Нужен Комитет по Цивилизационной Безопасности

Уладзимир Траццякоу
Предложение В.Н. Третьякова,
Представителя ДОИ/ООН от МАИТ, теперь МНОО “МАИТ”. 
Размещено как Решение (Solution) в Общедоступной Школе Панорамного Мышления (http://www.wiserearth.org/group/Sch_pan_th).
Пер. с англ.

Проблема

Многие люди в мире восприняли призыв “Думать глобально, действовать локально” как соответствующий направленности их деятельности. С трибуны ООН этот призыв неоднократно повторялся. Можно убедиться, что сама структура Совета Безопасности ООН отображает этот девиз. В самом деле, в нем имеются такие подразделения:

* Комиссия ООН по построению мира
* 1540-й Комитет
* Комитет противодействия терроризму
* Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии
* Международный уголовный трибунал по Руанде
* Комитет по поддержке военных
* Миротворческие операции и миссии.

Не правда ли, в этом видна локальность как в смысле географическом (Югославия, Руанда), так и функциональном (построение мира, поддержание мира, антитеррористические действия, уголовное право, военные)? Можно допускать, что структура Совета Безопасности ООН могла бы больше соответствовать самому его названию.

Человечество, этот социальный мега-организм, не имеет до сих пор никакой структуры, адекватно учитывающей невероятную сложность мира и способной оказывать на него эффективные управляющие воздействия. Такая управляющая структура, нечто вроде глобального мозга человечества, ставшего глобальным и по представительству, и функционально, является делом очень отдаленного будущего. Пока же можно лишь утверждать, что к цели “устойчивое развитие”, поставленной 20 лет назад, мы нимало не приблизились. И человечеству приходится жить под воздействием двух угроз – уничтожения и самоуничтожения, и нельзя даже определить, какая из них более серьезна.

Действие 

ООН, как главная международная организация мира, могла бы и должна бы руководствоваться не только девизом 

Думать глобально, действовать локально

но также и другим:

ДУМАТЬ ГЛОБАЛЬНО, ПОДГОТАВЛИВАЯ ВСЕ, ЧТОБЫ ДЕЙСТВОВАТЬ ГЛОБАЛЬНО

или просто:

думать глобально и действовать глобально,

с тем же указанным смыслом, поскольку подготовка глобальных действия сама по себе является глобальным действием.

При таком девизе Совет Безопасности ООН,  имеющий целью более безопасный мир, мог бы гораздо больше соответствовать самому своему названию.

Институализация этого нового направления в деятельности ООН могла бы быть произведена в виде нового подразделения в составе Совета Безопасности или наряду с ним. Его название могло бы быть

Комитет ООН по Цивилизационной Безопасности.

Результаты

Комитет по Цивилизационной Безопасности,  имеющий соответствующие полномочия и службы, мог бы оказывать консультативные услуги правительствам, вместе с ними стремясь обеспечить безопасное существование самой цивилизации, чтобы не допустить наихудших вариантов развития будущего. Благодаря тому, что подавляющее большинство населения мира несомненно заинтересовано в безопасном будущем для себя и своих потомков, Комитет мог бы инициировать разработку первых, пробных стратегий устойчивого цивилизационного развития, используя огромный интеллектуальный потенциал волонтеров – сетевых аналитиков, экспертов, информационных технологов, социальных проектировщиков, ученых, в т.ч. философов, социологов, социальных психологов. Удачные стратегии, востребованные большинством правительств, повысили бы авторитет Комитета, придав ему новые стимулы для разработок еще более глубоких и надежных вариантов развития мира.

Рассмотрим ситуацию с точки зрения системного подхода. Имеется система – наша цивилизация; есть проблема – как ей развиваться, а также некая ООНовская структура, которая была бы нацелена на обеспечение безопасного, неопределенно долгого существования всей человеческой цивилизации, при допущении, что сама ООН готова пригласить всех, кто хочет и может сотрудничать с этой структурой. Обладая воображением, мы можем предсказать двойной системный эффект – 1) собирание интеллектуальных сил планеты для благородной и престижной работы, чтобы приблизить цель, поставленную этим ООНовским комитетом, и 2) появление «глобального мозга» -- Интеллектуального Веб-Ресурса Планеты.

Таким образом, создание Комитета по Цивилизационной Безопасности при ООН было бы значительным продвижением человеческой цивилизации к магистральному пути, ведущему ее к устойчивому развитию.

Ограничения 

1. Можно возразить: имеется ООНовская программа Цели Развития Тысячелетия. Правда, ее временной охват немного узковат (до 2015 г.), но ведь после 2015 г. могут быть выдвинуты новые цели.

Однако примем во внимание, что временной фактор для систем с нелинейной причинностью, к каковым относится и человечество как система, имеет решающее значение даже тогда, когда делается краткосрочный прогноз. Тем более это так для долгосрочных прогнозов. Чтобы их делать, лучше всего иметь в своем распоряжении весь интеллектуальный потенциал планеты. Ни сейчас, ни еще несколько десятилетий спустя мы сможем рассчитывать лишь на сетевых интеллектуалов-волонтеров, поскольку ООНовский бюджет не может существенно возрасти. Для того, чтобы он вырос кардинально, вначале должны появиться заметные и очевидные результаты деятельности Комитета.

