Вкусности

Борис Калашник
                В К У С Н О С Т И
                М  Я  М  У  А   Р  Ы
         

   Самое первое воспоминание - компот из сахарной свеклы. Жили мы тогда с матерью, по-моему, в Кутузовке.  Это если ехать из Харькова в  Старый Салтов сразу за выездом из города справа боковая дорога со скульптурой быка на обочине. Отец в это время рубал уголек, где то в Подмосковье - расплачивался за плен.

 Примерно 1945 год. Я ходил в садик. Это запомнилось мне по одному катастрофическому случаю. Помню экскурсию группой в ближайший лес. И там случилась катастрофа - укакался. Много лет потом мать поминала воспитательницу незлым тихим словом - так усратый приплелся обратно в садик и вечером был вручен в неизменном виде.

 Жили мы в каком-то полутораэтажном доме - один полуподвал занимала маслобойня, /какие вкусные запахи жареных семечек оттуда доносились!/, а другой подвал был затоплен водой, /как я боялся туда подходить!/. Рядом с домом находился длиннющий сарай - мне он запомнился по длинному боковому мосту для въезда подвод на второй этаж. И запомнилась высоченная водонапорная башня ниже, около ручья.

    Так про компот. Примерно 45 год , голодуха и самое вкусное - компот из сахарного бурака! В студенческие годы я совершил стратегическую ошибку - уговорил мать сварить такой вкусный компот. Как я плевался! Такие помои!  Так оплевать такое вкусное воспоминание детства!

     В 46 - 47 жил у тети Оксаны в Перший Богачци Велыкобогачанского району Полтавской области. Это  родина  матери.  Мать и отец сидели по пять лет за спекуляцию  школьными  тетрадками и карандашами.  Возили из Харькова и  продавали  в селе и на  ярмарке  в Родионовке. И вот её сестра, / а моя очередная тетка / прислала посылку  из Львовщины, где она работала медсестрой по распределению. А в посылке были заводские макароны. Лет в 8 я их впервые увидел. А какие они были вкусные в молоке!!!  Благо, что держали свою корову. В этом богачанском раю я до этого видел только самодельную лапшу. Из теста пекли тонюсенькие коржи  и резали полоски. Рыжие, подгорелые, не очень вкусные в молочной лапше. А макароны в молоке до сих пор уважаю, особенно если в тарелку еще сыпануть  пару ложек сахарного песку. А судьба тетки сложилась трагически - ее укокошили бендеровцы.

    В богачанском раю самая вкусная еда была жареная картошка. Особенно пригоревшая коричневая. Я искренне считал, что у Сталина был специальный человек, который из общей кучи жареной картошки выбирал для него пригоревшую. О существовании чипсов я узнал уже после окончания института.

    К слову, еще об одном детском заблуждении, хотя и не связанном со жратвой. Я удивлялся, зачем нужно было строить громадные гидростанции , чтобы получать электричество. Ведь достаточно было пару проводков сунуть в пруд, и лампочка будет гореть. Все мечтал раздобыть провода   /метров 200/,   чтобы продемонстрировать тете Оксане, как в хате будет гореть лампочка.

  Да еще про картошку. Запомнилось, как из гнилой и вонючей добывали белоснежный крахмал. На полях разыскивали еще довоенные кагаты, раскапывали, привозили эту зловонную массу домой, тщательно промывали и в осадке получали белоснежный крахмал. Кагаты - траншеи, вырытые прямо в поле, куда ссыпали выкопанный картофель на зимнее хранение. За войну кагаты сравнялись с землей и только наиболее шустрые селяне / к которым, несомненно, принадлежал дядя Коля - муж тети Оксаны и мой родной дядя/ умудрялись  их находить и добывать драгоценный в голодуху крахмал.

    Выручал еще громадный пруд. По традиции,  рыбу ловить запрещалось, но публика промышляла ятерями. Это такая ловушка из рыболовной сетки /к слову, сетку плели сами/ в виде бочонка на обручах из лозы. В торцах были конусообразные входы - рыбе для входа предоставлялась большая площадь, а для выхода - мизерная.  Лодки были под запретом, поэтому ятеря ставили вброд и тщательно маскировались. Добро, что около усадьбы дяди Коли глубина была по грудь и берега обильно поросли очеретом. Ловились небольшие карасики - в детскую ладонь, жарились с головами. При еде кости особо не выбирались,  тушки хрустели  только так, коту мало чего доставалось.

Чёртов  Микрософт!  Без  предупреждения  затеял  вносить  изменения  в операционную  систему и похерил несколько  строк  дополнений  в  этот текст,  которые с таким  трудом  натыкал  одним  пальчиком.  Придётся  повторять!

АУ!  Аборигены  из  родненькой  Богачки,  как  там,  ещё  ловятся  карасики?  Или  их уже  вытеснили  толстопузики /лобики/.  Буду  очень  рад,  если  через  мою  страничку  в Проза. ру  шлёпните  мне  эл  письмо  /ОПРАВИТЬ  ПИСЬМО  АВТОРУ/.  "Проза"  его  перешлёт   в   мой  почтовый  ящик.  Заранее  -  сибо.

Последний  раз  в  Богачке  был  до  и после  первого  курса  ХПИ.  Примерно в  62-5=57 году.  Правда, тогда  вместо  карасиков  ловил  девок.

