Глава 4. Холодное лето 1953 года

Владилен Николаев
 На фото - студент МГУ В.Николаев в экспедиции института кристаллографии АН СССР около научно-исследовательской лаборатории треста Уралалмаз. Посёлок Кусье-Александровский. 1953 год.
 
В посёлке Кусье - Александровский в те годы существовал лагерь заключённых. Ещё несколько лагерей располагались в ближайшей округе. По известному указу Л.Берии было амнистировано и  сразу же, «залпом», выпущено из мест заключения большое количество заключённых.

 Не знаю, как этот «залп» отозвался на мирных жителях окрестных посёлков. Но известно, что среди выпущенных «зеков» немедленно начались их собственные «разборки». Такие «разборки», летом 1953 года, по рассказам местных жителей, неоднократно случались и в Кусье.

 Свидетелем  одной из них случайно стал я. Днём, после обеда, я стоял на крыльце дома. По улице шли два человека. Не доходя метров 15 - 20 до нашего дома, они остановились и стали разговаривать. Затем один из них слегка, раскрытой ладонью, слева, ударил другого по лицу.

 И тут же той же левой рукой, но уже кулаком, повторил удар в голову. Я, как зритель около ринга, безмятежно наблюдая за «боем», подумал: «Два удара подряд левой в голову - видно, он левша. И, видно, у него совсем плохая правая». 

 Противник «левши», получивший в голову два удара подряд, инстинктивно поднял к ней обе руки. И тогда, опровергая моё предположение о «плохой правой», опытный драчун нанёс  классический правый снизу в область сердца. Его противник рухнул на землю. «Вот это удар! Нокдаун!» - восхитился я. А победитель не спеша прошёл по дороге мимо нашего дома.  Упавший не поднимался и не шевелился. «Уже и для нокаута слишком долго лежит. Так не бывает» - подумал я.
 
 Из соседнего дома, ближайшего к месту схватки, выскочила женщина и тут же закричала: «Зарезали!» И только тогда я понял, что был свидетелем не укороченного раунда бокса,а хладнокровного убийства. А не увидел я решающей детали этого поединка (ножа) потому, что в Кусье ходил без очков. Довольно быстро подъехала машина «скорой помощи». Парня подняли и увезли. Говорили, что до больницы его живым не довезли. Может быть, и подняли его уже мёртвым.