Глава 8. Кем быть?
С годами приходил опыт, работа в милиции становилась более сложной и более интенсивной, требовала всё большей затраты сил и времени. Начальство больше ценило и доверяло, но и нагружало больше. В районных органах внутренних дел я организовывал в оперативном плане работу по борьбе с мошенничеством, квартирными кражами, с содержанием притонов, а также по расследованию старых, ранее не раскрытых убийств.
И при этом по-прежнему много времени всё-таки отдавал музыке. По-существу, это занятие стало для меня чуть ли не второй работой. В это трудно поверить, но как-то я прикинул: за год участвовал почти в 100 концертах! В какой-то момент понял, что, долго так продолжаться не может.
Нередко на концертах, в которых я выступал, присутствовало «высокое» начальство, в том числе, и по линии культуры. После одного из них мне позвонили из областной филармонии и попросили зайти. Это было неожиданно и очень меня заинтересовало.
Ведь не секрет, что сцена, хороший приём зрителей, аплодисменты - это такое сильное, мало с чем сравнимое, увлекательное, манящее чувство! Ты не такой, как все. На улице, хоть это и не столица, а провинциальный город Тамбов, тебя узнают, девушки оглядываются, бросают многообещающие взгляды… А главное, твой голос звучит всё лучше, твой мир – музыка.
Всё это не ново, и каждый , кто выступал со сцены,, наверное, переживает это по- своему. Меня, несмотря на то, что я преуспевал по службе в милиции и очень любил свою работу, в глубине души грыз некий червячок, терзал вопросом: да когда же ты бросишь всю эту беспросветную, каторжную милицейскую работу и полностью отдашься, тому, что тебе дано от Бога, так тебе нравится, и выделяет из «толпы» и обыденной жизни?!
Когда я пришел в филармонию, там заседала тарификационная комиссия. Мне сходу предложили пройти её (чистая формальность) и оформляться на работу в качестве певца – солиста - тенора областной филармонии с окладом 1400 рублей, плюс, как мне намекнули, дополнительные заработки. Речь шла о, так называемых, «левых» концертах, О них, как и о других вариантах таких заработков у артистов, я прекрасно знал.
Комиссию я прошел, но сказал, что надо ещё подумать, посоветоваться.
В тот момент мне надо было срочно ехать в командировку в Мичуринский горотдел милиции для проверки его работы. Узнав об этом, директор филармонии тут же «сделал стойку»:
- Так это же прекрасно! Туда едет наша концертная бригада, у вас будет хороший концертмейстер, вот вы и поучаствуете в серии концертов. У них там серьёзные гастроли. Руководителю я скажу, вас не обидят, заработаете кое-что. Да и присмотритесь на практике, как это выглядит у профессионалов. Тогда и решение легче будет принимать.
На том и порешили. Я дал согласие на участие в этих концертах, так как моя работа по проверке была плановая, рутинная, не пыльная, для «галочки». А концерты - по вечерам. Было и интересно, и деньги, как всегда, не лишние. Словом, попробую приобщиться к профессиональной артистической жизни!
На следующий день после моего приезда в Мичуринск туда прибыла и гастрольная бригада областной филармонии. Разместилась она в той же гостинице, где жил и я.
Мичуринск старинный русский город(бывший Козлов) - всесоюзный научный центр садоводства.
Гостиница, в которой мы поселились -одна единственная в городе. Построена ещё до революции.
В этой гостинице было интересное старинное печное отопление. Печи находились не в номерах, а где-то снаружи. Горячий воздух в номера подавался через открывавшуюся в стене заслонку, поступление его регулировал сам постоялец, открывая эту заслонку под определённым углом. Стена вокруг заслонки, облицованная красивыми изразцами, нагревалась, и в номерах было очень тепло. Такой системы отопления я нигде больше не встречал.
Отличалась гостиница и тем, что там сохранялся старинный интерьер: мебель, удобные, хоть и потёртые кресла, ковры. Правда, «удобства» тоже были старинные, минимальные – общие, в конце коридора, а в номере только умывальник, и тоже старинный. Но общее впечатление – уютно, красиво, хоть и слегка обветшало.
Мичуринск был известен на всю страну своими знаменитыми яблоками. (Он и имя-то своё получил от Ивана Владимировича Мичурина, известнейшего русского селекционера, выводившего там какие-то особенные сорта.
Кроме научных институтов в Мичуринске было три полноценных вуза, что для районного города просто редкость. И ещё там была уникальная электростанция, построенная в начале ХХ столетия знаменитым Поповым (изобретателем радио). Её необычность состояла в том, что со времён своей постройки она продолжала вырабатывать и подавать постоянный ток, явление для того времени исключительное.