2. Быть Комитету ООН по Цивилизационной Безопасности или не быть, зависит в том числе и от того, каков будет результат глобального обсуждения проблем “Устойчивые сообщества, ответственные граждане” и “Будущее, какое мы хотим”, – а также, конечно, будет или не будет включен в повестку дня ООНовской Конференции Рио+20 в июне 2012 г. вопрос о необходимости и обоснованности создания Комитета как нового глобального топ-менеджера, специализирующегося по цивилизационной безопасности.

Когда использовать

Комитет ООН по Цивилизационной Безопасности мог бы быть создан еще в 1992 г., когда была осознана необходимость устойчивого развития человечества. Если вновь серьезно обратиться к проблеме цивилизационной безопасности (или шире: глобальной безопасности), чтобы ее достижение стало возможным все-таки в этом столетии, то 2012 год. – подходящее время для этого. Ведь в этом году ООН проводит Конференцию Рио+20, чтобы обсудить  "всем миром" проблему " Устойчивые сообщества, ответственные граждане ".

Что делать 

Шаг 1: По решению Оргкомитета Конференции Рио+20 в программы дискуссий и круглых столов включается вопрос о необходимости и обоснованности создания при ООН структуры, ответственной за цивилизационную безопасность.

Шаг 2: При наличии позитивных результатов обсуждений этого вопроса, зафиксированного в решениях Конференции, руководство Совета Безопасности ООН выделяет в своем штате несколько сотрудников, которые будут держать цивилизационную безопасность в поле своего внимания.   

Шаг 3: Эти сотрудники ведут переговоры о постоянной информационной поддержке их деятельности с Департаментом Общественной Информации, прежде всего с его Исполнительным Комитетом и Секцией НГО.

Шаг 4: Ставя себе цель найти среди экспертов и представителей тех волонтеров, которые включены в глобальную проблематику, службы ДОИ по запросам сотрудников Совбеза рассылают письма с предложениями высказать свои идеи и соображения к ближайшему заседанию Совбеза по всему спектру вопросов и проблем цивилизационной безопасности.

Шаг 5: После обсуждения на заседании сотрудников Совбеза руководство Совета утверждает подготовленный названными сотрудниками план действий по подготовке проекта по созданию Комитета (или Подразделения в составе СовБеза ООН) по Цивилизационной Безопасности для представления на предстоящей встрече Глав Правительств, входящих в Совет Безопасности ООН.

Насколько далеко удастся продвинуться с созданием КЦБ / ПЦБ, зависит от того, насколько убедительны будут эксперты и сетевые аналитики – волонтеры в отстаивании своих вариантов гарантированного устойчивого развития.

Побочные соображения

Стоит предостеречь от того, чтобы создание КЦБ или ПКБ превращать в сенсацию. Ведь даже как ООНовский Комитет он не сможет сам решить проблему устойчивого развития. Его роль видится лишь в том, чтобы подготовить приемлемое решение, причем, возможно, лишь через несколько десятилетий. Вот почему лучше, чтобы один или несколько сотрудников СовБеза были бы не назначены руководством, а сами захотели бы отвечать за проблему цивилизационной безопасности -- чтобы ее продвигать, выискивать проблемо-разрешателей, помогать в управлении информационными потоками.

Кто-то может посчитать, что создание такого Комитета не является решением системным как слишком прямолинейное. Несомненно, подобный аргумент наверняка может быть высказан. Потому стоит пояснить, почему он неверен.

Если кратко, то институциализация цивилизационной безопасности в рамках ООН является по сути процедурой приложения рычага системных изменений к системе, называемой человеческой цивилизацией, к самой болезненной ее точке – необеспеченному будущему. Именно потому, что эта точка болезненна и затрагивает не только несколько человек в СовБезе ООН, то все человечество, точнее, подавляющее большинство его населения, будет  заинтересовано в том, чтобы жить в устойчивом, не угрожаемом мире. Потому КЦБ / ПЦБ, превратившись в фактор постоянной заботы о будущем человечества, станет ядром концентрации усилий множества людей, осознающих императивы выживания цивилизации.

Люди, участвующие в таком деле, определенно почувствуют себя причастными к высшей цели как надличностной ценности. Можно задать вопрос: была ли у людей когда-либо цель, объединяющая всех, все человечество? Ответ известен: нет, никогда. После создания КЦБ при ООН люди такое дело получили бы, вначале – лишь как общеосознанную цель.

Оборудование

Как следует из сказанного выше, никакие дополнительные поставки и оборудование не требуются. Все сотрудники СовБеза ООН обеспечены сетевыми компьютерами и прочими коммуникативными средствами, так что сотрудники-волонтеры (или назначенные СовБезом) смогут сразу же осуществить начальную стадию работы по цивилизационной безопасности. Последующее изменение их служебного положения находится вне рамок этого предложения, поскольку определяется руководством Совета – а также тем, насколько активно носители интеллекта ответят на этот призыв к этому общему делу для всех. Точка приложения рычага системных изменений, можно думать, найдена правильно, и интеллектуальное движение по направлению к устойчивому развитию должно – в перспективе нескольких поколений – достигнуть поставленной цели.

Оценка имущества 

Эта процедура не является необходимой, поскольку как начальный этап (на уровне ООН), так и последующий (на уровне работы Интернет-сообщества) не связаны с какими-либо дополнительными материальными или финансовыми вложениями.