маришкой. Беленькая, кудрявая, улыбчивая. Бабушка Тоня купала ее, кормила, выносила в сад на прогулку. Теперь работы в огороде было меньше. Сын и сноха получали неплохо, правда, денег ей не давали.
-Да и ладно, - думала она, - Маришка подрастет, так я опять на рынок пойду, заработаю.
Но Анна опять забеременела, хотя не прошло еще и года.
-Не буду я этого ребенка рожать, - кричала она, - Мне работать надо.
-Аня, не смей делать аборт. Я же дома, я помогу. Пусть еще один ребеночек будет.
Не могла она принять убийство ребенка, плакала даже.
Анна смирилась, родила снова девочку. Эта лысая, грустная малышка не обрадовала даже отца. Сашка хотел сына, но бабушка полюбила это дитя. Она заворачивала девочку и припевала,
-Сладенький кусочек прими мой дружочек.
Радуйся миру, птичкам и цветочкам,
Будешь любимой маминой дочкой.
Сколько раз держала Антонина на руках маленького ребенка, столько раз она была счастлива. Никакие невзгоды и беды не могли изменить ее души, полной любви и доброты. Даже когда Сашка начал пить, ругаться с Анной, она брала детей и уходила с ними в сад. Большой клен рос в ограде, красивый. Бабушка садилась под ним, держа Иришку на одной руке, а Маришку за руку и рассказывала им сказки о дальних и прекрасных странах.
-Бабушка, а правда что ты француженка или папа шутил? – спросила Маришка.
-Не говори внученька, Антуанет Ивановна, - смеялась Тоня.
Так и сидела бы она теплым сибирским летом под тем кленом с двумя своими внучками. Пела бы им песни на русском языке. Крещеная католичка, со внешностью старой еврейки, с  благородной аристократической душой и тяжелой судьбой советской женщины. Под большим кленом всем хорошо, верующим и  неверующим. Почему она не просила ни о чем Бога, не ходила в церковь? Из страха? Нет, скорее всего, когда рвется нить материнской любви, когда нет тепла от родного отца, тогда трудно человеку верить в небесного. Блуждает человек по земле, ищет свой дом, но не может найти. Дом полный веселья и радости, любви и творчества.
Внучки радовали Антонину. Росли ласковые и умненькие, а вот со снохой отношения портились с каждым днем.
-Ты почему из него такого бесхарактерного вырастила?  Ни по дому  ничего не умеет, ни в начальники пробиться не может, только книжки читать, да на гитаре бренчать способен.
-Как могла, так и вырастила. Он же безотцовщина, ветер в голове.
Работала сноха сначала на местной шахте, потом перешла в торговлю. Родной дом для Антонины постепенно превращался в чужой. Больше она не чувствовала себя в нем хозяйкой. Украинская бурная кровь вытесняла все устоявшиеся правила, которые установила бывшая хозяйка. И хотя внучки веселили ее своими песнями и рисунками, но неуютно ей стало рядом с собственным сыном. Успешная Женя уже стала директором школы, но молчала,  не приглашала  к себе. Денег у нее теперь много, у старшенькой. Детей трое, дом большой и ухоженный, но не зовет пока, без нее обходится. У  Оленьки тоже трое, у Володи дочь.                - Съездить бы, проведать, - мечтала Тоня, 
-Чего ты терпишь, садись на автобус и уезжай, - советовала соседка.          
- Да куда там, Анна тоже третьего ждет. Сегодня опять гулянка в доме намечается. Сашка напьется,  драться будет, а внучки как же, одни совсем? Ну что с ним сделаешь, с непутевым. Девочки все умницами рождаются, а мальчишки бесхарактерные. Прямо рок какой то. Может сглазил кто?