Все эти детали – о гостинице и о городе, так сказать, в скобках. Ну как не рассказать об этой нашей старине!
Вот в этом старинном русском городе чуть не произозошла коренная перемена в моей судьбе.
Прибывшая туда развесёлая, многочисленная концертная бригада имела в своём составе и певцов, и танцоров, и чтецов, и драматических актёров, ставивших небольшие скетчи, и, конечно же, небольшой эстрадный коллектив с солисткой по имени Светлана. Ах, какая это была ослепительно красивая женщина, типа Мэрилин Монро. Молодая, лет 24-25, натуральная блондинка. Глаза горят, энергетика потрясающая. Сейчас бы сказали – сексапильная. Тогда, правда, слова такого мы не знали (ведь в советской стране и секса-то не было!). А я это её качество видел, можно сказать, воочию. Как- то во время концерта в военном училище после своего номера прошел я в зал и наблюдал, как Светлана во время своего выступления заводила мужиков: у них были раскрасневшиеся, полуневменяемые лица и другие, напряженные части тел, особенно у молодых ребят - курсантов.
Да и профессионально Светлана была вполне на уровне - хороший голос, и на сцене держалась прекрасно. В общем, с ума сойдёшь! Но! Она была замужем, а муж – танцор в этом же коллективе, и он очень ревниво следил за нею, когда…был трезвый. Это случалось не часто…
Вот режим их работы – на мой, стороннего наблюдателя, взгляд.
После каждого успешно отработанного концерта все артисты, возбуждённые, радостные, возвращаются в гостиницу. И тут начинается такое!...
Дикая, не то что пьянка, оргия какая-то.
Сначала все беззастенчиво хвалят друг друга, какие они талантливые. Затем, по мере усиления опьянения, начинают выяснять отношения: кто кого талантливей, вспоминают какие-то обиды и всё на высоких тонах. Шум, гам, хохот, крик стоят невообразимые. Под этот шумок то одна, то другая дамы на некоторое время исчезают с кавалерами. И конечно, замужняя Светлана - при уже не вяжущим лыка муже – тоже смывается с каким-то юношей танцором. Шум и крики нарастают. В ход идут уже руки и классические вопросы, типа: «А ты кто такой?!»
Вначале наблюдать это провинциальное, профессиональное искусство на гастролях и нравы вне сцены мне было интересно.
Но когда, зная кто я такой, они стали обращаться ко мне, как к третейскому судье - «Вот, Владимир Львович, ты разберись, рассуди» – а дальше пьяный бред, какие-то старые отношения, застарелые обиды, ревность, кто, за что и почему получает больше?... Это уже было чересчур…
В общем, подавай бог ноги, с трудом я ушел из этой компании.
С утра занялся своей работой. Днём зашел в гостиницу, чтобы пообедать в ресторане. И увидел моих «будущих коллег».
Все в нормальной форме, в хорошем настроении.
А ещё утром в гостинице я наблюдал, как после ночной попойки, только-только пробудившись, они бродили по коридорам, как неприкаянные, помятые, нечёсаные, злые. Муж Светланы последними словами ругал свою жену – «проститутку Светку». Якобы, застал её «с поличным» - с юным танцором, которого избил, и тот куда-то вообще исчез. Вышла из номера и Светлана с хорошим фингалом под глазом. Стала кричать на мужа, что тому по пьянке всё привиделось.
Увидев меня, глядела такими невинными, жалостливыми глазами, что если б я не был на их «банкете», искренне поверил бы ей! Другие артисты тоже шатались по коридорам, ища, где похмелиться. В общем, говоря сегодняшним языком, «картина маслом».
А впереди, вечером очередной концерт, Придя в гостиницу в начале седьмого вечера, я застал вообще благостную картину. Все подтянутые, возбуждённые, хорошо одетые, в прекрасной форме, Светочкин синяк замаскирован, припудрен. У всех предконцертное волнение.
Концерт отработали нормально, от души, дружно, успешно.
Ещё одно наблюдение поразило меня в тот вечер.
Находясь за кулисами, я впервые увидел невыносимо тяжелую работу профессиональных танцоров. После окончания номера, поклонов аплодирующей публике они с радостными улыбками, бегом влетали за кулисы, как загнанные лошади после немыслимой скачки, абсолютно выдохшиеся, с искаженными от боли лицами. Не успев перевести дыхание, снова выходили на «бис», вымученно улыбались и отвешивали поклоны. Если требовалось, повторяли уже исполненное или танцевали новый танец, опять в бешеном ритме, и опять, будто всё в порядке - поклоны, счастливые улыбки (и, действительно, они были счастливы – ведь успех!). Но за кулисами иногда прямо падали в полном изнеможении на пол.
