Памяти твоей.. Глава 5

Османова
… 5 …

- Ай, бабасынын гюлю-бюль-бюлю! Гял бир бах ся¬нин учюн ня дюзяльтмишям!; – такими словами разбу¬дил меня однажды утром дедушка.
- Ай киши, гой ушаг йатсын! Онсузда бютюн гюню эля чапалайыр ки, эля биль, Аллах элямясин, йаныр!;; – раздался бабушкин голос с веранды. Но я уже вскочила и выбежала во двор.
Через доли секунд двор огласился моим счастливым воплем – я не умела выражать свои чувства иначе! Это потом жизнь научила меня контролировать свои эмоции, а тогда, в то счастливое, беззаботное время, я не сдерживала чувства – если плакала, то навзрыд и с морем слёз, если радовалась – то с криками, хохотом, прыжками и кувырканьем через голову...
К моим воплям присоединился звук разбитой посуды – это бедная бабушка, никак не привыкающая к моим диким выходкам, испугавшись, выронила поднос с чашками и блюдцами – она накрывала стол к завтраку.
- Йа Аллах, ай балам, ня олду?; – выбежали на веранду мои полусонные тёти, запахивая на ходу халаты.
- Хеч ня! Бабайнан нявя бизим ахырымыза чыха¬чаглар! Уряйим гопду ушаг гышгыранда... Ляйян дюш¬дю элимдян...;; – сказала бабушка с улыбкой, выходя из-под навеса с осколком разбившейся чашки и покрутив его в воздухе над моей головой, сказала:
- Гадан-балан бунунла чыхсын!;;;
А я уже взлетала в воздух, крича во весь голос:
- Бабааааа!!!;;;; Я тебя люблю!!!! Ты самый лучший дедушка в мире!!!!!! – и старалась коснуться кончиками вытянутых пальцев балки навеса!
Дедушка сделал для меня качели!!! Двойной ряд толстой верёвки он перекинул через самый толстый ствол айвы... Сиденье для качелей он сделал от старого, сломанного табурета, покрасив его яркой краской и покрыв сверху полировкой...
Эти качели ещё больше подняли мой авторитет в глазах ребятишек – они теперь выстраивались в очередь у нас во дворе, чтобы покататься на моих качелях. Первое время я качалась до одурения! Потом, как говорится, насытившись, я разрешала кататься всем и сама строго контролировала очередь и время.
Кстати, в отличие от многих сверстников, я научилась читать в четыре года и разбиралась в часах. И уже тогда на моих руках красовались детские часики – роскошь по тем временам невиданная! Их мне привёз дядя из Германии.. Это были часики в форме собачки, с вращающимися глазками-бусинками. Ремешки можно было менять – их было очень много. Всех цветов радуги, полосатые, в горошек, с буквами, со смешанными цветами, с узором далматинца, с рисунками разных зверушек.
Эти часы я носила очень долго, а потом, когда подросла, подарила вместе с комплектом ремешков двоюродной сестре, которая  была  на пять лет младше меня. И она, в свою очередь, тоже щеголяла в них на зависть подружкам.
...Сколько времени я провела на этих качелях – не счесть... Сколько раз я разбивала колени, пытаясь спрыгнуть на ходу да ещё на максимально большей высоте – тоже несметное количество... Я только помню это удивительное ощущение, которое я тогда, ребёнком, не могла ни понять, ни объяснить... Теперь-то я знаю... Я была невероятно счастлива…
А рано утром, на одной из плит двора, находившейся прямо под сидением качелей, отражалась радуга!!! Маленький её кусочек украшал эту плиту. Я сидела на качелях, чуть-чуть раскачивалась и босыми ногами водила по плите и радуга раскрашивала мои ступни и щиколотки...
- Гюлюм!; – ты умеешь ходить по радуге? – искренне удивляясь, спрашивал дед.
- Нет, деда, это у меня босоножки из радуги!!! – смеялась я.
Через несколько дней, проснувшись, я увидела на стуле около своей кровати свёрток из блестящей бумаги. На этом стуле я частенько находила подарки для себя. Разорвав бумагу -  у  меня  с  детства не  хватает терпения  аккуратно разворачивать подарки – я, по своему обыкновению, огласила весь дом радостными  воплями!
   В свёртке были  босоножки-римлянки!! Каждый  ремешок босоножек и плетёные, длинные  шнурки  были цвета радуги!! Прижав к груди босоножки,  прекрасно зная,  что  бабушка  и  дедушка  давным-давно  проснулись  и,  скорее  всего,  дедушка ушёл на  базар, а  бабушка хлопочет  на кухне, я  бросилась в комнату, где спали тёти и, взобравшись на кровати, стала прыгать с  одной  кровати на  другую, спотыкаясь  о руки и ноги своих  тёть...
