Как Василиса Премудрая обманула Кощея Бессмертного

София Афанасьева
Как ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ ОБМАНУЛА КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО.

Кощей Бессмертный частенько  смотрел в волшебное зеркало, чтобы узнать, чем заняты люди. Это его развлекало. Немало смешных и забавных историй он увидал там. Но чаще всего он подглядывал за девой прекрасной, которую все величали Премудрой. Отчего пошло это название, он никак не мог взять в толк.
 Как женщина может быть мудрой, да еще и пре – мудрой? - удивлялся он, -   Ведь всем известно, что бабы, как их называли на Руси, ничем, кроме хозяйства, детей и нарядов не интересуются. И пусть она даже такая красотка, как эта вот Василиса, мозгов от этого больше не становиться.
Но, несмотря на свое невысокое мнение о женщинах, он частенько подглядывал за нею. То она вышивает скатерть невиданной красоты, то кормит зверюшек в лесу, которые шли на ее голос и брали корм прямо из ее лилейных ручек. То гуляет с подругами и задорно смеется над чьими – то словами. Да и ухажеров у нее было видимо – невидимо. Аж из Киева приезжали посмотреть на нее, да так и оставались и ходили за девушкой, как привязанные, буквально заглядывая ей в рот. А она не смущаясь заставляла их работать, словно простых холопов. Родители у нее были немолодые, тяжело было следить за хозяйством, вот она и подрядила мужичков поработать. Этот крышу перекрывает, тот крылечко чинит, а третий и вовсе на огороде копается, землю огромной лопатой рыхлит. Удивлялся Кощей на этих мужичков. Как бы ни хороша была девка, не надо забывать, что ты мужчина и требуешь уважения к себе. А те только рады стараться для Василисушки, как собачонки ластятся, преданно глядя в глаза, и все спрашивают, что еще сделать надо: может воду в дом нанести, или корову подоить? Тьфу!
И решил Кощей, что сам пойдет в ту деревню и посватается к Василисе. Но Премудрой ее звать он не собирался!  Что за глупость такая!
Решил он прикинуться богатым купцом и заманить девушку дорогими подарками, золотом и украшениями невиданными. Пошел он в свое хранилище, где стояли сундуки огромные с его сокровищами. Были там и бусы, и кольца всевозможные, с камнями драгоценными, серьги с сапфирами и бриллиантами. По своей натуре, Кощей Бессмертный был скуповат, даже не так, не скуповат, а жаден непомерно. Но в такой ситуации, когда на кон поставлен вопрос о том, сможет ли он обаять девушку, решил не жадничать. Поэтому выбрал два кольца попроще, бусы покороче, да сережки поменьше. Долго он сопел и кряхтел, желая кинуть их снова в сундук и ничего не отдавать, но потом понял, что без подарков не видать ему успеха у девы прекрасной. Буквально со стоном сожаления закрыл он сундук необъятный и, прихватив небольшой кошель монеток, вышел из сокровищницы своей. Теперь настал момент, когда он должен изменить свой облик. Странно, он всегда себя считал видным мужчиной: высокий (длинный и  сутулый), подтянутый (тощий невероятно), не лохматый ( просто лысый), романтически бледный (зеленый), нос прямой(спадающий на рот, похожий на яму), с сильным подбородком(выпирающий так, что мог проткнуть им любой предмет), густые брови(закрывающие маленькие узкие глазки), в общем  – интересный мужчина! Но люди почему – то этого не понимали. Ну что ж, в чужой монастырь со своим уставом не ходят! Так что придется менять внешность на такую, чтобы девица ахнула и влюбилась в него!
 А вот когда она в меня влюбится, - размечтался Кощей, - я потихоньку научу ее ценить мою внешность.
 С этими мыслями, произнеся нужное заклинание, обратился он в добра молодца. Косая сажень в плечах, волосы пшеничные, глаза голубые. В общем, то, что надо!
Подошел он к волшебному зеркалу и увидел деревню, в которой девушка проживала. Гуляет она в поле и колокольчики с ромашками собирает, так что он шагнул в зеркало и оказался неподалеку. Как удачно он сюда попал! Девушка совсем одна: ни тебе подружек, ни женихов надоедливых. Пошел он через поле, хмуро косясь на цветы под ногами. И чуть не забыл, зачем сюда пришел, норовя передавить побольше растений. Так загляделся под ноги, что чуть не сбил с ног свою предполагаемую нареченную.