    Треть, а то и половину хаты занимала громадная русская печь. На печи часто лежало какое то зерно. Кайф было зарываться в горячее зерно. Топили соломой, /которой было мало/  и в основном кизяками. Это было основное топливо. Летом навоз из-под коровы сушили в квадратных формах, /наверное, 35 на 40 см/ и складывали в кучи, напоминающие  чумы. Там кизяки так высушивались, что и осенние дожди их не размывали.

  Конечно, основой выживания была корова. Правда, львиную долю молока приходилось сдавать, но что-то все же оставалось.

Традиционно держали кабанчика. Самим неприятным моментом было требование сдавать шкуру. А без шкуры как его опалишь, чтобы получить полноценное сало!  Но как то это дурацкое для украинца требование обходили, и я не помню ни одного ободранного кабанчика. Но какая обедаловка бала сразу после забоя.

Начиналось с характерного запаха, когда его опаливали на костре из соломы.  По этому запаху половина села знала, у кого забили порося. А потом львиная доля мяса жарилась и заливалась свиным жиром в кувшинах для длительного хранения. А какая вкусная была жареная свежатина!  Кишки шли на изготовления колбас. То, что сейчас продается под видом домашней колбасы и в подметки не идёт тогдашней!  Или срабатывает синдром компота из сахарной свеклы?

            Городская булочка.

Переезжали с Багачки в Шалажи на Кавказ. Заехали к родственникам по отцу в Харьков,/здесь у меня куча теток и дядей была - отец был старшим из 8! детей/ и  на его родину - село Непокрытая /сейчас почему то Шестаково/.  И здеся я впервые попробовал городскую булочку за 3 копейки!  До сих пор во рту остается восхитительный запах, вкус мякоти и хруст корочки!!!!  А еще с молоком и чуть присолить!    Чичас уже не то. И стоит чуть ли не гривну и вкус уже не тот. А жаль.

Дополнения  к  абзацу от 12.1.12.  Наверное,  про  3  копейки  наврал,  похоже,  стоила  аж 6  коп.  Посмотрел теперешнюю цену.  Какое  там  гривна  - 1.75!  Это  в  хохляндии.  Ау,  москали,  а сколько  у  вас стоит городская  булочка? И  приврал, что  отец  был  старшим сыном.  Из  всего  клана  Калшников осталась  в  живых  тётка. Навёл у неё справки -  отец  был  вторым  сыном. Надо  будет ещё  навести  справки -  пока  я  горжусь,  что  старший  во  втором  эшелоне.  А  вдруг  напрасно  горжусь.  Будет  обидно.  Так  что  пока  повременю  наводить  справки,  ещё  чуток  погоржусь.

         М О С К О В С К И Е         П О Х О Ж Д Е Н И Я .

    Накропал я великолепную программу для ЭВМ М-222 .  Операционная программа ФТИНТа - ОСФ. На серийной ЭВМ без единой переделки можно было в диалоговом режиме на фоне традиционного пакета задач отлаживать еще одну программу!  Обыграл рывок в железе и отставание в программном обеспечении на Казанском заводе ЭВМ.  Память довели до 16 килослов, а традиционное матобеспечение использовало только 8. Вот на  свободных 8к памяти  я  и плясал! Фактически моя программа из одной ЭВМ делала две без единой переделки.

  Тогда при президиуме Академии наук была создана  организация из одного человека, но с печатью /тогда в Москве были трудности с отметкой командировок/  - КЭВМ  /по-моему, комиссия по применению ЭВМ - точно уже не помню/. В Институте Прикладной Математики была комнатушка, куда приезжали со всего союза программисты и обменивались опытом. В определенный день месяца по определённой теме. Так что в течение нескольких лет я раз в месяц ездил в столицу консультировать по ОСФ!  Вечером садился в 20  /или 19 - не помню/ поезд, утром просыпался в Москве, часов до 12 консультировал, а затем до вечера болтался по столице, затем ещё одна ночь в поезде и я дома. Так что я столицу знал лучше, чем Харьков. И знакомых встречал в 10 раз больше. Ведь в Москве все бродили по одним и тем же магазинным тропам.

    И обедал в московских забегаловках. Вот о них и поведу речь.  Самой любимой была столовка около Белорусского вокзала - не та помпезная,  что примыкала к юго-западному крылу вокзала /брр - помои/, а в переулке на восток от привокзальной площади. Беляши с бульоном!  Какая вкуснятина!  Больше половины солидного беляша занимал вкуснейший фарш с луком. Бульон чистейший, вкуснейший и горячайший. Донимало толко  одно - большущие очереди.

     В столовке около гостиниц ВДНХА коронным блюдом была свиная отбивная с косточкой. Какая корочка, какая вкуснятина внутри. И  опять допекали очереди - эту столовку облюбовали таксисты, и в середине дня на улице стояло не менее полусотни  такси.

    На Малом Арбате около Смоленской площади /рядом с министерством иностранных дел/  была столовка с вкуснейшим борщом. Красноватый, прозрачный, в меру кисловатый. Вкуснятина. И часто бывала такая редкость как пиво.

  Ага! Слюнки текут?  Так вам и надо!

23.2.2012.  Чистил.