37 Послесловие Трик1

Александр Шадрин
  Нормальность человеческой эволюции обычно определяется общепринятыми критериями качества жизни, выраженными чаще всего в наработке профессионализма, просто успешности, достижении богатства и славы, даже власти. Этими ценностями жили и живут все разумные существа во вселенной. Но, пришёл Христос и объявил для человека ценности, которые истинно предназначены для ЧЕЛОВЕКА, и которые настала пора в себе проявлять. Конечно, это требует огромной душевной работы, на которую не всем хватает смелости. Мы изо всех сил сопротивляемся, удовлетворяясь прогрессом в нравственных подвижках, и считаем, что внешних проявлений благопристойности для современного человека вполне достаточно.

Но, если в эволюции материальных сфер деятельности человечества, можно приостановиться, и даже пуститься вспять, что частенько и происходит, то эволюцию духовной сферы нам не остановить никакими потугами, ибо она являет основу Божьего промысла. А это весьма тонкое взаимодействие всех человеческих структур, когда мы, как бы вдруг, начинаем понимать, что всё происходящее с нами, не укладывается в рамки обычной, общепринятой разумной жизни, а главенствующими в судьбе становятся не команды разума, а сами собой складывающиеся обстоятельства. При этом резкие жизненные повороты человек принимает на много легче, вернее спокойнее. И не будь при этом уготовленной внутренней душевной предрасположенности, сознание могло бы воспринять резкие жизненные перемены весьма болезненно.

Подобное приключилось и со мной. Для меня ясно обозначился новый этап, уходом на пенсию, и совершенно неожиданным на фоне общего здоровья, заболеванием всего сразу. Это стимулировало работу внутренних резервов, включивших во мне готовность к резким переменам в жизни, буквально ломающим все наработанные прежде устои, казавшиеся прежде вполне благоразумными. Довольно быстро я понял, когда перемены пошли одна за другой, что это не просто случайные проявления, это начало работы Божьего Промысла, который сначала участвовал в подогревании во мне чувства реальности теплящейся надежды, а потом стал помогать её осуществлению.

Примерно в это же время произошёл крутой поворот в жизни и у моей будущей жены Марины. Всё это привело в итоге и к полному перевороту в наших сознаниях. Но, ведь мы прекрасно понимаем, что изменение сознания человека, чрезвычайно длительный эволюционный процесс, однако, он имел место. Видимо, в процессе мирской жизни, даже не осознавая этого, в нас происходит внутренние индивидуальные накопления, способствующие проявлению начальных шагов в духовной эволюции.

Я задумался об этом только сейчас, когда написал эти начальные строки главы, и тут же получил ответ- понимание, что такое резкое изменение, может произойти только тогда, когда меняется наш внутренний «полководец». В моём случае, управляющий телом тандем «эго- сознание», а скорее «разум», впервые вдруг ослабил свою власть. Так бывает тогда, когда Душа провозглашает себя главным путеводителем по жизни. И это здорово чувствуется. У меня появилось ощущение, что, именно, это явилось причиной моего начала рисования, знакомство с Мариной, и  переезд с ней в деревню, строительство там часовни, и начавшегося вдруг писательского бума. До этого мир мной воспринимался совершенно примитивно, плоско, как с позиции человека в океане, когда даже небольшой отрыв в любую сторону от плоскости был или невозможен, или гибелен.

Так что я совсем уверился в том, что всё промыслено свыше. Последние наши с Мариной годы перед встречей были на грани человеческого, психологического выживания. Затем был поиск себя в многообразии проявлений здорового образа жизни, что не могло не привести к самоочищению, и некоторому прозрению. Потом последовали сложнейшие, но радостные годы, уже совместного обогащения друг друга, что в итоге и вывело нас на ступеньку приобщения к православию.

Причём, очень заметилась одна особенность. Интимный для человека процесс самоуглубления, через очищение самой жизни, у нас происходил совершенно открыто для сторонних взглядов, некая жизнь за стеклом, в период постройки Храма. Только это было не шоу, а промысел Божий, когда десятки людей несколько лет, сменяясь, жили в нашем доме одной семьёй, строя, каждый, и свои внутренние храмы тоже. Мы все видели, как они преображались, выздоравливали на глазах, но главное, меняли своё отношение к жизни. На глазах у всех менялись и мы.

Именно на этом фоне очистительного, не постесняюсь сказать, соборного преображения в сопричастии к богоугодному делу, стали негативно проявляться кратковременные, всеосуждающие волны негодования от местного священника. Такая карающая опека шокировала людей. Говорили, неужели нельзя просто приехать, пообщаться с людьми, и во всём разобраться. Со временем, я понял, что такое обострение отношений происходило, будто по спущенному свыше сценарию, и успокоился. Нужно уметь находить Промысел во всём. Это помогает объяснять необъяснимое, и смирять проявление любых непристойностей.

Сейчас многие, читающие эти строки, сами подошли к главному пониманию. Вся человеческая жизнь учит нас одному - Любви. Постепенно, через примитивные её проявления эгоистического, даже наслажденческого свойства, от любви просто к ближнему, рождается глубокая Вера, что устремляет нашу жизнь к бескорыстному служению. Но всё это не может автоматически вылиться в Любовь к Богу. Должно состояться крушение надежды на то, что это вообще может произойти с помощью обычных мирских потуг. Только напитанная слезами Душа может позволить достичь её Божественных глубин в нас. А доверие к ней открывается, не столько религиозным старанием, сколько всё более праведной, скромной жизнью, что способствует переходу от внешней, ознакомительной чувственности, к внутренней, настоящей. Именно Душа, если мы сумеем молитвенно слиться с ней, утонув в собственных покаянных слезах, и слезах радости одновременно, в силах возродить в нас, пригасший когда- то огонь Любви к Отцу Небесному.

Всё это я веду к тому, чтобы пояснить, что просто религиозное рвение, без распахнутого жизни сердца, приводит лишь к фанатизму, который начинает искать врагов веры вне себя и провоцирует всех на агрессию. Наверное, правильней будет не поголовное приобщение людей к Вере, а сначала, или одновременно, помощь в проявлении их практической душевности. Тогда и враг себя и своей Веры станет зримым и близким, и до него не нужно будет бежать, обвешавшись оружием, чтобы силой заставить поверить в то, во что веришь ты. Нужно абсолютно представлять, что главный враг человека, его собственное безверие, или ещё более страшное- религиозное маловерие, что дозволяет уживаться в нас языческим, дохристовым нормам морали.

Для многих на пути Веры, возникает важный вопрос, как совмещать скромный православный уклад жизни, со всё более развивающейся цивильной индустрией удовольствий? Думаю, что именно приобщение к Вере через душевный канал, станет производить смену ценностей естественным путём. Так же, как верующий человек, легко лишает себя жажды курения, пития, ругани, он также легко станет расставаться и с примитивными удовольствиями, и обретать настоящую радость от соприкосновения с живым, добрым миром.

Кто- то подумает, что это он городит, Церковь только тем и занимается, что врачует Души. Вот, именно, очищает наши земные Души. А речь должна идти о том, о чём я столько времени пытаюсь прояснить, о Божественной части Души. Её не надо очищать, она изначально святая. И, чтобы слиться с ней, нужно научиться общаться с миром через единственную сохранённую в нас райскую ценность - Любовь.