Девушка глянула на пригожего молодца и сказала:
- Здравствуй, добрый молодец, куда путь держишь? – И тихонько усмехнулась, глядя на незнакомца, смотрящего на нее ошалевшими глазами.
В жизни она оказалась еще прелестнее, чем в зеркале. У Кощея подогнулись колени, и он чуть не упал перед нею. Хорошо, что у него не было сердца, а то бы оно сейчас просто выскочила из груди от восторга. Опомнившись, он ответил:
-Здравствуй, красавица! Меня зовут… Иваном, и путь я держу к тебе! Слышал я, что в этих краях живет дева необыкновенной красоты. Вот я и пришел полюбоваться ею.
Он склонился, не без изящества, перед Василисой!
-А чем ты занимаешься, Иван?
-Я – купец! - приосанился Кощей, надеясь, что на девушку это произведет большой впечатление.
Но та спокойно, хотя и приветливо смотрела на него. Он залюбовался ее нежной порозовевшей кожей, ясными зелеными глазами, прелестным румянцем. Он так долго молчал, что дева передернула плечами и сказала:
-Ну, если ты уже насмотрелся на меня, то можешь возвращаться туда, откуда прибыл!
Она повернулась к нему спиной и, как ни в чем не бывало, принялась собирать букет.
Кощей аж заморгал глазами. Такого он не ожидал. Ведь он так красив, богат, купец же, а не какой – то там батрак. И он шагнул поближе к Василисе.
-Кхм, а скажи мне, пожалуйста, почему тебя называют Премудрой?
Девушка обернулась и лукаво улыбнулась, отчего на ее щечках появились очарова-тельные ямочки.
-Кто называет, того и спрашивай!
Кощей открыл рот, но ответа так и не придумал. Пришлось рот закрыть, да так, что зубы клацнули. Решил Бессмертный, что хватит лясы точить и пора к делу приступать.
- Выходи за меня замуж, девушка! – взял он быка за рога, - Я богат, красив собой. Со мной ты будешь как за каменной стеной!
-Зачем мне каменная стена? Мне нужен человек, с кем я буду счастлива и найду лю-бовь! – удивилась Василиса.
-Ну, я в том плане, что ты будешь всем обеспечена! Дом у меня – хоромы, чего там только нет!
-Остановись, Иван, - прервала его она, - Не о том говоришь. Не хвались богатством, а лучше скажи, что ты умеешь делать?
Растерялся женишок. Такого поворота он не ожидал.
-Да я, кхм… - у него запершило в горле. Не мог же он сказать ей, что умеет колдовать так, что никто ему не чета.
-Я смотрю, ты человек скромный, не хочешь хвалиться! – засмеялась Василиса, - Пой-дем со мной в деревню, там и покажешь, на что способен!
Делать нечего, пришлось Кощею плестись вслед за невестой, думая о том, что та хочет, чтобы он показал?
Привела она его к околице, остановилась.
-Видишь то поле?
-Ну?
-Вспашешь его за неделю?
-Да хоть за час! – воодушевился жених.
-За час? Ой, ли?
Поглядел Кощей еще раз на поле и стал перебирать в голове те заклинания, которые помогли бы ему справиться с этой задачей. И с удивлением понял, что нет такого у него заклинания. Вот как пожечь поле, есть. Как вытоптать его, достаточно минуты. Как его сорняками засадить, чтобы больше никогда на нем ничего не росло, тоже есть. А вот вспахать, проблема!
Подумал, подумал, попыхтел, попыхтел, а затем сказал:
-Может, ты мне можешь дать другое задание. А то что – то долговато неделю в земле ковыряться, я же не батрак!
-Настоящий мужик должен все уметь делать! – глядя на него с укоризной, сказала Ва-силиса.
Очень обидело Кощея, что девушка так на него смотрит.
-Зачем мне это надо? У меня все есть! Вот, смотри, - он вытащил из кармана сережки, - Нравятся?
Девушка, почти не глядя, пренебрежительно хмыкнула .
Бессмертный достал бусы жемчужные. Только невеста повела плечами и отвернулась.
Сколько жених не соблазнял ее подарками, та ничего не взяла и не улыбалась ему, как в начале.
-Хорошо, - обреченно сказал Кощей, сдавшись,  - вскопаю  тебе это поле, пусть оно будет трижды неладно
Последние слова он уже проворчал полушепотом.
