Глава 4. Академика отлучили от науки

Владилен Николаев
  Не меньше, чем легенды о "сотворении" института, меня впечатлило другое. В конце 1953 года, когда я несколько недель занимался в Институте физических проблем, академик П.Л.Капица уже не был директором созданного им института. И вообще не занимал никакой официальной должности в АН СССР.

 По слухам, в конце 40–х годов он категорически отказался от предложения, переданного ему от самой высокой советской "инстанции", принять участие в создании атомной бомбы. Он сказал, что создание бомбы - как научная проблема - его не интересует.

 Но в начале 40–х годов П.Л. был успешным руководителем разработки технологии и оборудования для промышленного производства кислорода, а также организации самого производства кислорода в объёмах, необходимых всей стране.

 То есть серьёзные научно-технические и даже организационные задачи ему были интересны. Его отказ заниматься созданием атомной бомбы был вызван, видимо, соображениями нравственного характера.

 После этого отказа П.Л. был лишён всех официальных постов и должностей. Ему не  разрешили даже работать в институте простым научным сотрудником. А в институте продолжали работать люди, много лет работавшие под его руководством, и сохранившие восторженную память о нём.

 Сотрудники института,знакомя нас, студентов-практикантов, с лабораториями, обычно говорили: «на этой установке П.Л. провёл своё известное исследование…»; «идею этого способа измерений предложил П.Л.»; «это устройство изготовлено по чертежам, которые сделал П.Л. собственноручно…» и т.д.

 Редко в каком советском институте (да и в любом другом советском учреждении) того времени сохранялось такое уважение к изгнанному шефу. К счастью, до его возвращения в свой Институт оставалось совсем немного времени. Но тогда, в 1953 году, об этом никто не знал.