Познание

Александр Макеев
Сознание есть результат чувственного восприятия, обладающего тем несомненным свойством, что оно ложно в смысле исторической условности приближения познания к объективной истине. Неполнота знания вызывает появление проблемы в частных случаях применения общих приложений, при выявлении новых факторов исследуемой действительности. По мере накопления знаний возникает потребность объединения фактов в единое целое, выведения единого принципа, недоказуемой тезы - постулата. Идеализируя проблему субъект тем самым синтезирует её решение в виде представлений об окружающей среде и артефактов. Познание в направлении синтеза идёт от идеи к материальной организации. Анализ, как составляющая познания, - это движение в противоположную сторону.

Первым шагом на пути познания является отделение субъекта от окружающей среды. Вместе с этим формируется понятие связи субъекта с окружающей средой. Субъект вольно или невольно осознаёт единство двух противоположностей - связи и изолированности как самого себя, так и предметов его окружающих. Каждый новый предмет сначала воспринимается им как единичное. Если предмет оказывается способным удовлетворить ту или иную потребность, он выделяется и по мере обнаружения других предметов, способных удовлетворять ту или иную потребность, совершается переход - выделенные предметы классифицируются по функциональному (потребительскому) признаку.

По мере накопления опыта важным этапом становится унификация. Субъект переходит к трансформированию связей, создавая тем самым новые формы, отсутствующие в природе, образуя новое единство противоположностей функция-форма. Форма единства есть организация связей между элементами целого, а устойчивость связей гарантируется состоянием - временной стабильности связей элементов целого. И как бы ни было велико число известных субъекту связей элементов целого и номенклатура элементов не может дать полного знания об объекте, поскольку номенклатура определяет механическую сумму ограниченного ансамбля известных элементов, то есть единство элементов обладает свойствами никак не вытекающими их свойств отдельных элементов. Поэтому номенклатура и связи между элементами создают неопределённость, содержащуюся в ансамбле, а движение к сущности начинается не с количества, а с качества, с выявления отношений, их источников, движущих сил, цели движения. Критерием познаваемости является не практика, а возможность поиска необходимого действия с объектом и повторение пройденного на более высоком этапе понимания.

Раскрытие неопределённости (действие) рождает понимание, а понимание порождает действие. Этот уровень поведения наиболее эффективен с точки зрения получения достоверной информации. Накопление информации позволяет определить структуру объекта. С другой стороны, выявленная структура несёт в себе как накопленную информацию, так и потенциальную неопределённость источником которой являются непознанные связи, функции, элементы, то есть набор потенциально возможных действий с объектом. Таким образом баланс между структурой и содержащейся в ней информацией обязательно содержит неопределённость в виде иррационального отношения действительного и возможного. В результате редукции из кривизны зеркала познания выбиваются высшие гармоники, тем самым отражение приобретает черты отражаемого, всегда оставаясь мнимым, а зачастую и перевёрнутым.

Заключительным этапом материализации идеи является производство предметов и орудий труда, творчества и других артефактов, которые в последующем становятся стимулом для генерации новых идей.

Таким образом синтез, как направление познания, связан с движением от идеи к материи через связь, функцию, элемент, действие , информацию к материализации за счёт использования идейного потенциала. Обратное направление движения от материи к идее через структуру, понимание, состояние, форму, изолированность, то есть анализ, разрушает материальную организацию и восстанавливает идейный потенциал.

В общем виде идеальное взаимодействие субъекта с материальной средой можно представить как единство ложного (материального) сознания и истинного (идейного) действия.

В противовес этому вложением в искусственные предметы истинного знания субъект обрекает артефакты на недолговечность, лишая их источника движения, а себя на вечный поиск источников энергии, а также болезни как тела, так и души, которые возникают не только вследствие функциональных и органических неисправностей, но являются следствием процедурных привычек и традиций. Алгоритмы действия переносятся из сознания в подсознание: всё что было, то и будет. В окружающей действительности субъект перестаёт выделять новые связи или ситуации для их образования. Идейный потенциал общения с внешним миром истощается. Субъект с удивлением обнаруживает предметы не в тех местах, где по его мнению они должны находиться, забывает события вчерашнего дня. Все действия направляются на наименее используемую в прошлом комбинацию внутренних органов с отключением сознания. Между внутренними органами начинают устанавливаться новые связи, порождающие новые функции, а затем и новые структуры из неиспользуемых в субъекте элементов. В результате прекращения внешнего обмена субъект утилизируется внешней средой для разрешения насущных проблем (идей).