Я был просто потрясён, впервые так близко наблюдая этот тяжкий труд танцоров, их самоотдачу. А после концерта снова все радостные, возбуждённые, счастливые от успеха. И - снова в гостиницу, а там всё сначала, и всё по тому же кругу…
Ради справедливости, надо отметить, что в коллективе было несколько скромных людей, какая-то пара, исполнявшая скетч, немолодой чтец и ещё кто-то «серьёзный». Они держались особняком, в общем загуле не участвовали.
После 2-х – 3-х выступлений в городе филармонисты отправились с концертами по глубинкам чернозёмной Тамбовской области...
Ну, а я принял для себя окончательное и бесповоротное решение: по крайней мере в Тамбове, на профессиональную сцену не пойду.
Дело не только в том, что я изнутри увидел неприглядную сторону жизни провинциальных артистов.
Можно было бы, закрыв глаза на всю эту «изнанку», поработать немного в Тамбове, а потом прорываться на всесоюзное радио. Появлялись разные новые ансамбли, которым можно было предложить себя, наконец, был вариант перейти в Воронежскую филармонию, это - уровень рангом значительно выше Тамбовского.
Но я был воспитан на классическом, строгом пении, привык исполнять музыкальные произведения только в той тональности, в какой они написаны композитором, строго, как в нотах. Не признавал никаких микрофонов.
Эстрадная музыка для меня была музыкой 2-го сорта. Эдакий здоровый снобизм. А чтобы петь, следуя всем этим правилам и требованиям, надо было много работать над собой, непрестанно учиться, ограничивать себя в алкоголе, курении – для тенора это почти абсолютное табу (за 3 - 4 дня перед серьёзными концертами мне приходилось эти правила строго выполнять)
А волнение! А страх всегдашний – как будет звучать голос, возьму ли сегодня неудобное верхнеё «ля»? И просто даже - первую ноту при выходе на сцену? Да и вообще жизнь серьёзного певца, (особенно оперного), это шахтёрский труд, не видимый никому.
Сейчас, когда залы и стадионы собирает «попса», все эти страхи и строгости давно перестали существовать. Ведь во времена , о которых пишу, чтобы петь, нужно было, как минимум, иметь ГОЛОС!
Перед тобой сцена, и ты наедине с публикой в зрительном зале. Никаких микрофонов, динамиков, не говоря уж о «фанере». Без голоса, даже с плохим голосом, никому и в голову не приходило выступать со сцены. Таких туда просто не пускали! Раз нет голоса - человек не может петь! Это же элементарно. Но жизнь ушла далеко вперёд, и это правило давно забыто…
Но все эти «быть или не быть» мне певцом, все эти причины, которые мешали принять окончательное решение, были всё-таки не самыми главными.
Во-первых, у меня было дело, в котором мне было интересно и где всё ладилось. Свою работу я по-настоящему любил и не хотел бросать,
А во-вторых ...да нет, пожалуй, тоже, во-первых, если не в главных: у меня было самое дорогое - моя семья, мои любимые жена и сын.
Став артистом, я рисковал всё это потерять. Особенно остро такую перспективу я ощутил на Мичуринских «гастролях». Поэтому тема «кем быть», по крайней мере, в Тамбове, для меня была закрыта.
Дальнейшая жизнь уже в Харькове показала, что мне с моим характером и взглядами было бы невмоготу существовать в профессиональном искусстве, даже в высоком.
в 90-е годы мне довелось работать директором Фонда Международного конкурса пианистов в честь Владимира Горовица.Всё прошло блестяще (об этом отдельный разговор).
Но меня и тогда постигло глубокое разочарование нравами, царившими в профессиональной артистической и околокультурной среде: показное внешнее расположение друг к другу, позиционирование себя, как сеятелей „великого, доброго, вечного”, резко контрастировало с их постоянной подковёрной борьбой, беспощадной конкуренцией друг с другом, лютой завистью к чужому успеху, интригами и т.п. Даже меня, проработавшего много лет в правоохранительных органах, и насмотревшегося на изнанку человеческого общества, многое увиденное здесь, изумило. Стараюсь выражать свои ощущения как можно сдержаннее, корректнее, хотя удерживаться в этих рамках нелегко. Попав в мир искусства, даже я, закалённый оперативник и человек, руководивший не одним большим коллективом, должен был приспосабливаться, чтобы как-то, примиряя всех и вся, добиться реализации проекта „Конкурс”.
Видать, не случайно, ещё в Тамбове, когда был значительно моложе и столкнулся вплотную. с артистической средой, напрочь отказался от артистической карьеры. Бог уберёг!
© Copyright:
Владимир Гугель, 2012
Свидетельство о публикации №212022401454