-Вот и славненько? – обрадовалась невеста, - Сейчас время позднее, да и одет ты на-рядно, а завтра на рассвете принимайся за дело!
С этими словами красавица развернулась и ушла, а Кощей остался стоять, как пень, не понимая, как это девушка смогла его уговорить заниматься такой черной работой. Но слово дадено, надо выполнять. Тем более что девица была красавица, и упустить ее не было никаких сил. Пошел Кощей к полю и стал смотреть на него. Земля вроде бы не сухая, но твердая. Всю ночь Кощей думал, как наколдовать что – то такое, чтобы не переработаться. Ведь он за свою ну очень длинную жизнь ни разу не занимался физическим трудом. На рассвете его озарила гениальная идея. Сотворил он волшебную лопату, что сама будет в землю вгрызаться. Взяв ее в руки, попробовал в деле. Работа пошла быстро. И, тем не менее, когда солнце поднялось высоко, он уже весь вспотел, руки болели, на них даже мозоли появились. Тут как раз и появилась Василисушка. Поглядела она на поле и радостно кивнула.
Значит, довольна! – обрадовался Кощей.
Она ему и завтрак принесла. В белом платочке была краюха хлеба, луковица и молоко.
Увидев такой завтрак, скривился наш работяга.
-Не побрезгуй, поешь! – ласково сказала девушка.
Только сейчас понял Кощей, что действительно проголодался. Но он в жизни не ел хлеба с луком, да и молоком не увлекался. Но делать нечего, придется кушать то, что она принесла. Не отказываться же?
Присели они под деревцем и Бессмертный не заметил, как все смел в доли минуты. Эх, и вкусно же все оказалось! А когда выпил молочко, жизнь показалась сказкой!
Только он собрался завести разговор с Василисой о свадьбе, как та поднялась и со сло-вами " Труд тебе в радость!" сложила платочек и ушла в деревню.
 Кощей так и обомлел.  Неужели она считает, что он должен продолжать работать? Он так устал, руки ломят, кушать еще больше хочется, да и искупаться не помешает. Страшно он не любил грязь. Часто купался и менял одежду, даже не работая. А тут с восхода пашет как негр на плантации и никто это не ценит. Ему так стало жаль себя, что даже слезы навернулись на глазах. Но плакать не стал. Уж больно запах от его слез противный.
 Наградил же папаша таким наследием! – проговорил он.
Затем дал указание лопате продолжать работать без него,  открыл волшебный коридор и вошел через зеркало в свою спальню.
Помывшись, пообедав с удовольствием и слегка вздремнув, вернулся назад к полю.
Лопата уже заканчивала работу.
- Замечательно, - обрадовался Кощей,  - теперь пиром да за свадебку!
Пришел он в деревню гоголем, нашел дом Василисы, и чуть не хозяином вошел туда! Смотрит, дом ухоженный, сверкает чистотой и порядком, все на своем месте, вот только самой хозяйки нет.
Где она может находиться? – удивился он, - Время позднее. Вон и солнце уже зашло. Очень это Кощею не понравилось, словно он уже хозяин и господин над нею.
Тут дверь в светелку открылась и зашла девушка. В который раз Бессмертный поразился ее красоте.
-Что ты делаешь здесь, Иван? – с удивлением спросила Василиса.
-Я закончил твое задание. Поле вспахано. А вот ты где ходишь? – не удержался он от вопроса, который прозвучал достаточно грубо.
Девушка вскинула голову и перекинула косу через плечо.
-А почему ты меня об этом спрашиваешь, да еще таким тоном?
Понял Кощей, что перегнул палку и пошел на попятную.
-Волнуюсь я за тебя, милая! Время позднее, а вдруг кто обидит тебя!
-Кто ж меня обидит в родной деревне? – непонятно глядя на него, сказала она, - Разве что заезжий человек, о котором ничего не ведомо!
-Это ты о чем? – насторожился жених.
-О тебе, Иван, или не Иван?
-Как? Что? Почему? – перепугался Кощей.
-Скажи мне, мил человек, а где ты был после обеда?
-На поле был, пахал, все руки стер, трудясь в поте лица!
-А где лопата твоя?
Кощей, не любивший, чтобы в его хозяйстве что – то пропадало, перед приходом сюда, переправил лопату во дворец. А вдруг еще для чего – нибудь пригодится.
