Шоколадный кот

Вера Миреева
Перед войной в нашем большом рабочем го­роде было много лоточников, которые торговали кондитерскими изделиями поштучно, вразнос. На не­больших лотках были раз­ложены конфеты, печенье, пряники, пирожные и шо­колад Порой, когда я воз­вращалась из музыкальной школы, мать подводила ме­ня к одному из лотков. И спрашивала: «Что тебе ку­пить? Ириску или тянуч­ку?» Я предпочитала тянучку, которую можно было жевать всю дорогу до дома, наслаждаясь ее молочно-сладким  вкусом.
Однажды соседская девчонка Любка сказала, что у лоточников появил­ся фигурный шоколад, и что ее мать обещает ей купить шоколадного кота, Я никогда раньше не ви­дела, ничего подобного, и мне страстно захотелось посмотреть, что же это та­кое.
Через несколько дней Любка сообщила, что шо­коладный кот куплен и что я могу прийти и посмотреть. Накинув на пле­чи старенькую фуфайку, я отправилась к Любке. Жила она в большом кра­сивом доме с «итальянс­кими» окнами. В нём бы­ло много комнат, украшен­ных дорогими коврами, хрусталем, прекрасными картинами и серебряной посудой, стоящей в стек­лянных шкафах. Был здесь также белый концертный рояль, на котором никто не играл, так как ни у кого из обитателей дома не было музыкального слуха. Приобрести все это постарались Любкины ро­дители: отец – главный агроном пригородного сов­хоза, и мать – врач акушер-гинеколог.
Вокруг дома рос заме­чательный сад с редкост­ными породами фрукто­вых деревьев, в саду были разбиты также живопис­ные цветники, на которых стояли бывшие тогда в моде   зеркальные  шары.
За домом располагался огород, теснились густые кусты малины, крыжовни­ка, черной, красной и бе­лой смородины. К дому примыкали хозяйственные службы, где мирно жевали свою жвачку две породи­стые коровы, тёлка, кру­толобый бычок и несколь­ко овец. По двору солидно расхаживали жирные гуси и оранжевые куры, а вну­шительных размеров пе­тух, важно вышагивая во­зле крыльца, созывал своих подруг зычным  «ко-ко-ко»!
На крыльце, лениво вытянув лапы и положив на них бульдожью голову, дремал огромный рыжий пес Джек.
Всеми делами в доме, на огороде и во дворе ведала домработница Поля, толстая женщина неопре­деленного возраста в ни­зко повязанном черном платке, угрюмая и неразговорчивая.
Я пришла, когда Люб­ка и ее старший брат Алька ели. В  просторной кухне на широком столе стоял большой глиняный горшок. Тетя Поля, погружая в него деревянную расписную поварёшку, черпала густую сметану и налива­ла её в глубокие тарелки, стоящие перед Алькой и Любкой. А те с аппетитом уплетали её, заедая нозд­реватым пахучим хлебом, испеченным тетей Полей в русской печи. Насытившись, Любка вы­лезла из-за стола и, вытерев измазанные сметаной руки о шерстяное пла­тье, сказала:    «Пойдём!»
В комнате Любки на овальном инкрустирован­ном перламутром столике находилось совершенное чу­до – шоколадный  кот. Коричневый, блестящий, с высоко поднятым хвостом. Я онемела от восторга! А Любка, подойдя к столи­ку, бесцеремонно схвати­ла кота липкими пальца­ми и, протягивая мне, ска­зала: «На, подержи! Только не урони и не смей лизать. Понюхать можешь, я разрешаю!».
