Глава 4. Легенды института физических проблем

Владилен Николаев
 Существует ряд легенд о «первых днях сотворения института». Первая из них. Увидев в  проекте штатного расписания персонала института слова: «Первый отдел... человек», П.Л. спросил: «А что будут делать эти люди?» Ему ответили: «Контролировать соблюдение  надлежащего режима производства секретных работ и вести соответствующую документацию».

 П.Л. спросил: «А кто будет отвечать в случае невыполнения надлежащего режима?» Ему  ответили: «Директор». П.Л. сказал: «Тогда мне не нужны эти люди. Если отвечать за  выполнение необходимого режима буду я, то и контролировать его выполнение должен я. А  вести секретную документацию будет моя секретарша - за хорошую зарплату».
 
  Вторая. Увидев слова: «Отдел кадров... человек», П.Л. сказал: «Мне не нужен отдел кадров. Принимать на работу новых научных сотрудников я никому не доверю. Это я буду  делать сам. Принимать на работу лаборантов и техников будут мои научные сотрудники.   Принимать на работу уборщиц, дворников и другой хозяйственный персонал будет комендант  института. А делать записи в трудовых книжках сотрудников будет моя секретарша за ту  же самую хорошую зарплату».
 
  Третья. Увидев слова: «Бухгалтерия... человек», П.Л. сказал: «Со всеми делами по  начислению и выдаче зарплаты сотрудникам - еженедельно в конце рабочего дня в пятницу - в институте, в котором я работал в Англии, успешно справлялся один старичок бухгалтер.

 Думаю,что и в Москве найдётся такой бухгалтер. Всеми остальными финансовыми вопросами   я буду заниматься сам: по обеспечению научных работ - вместе с членами Учёного Совета,   по хозяйственным делам - с комендантом. Не вижу смысла, зачем держать для бухгалтерии  ещё каких-то людей».

 Конечно, это только легенды. Но в них изложено отношение академика П.Л.Капицы к   бюрократической советской административной практике.