-Лопата? Наверное, я ее на поле забыл!
- Настоящий работник никогда не оставит свой инструмент. Он всегда его заберет.
-К чему все эти вопросы? – удивился  он.
-А ты и не догадываешься?
-Нет! – он пытался состряпать лицо попроще, но перед ним забрезжила истина.
-Вот когда догадаешься, тогда и расскажешь, как ты пахал поле после обеда! А сейчас иди себе на все четыре стороны!
-А, ты об этом? – протянул Кощей, судорожно пытаясь сообразить, что бы насочинять девушке.
- Не пытайся меня обмануть! Ты не тот, кем кажешься! Ну -  ка, сознавайся, кто ты, от-куда пришел и чего тебе здесь надобно!
-Я же сказал, - заблеял Бессмертный, - что пришел свататься к тебе.
-Мне обманщик не нужен! – отрезала девица, - Ты решил обвести меня вокруг пальца? Не выйдет! – и она указала ему перстом на дверь, - Уходи и чтобы я тебя здесь больше не видала!
Разозлился Кощей, что какая – то девица смеет с ним так неуважительно разговари-вать, и тут же стал тем, кем был на самом деле: тощим, зеленым, лысым.
Но Василиса даже глазом не моргнула, не испугалась. Только сложила руки перед со-бой и сказала:
-Так, так, вот кто ко мне явился свататься! Что же ты не явился в своем настоящем виде, Кощеюшка?
Она сказала это так ласково, что Бессмертный воспрял духом, решив, что раз она знает кто он такой, то, возможно, захочет могущественного колдуна в супруги.
-Не хотел тебя пугать, девица. Откуда ж я знал, что ты меня не побоишься?
-Хм!  А чего ж мне тебя бояться? Но теперь совсем тебе веры нет! Пришел в чужом обличии, назвался чужим именем, сказал, что купец. Оказалось, что все это ложь! Даже поле сам не вспахал. Лопата за него работала!
-Ну и что? – легкомысленно сказал Кощей, - Я физически работать не привык!
-А что ты привык? Гадости людям делать? Деньги пересчитывать? В рабство русский народ угонять? Это твое дело?
Вроде бы все так на самом деле и было, но почему – то обидно стало Кощею от этих слов. Потерял он терпение, рявкнул:
-Так ты выйдешь за меня замуж или нет?
-Разве я тебе не говорила, что выйду за того, кто меня полюбит, счастливой сделает?
Кощей что – то смутно вспомнил об этом.
-Ну, говорила! – неохотно признался ей.
-Скажи мне, Кощей, ты меня сможешь полюбить так, чтобы все был готов отдать ради меня?
-Ну, все не все, но, возможно, пары шкатулок наскребу! – нехотя сказал скаредный жених.
Рассмеялась Василисушка легким смехом, словно колокольчики зазвенели в светелке.
-Ничего – то ты не понял!  Не нужны мне ни твои шкатулки, ни твои сундуки с золотом!
- А что же ты хочешь? – растерялся он.
- Вот если бы было у тебя сердце, ты бы понял, что я хочу от суженного.
Услышав эти слова, все помутилось в глазах у Кощея.
Откуда она узнала, что у меня нет сердца в груди? – подумал он.
Как известно, у страха глаза велики, и он решил, что она знает, где спрятано его сердце. А вдруг его уже украли, а он и не знает?
От ужаса Кощей совсем забыл о невесте, о том, что хочет жениться. Его мысли были уже далеко. Он вскрикнул и исчез из комнаты, как – будто его там и не было.
Василиса, увидев, что жених пропал, только пожала плечами и занялась своими дела-ми, решив, что Кощей понял, что она не пойдет за него замуж, вот и сбежал, не попрощавшись.
-Экий невежда! Даже не сказал, прощай! Что же еще ждать от злодея?
Поздней ночью, успокоенный Кощей сидел в своей огромной кровати и радовался тому, что сердце оказалось на месте.
Хорошо, что все обошлось! А с этой Василисой он больше не станет дела иметь! Ишь, какая лгунья! Сказала, что у него нет сердца! Есть! На крутом утесе, на высоком дубе висит сундук, в котором утка, а в утке щука, а в щуке яйцо, а в яйце игла, на кончике которого находится его сердце. А она говорит, что нету! А еще Премудрая! Тьфу, дура, как все бабы!