Робко взяв в руки кота, я почувствовала, что он достаточно легкий, а вну­три него что-то перекатывается наподобие малень­ких шариков. «Не удивляй­ся! – проговорила Любка. — Внутри кота — шоко­ладные орешки. Я знаю точно, потому что Алька уже съел своего. Хочешь, покажу?» И Любка, отку­сив у прекрасного кота голову, высыпала на ла­донь три шоколадных оре­шка, которые тут же исчезли у неё во рту. «Вку­сно»!» – резюмировала они и уже больше не произне­сла ни слова до тех пор, пока весь кот не был съеден.  «Ну, а теперь пойдем во двор'» — сказала Люб­ка, и мы отправились печь песочные куличики. Однако игра меня уже не занимала; моим воображением прочно завладел прекрас­ный шоколадный кот. Нет! Такого кота я есть не стала бы! Я поставила бы его на комод и хвасталась им перед каждым, кто бы ни приходил  в наш дом. Но просить мать ку­пить мне подобную шоко­ладку я не посмела, так как поняла сразу, что стоила она недешево. Однако  вскоре  произошло   событие, давшее воз­можность реализовать мою мечту. В один из теплых июльских дней к нам при­ехала  погостить  из  Моск­вы сестра  отчима – сту­дентка педагогического училища Полина.  Она ча­сто брала меня  с собой гулять. Мы подолгу   про­хаживались   с  ней  по  го­роду,   заходили   в   городс­кой   парк, сидели на на­бережной Волги и   любо­вались   белыми   парохода­ми и быстрыми катерами, плывущими по ней.  Одна­жды, возвращаясь   домой после такой  прогулки,  мы встретили возле   моста че­рез  Волгу лоточницу, по­жилую    женщину,   устало стоявшую на больных, распухших ногах      возле гранитной тумбы. «Хочешь, я что-нибудь тебе куплю?» – спросила, Полина.  «Ко­нечно! – ответила   я,   — Тянучку!» Но тут  же спохватилась: среди шоколадных фигурок  зайцев, мишек, пузатеньких рыбок и   тонкошеих лебедей я увидела кота, точно   та­кого же, какой был так безжалостно съеден Люб­кой.   Не в силах превоз­мочь желания, я с горяч­ностью сказала Полине: «Нет! Тянучку не нужно! Лучше   кота!»  «Хорошо!» – ответила Полина, я тут же   поинтересовалась, ско­лько он стоит. «Семьдесят копеек», – ответила   ло­точница. Поляна порылась я своем кошельке и с гру­стью  вздохнула: «Увы!  У меня       только пятьдесят. Давай возьмем,  Тонечка, вон того поросёнка.  Смот­ри, какой он забавный. Или вон то   шоколадное яичко». Радость моя сразу же   померкла.    Шикарный шоколадный кот стоил для нас с Полиной непомерно дорого. «Возьмите   зайчика! Смотри, девочка, ка­кие у него красивые уш­ки! – предложила продавщица. — И стоит он всего сорок восемь копеек, Как раз у вас и денег хватит».
Но я не могли, расстать­ся вот так сразу со своей мечтой, а поэтому угрю­мо молчали, неотрывно глядя на кота.
«Давай сделаем так, – сказала Полина,  – сей­час мы пойдем домой,  а завтра  возьмём  деньги  и купим   понравившуюся  те­бе кошку».  И она потянула меня к мосту. Пройдя все­го несколько шагов, я спохватилась   и, вырвав свою руку из руки Поли­ны, вновь   очутилась пе­ред  лотком,  жадно отыс­кивая глазами   среди   выставленных на нём сладос­тей   приворожившую меня шоколадку. «Тонечка! Что ты делаешь?  Как же тебе не стыдно?!» –  принялась увещевать меня  Полина. Однако лоточница,  оки­нув       нас жалостливым взглядом  и, вероятно, об­ратив   внимание на  моё заштопанное мамой   в  не­скольких   местах ситцевое платье и старенькие пару­синовые  туфли  Полины с заплатой  на мизинце, тя­жело вздохнув, сказала: «Возьмите   своего  кота! А недостающие деньги прине­сёте   завтра. Я буду це­лый день здесь, на этом же  месте».
«Спасибо!»  – ответила Полина, а у меня в  руках оказался долгож­данный шоколадный кот. Радости моей не было предела!
Дома Полина порылась в своем видавшем виды тощем дермантиновом пор­тфельчике, и извлекла от­туда двадцать копеек. А на следующий день мы снова отправились к мос­ту. Долго ходили по на­бережной, прошлись по городу, заглянули в го­родской парк, но так и не встретили лоточницу. Мы искали её целую неделю, но так и не нашли. А тут наступило время отъезда Полины на учебу в Моск­ву. И наши поиски прек­ратились.
На комоде же, возле моей кровати, еще долго стоял шоколадный кот с грациозно выгнутой спи­ной и гордо поднятым хвостом. Я осторожно бра­ла его в руки, а перед моими глазами вставало усталое доброе лицо по­жилой лоточницы. И мне почему-то становилось очень грустно.



(Впервые опубликовано в сентябре 1996 г. в газете "Перекоп", Красноперекопск, АР Крым)