- Смотрите!!! Смотрите!!! У меня босоножки из радуги!!!
Я часто думаю о том, как же сильно меня любили мои родные – дедушка, бабушка, тёти, дяди... Потому, что я не могу припомнить ни единого случая раздражения с их стороны. На меня не кричали, меня не ругали... В принципе, я не делала ничего такого ужасного, гадкого  – я просто была очень шумным, энергичным, жизнерадостным ребёнком...
 Потом, будучи уже взрослой, я спрашивала у них – неужели не было никогда такого, за что меня хотелось бы наказать, отшлёпать? Бабушка ответила за всех:
- Сяндя наняджиблик йох иди хеч вахт, нийя гёря сёйюлюб-дёйюлмяли идин? Ушаг идин дя, ушаглыгыны йашамалы идин...;;
...Я твёрдо верю в то, что если у человека было счастливое детство; если он вырос в атмосфере добра, заботы, любви, тепла; если порывы детской души и детская непосредственность не были загублены в нём взрослыми, окружающими его, то этот человек сможет пронести всё это с собой через всю свою жизнь и сам не сможет быть жестоким, подлым по отношению к другим. Потому, что в  его  душе  навсегда  сохранится то  светлое,  что  окружало  его  в  самом начале  жизни. Ведь  именно тогда  происходит  становление человека,  как  личности.......
И как чёрное пятно в цветной мозаике моего детства, врывается воспоминание о единственной в моей жизни оплеухе...
 Один-единственный раз отец – причём, абсолютно незаслуженно!!! – ударил меня.
Я училась тогда уже  в седьмом классе. Мы сидели за столом, обедали. И у нас в гостях был дядя – папин брат. Я хотела поскорее покушать и смыться к подруге. Но отец сказал: "Покушай и поиграй с братиком". Братик – дядин сын – был ужасно капризным и вечно сопливым ребёнком. А я с  детства патологически брезглива. Да и вообще, родню отца я не переваривала. Поэтому, я сказала: «Нет... я к нему даже близко не подойду.»   Отец  побледнел  и  нахмурился. Буравя меня  тяжёлым взглядом, он  спросил :
 - Почему  это?
- Потому,  что у  него сопли текут! И я его брезгую... -  ответила  я..
Отец относится к той категории мужчин, для которых его родня – небожители, а тем более – старший брат и его отпрыски. Кстати, из-за этого у нас дома частенько были скандалы. Так вот, не успела я договорить, как получила такую оплеуху, что до сих пор помню звон в ухе. Левом.
Но отец, видимо, понятия не имел, кого породил... Реакция моя была ужасной. Я с диким криком вскочила, двинула ногой по столу так, что от посуды и её содержимого мало что целого осталось. У меня был такой приступ бешенства! Я закатила такую истерику!!! Я  до  сих  пор  помню и,  конечно, никогда  не  забуду, какую  ненависть я  испытывала  в  те  минуты  к  отцу  и  ко  всей  его  родне! Вскочив  из-за  стола, я   стукнула по его  ножке  с  такой  силой, что  стол  сместился  с  места и  несколько тарелок  и  бокалов,  стоявших  близко  к  краю, упали на  пол. Я орала отцу  в  лицо, что ненавижу и его, и всю его родню, и особенно его брата с сопливым выродком..  Я помню до сих пор лицо отца  – он растерялся... Особенно, когда я пригрозила, что, если он хоть пальцем до меня когда-нибудь дотронется, то я зарублю его ночью...Выбегая из комнаты, я  не  заметила,  что  дверь, во избежание  сквозняка,  была  закрыта   и с размаху влетела в стекло. Матовое,  затемнённое,  оно разбилось вдребезги. И до  сих  пор  непонятно  как,  но  на  мне  не  было  ни единой  царапины! 
Я полгода не разговаривала с ним. Вернее, не только не разговаривала, а полностью игнорировала. Но больше он никогда не делал даже попытки ударить меня. Я не думаю, что он меня боялся, нет, конечно. Просто, наверное, растерялся и понял, что от меня можно ожидать чего угодно. Тем более что позднее он прочитал мой дневник, в котором было написано всё, что я о нём думаю...
**************
;  Ах ты, дедушкин цветок-соловушка! Иди взгляни, что я для тебя сделал!
;; Пусть поспит ребёнок, и так весь день носится как угорелая, не дай Бог!
;      О Боже, детка, что случилось?
;;    Ничего! Дед с внучкой нас добьют! У меня сердце оборвалось, когда ребёнок крикнул. Поднос выпал с рук...
;;;   Пусть твои горести-болезни уйдут с этим осколком!
;;;; Дедаааа!!!!
;   Цветок мой!
;; В тебе не было того, за что нужно ругать или бить. Ты должна была прожить своё детство...