Концерт для скрипки

Виктор Молчанов
Хорошая музыка  действует на меня магически –  теряюсь во времени…
Довелось мне быть по делам в Большом городе.
Увидел на остановке афишу о гастролях известного исполнителя органной музыки.
В программе была музыка И.С.Баха.

Органный зал располагался в синагоге.
В первый раз был в синагоге, и впервые слушал органную музыку «в оригинале», а не в репродукциях.
Сила воздействия  оказалась  ошеломляющей.
Эта сила захватила и  унесла мои мысли и чувства в таинственный,  могущественный космос.
Ощущения слились в немой восторг, обозначив крайнюю степень соответствия исполнителя,  инструмента и музыки.
Наступила тишина, которая не сразу стала наполнятся шорохами одежды  и разгорающимися как большой костер аплодисментами  людей встающих с кресел. 
Исполнитель встал со своей скамеечки, повернулся лицом к слушателям,*  поклонился.
Было видно, что он ещё не вернулся из космоса.
Зал восторженно аплодировал.
Публика направилась к выходу.

Двигаясь в чинном потоке  поклонников высокого искусства, вспомнил,
как в самом начале концерта я чуть не рассмеялся, глядя на солидного музыканта,
который словно игривый ребёнок легко скользил вдоль лавочки своими недетскими формами.
Я подумал - как быстро подошёл антракт, но дамы рылись в сумочках, а мужчины в карманах своих брюк и пиджаков, 
отыскивая номерки для предъявления в гардероб.
Я посмотрел  на часы, по ним выходило, что  за время концерта космонавты успели совершить очередной виток вокруг Земли! *(около 90 мин.)
 
В 90-е годы по несколько месяцев кряду государственный бюджет не вспоминал о моей семье. 
Живём в деревне. Можно прокормиться без денег, но дети учились в городе,
там без этой презренной материи не проживёшь...
Пришлось освоить  профессию своего прадеда по маминой линии: он «на почте служил ямщиком»,
а я по выходным стал заниматься извозом.
К выходному дню жена испекла хлебы, наморозила в холодильнике  в пластиковых бутылках молока - чтобы не скисло, упаковала овощи.
Погрузив продукты для сына и дочери, я подъехал на остановку, где люди ожидали попутного транспорта на город. 
У ожидающих была очередь.
Рядом со мной сел угрюмый мужик «после вчерашнего».
На заднем сиденье  расположились две односельчанки - студентки муз.училища, третья девушка была мне не знакома.
Автомагнитола радостными голосами  Балагана Лимитед вопрошала:
"...хочешь я подарю тебе ключ, восемнадцать на двадцать четыре?...".

Едва мы отъехали от остановки,  незнакомка  протянула мне кассету и попросила «сменить пластинку».
Я охотно заменил кассету в магнитоле – свои записи  уже   надоели. 
С новой «пластинки» полилась добротная классика. 
Мужик тяжело дышал на боковое стекло, которое покрывалось вчерашними, разбавленными утренней лечебной порцией, парами.
Молодежь негромко говорила о чем-то своем,  девичьем.
Когда одна сторона кассеты отзвучала до края, щелкнул реверс-автомат, переключивший кассету на другую дорожку.
Хмурый пассажир напряжённо замер.
Я подумал, что его коробят мрачные воспоминания.

Зазвучал  концерт  для скрипки с оркестром «Времена года» Вивальди.
Не прошло и пяти минут скрипичного концерта, пассажир, нервно поёрзав, дернулся и попросил остановить машину.
Решив, что попутчика беспокоят вчерашние излишества, я включил поворот и начал  стормаживать,
выбирая место на деревенской улице для остановки. 
Хмурый нервно отсчитал деньги за третью часть пути, которую "прокатился с музыкой" и,
с нескрываемым раздражением бросил их на «торпеду»**.
Покидая машину, он глухо и неразборчиво бормотал. 
Из экспрессивного монолога через ещё не закрытую дверь в салон долетело:"Придурки..,
ненавижу.., ни одной нормальной песни.., я, на..., лучше пешком дойду!»

Девушки в зеркале растерянно и смущенно переглядывались, пожимали плечами.
Незнакомка выразительно, но осторожно, чтобы не заметил сошедший с дистанции,
покрутила пальцем у виска.
-Желающая может пересесть на переднее сиденье, - сказал я, нарушив неловкую паузу.
Самая шустрая - владелица кассеты, мигом перебежала поближе к магнитоле.

Мы выехали на федеральную дорогу.
Поток машин стал плотнее.
Продолжался Концерт для скрипки, но сосредоточиться на музыке мне мешала ни весть откуда пришедшая мысль,
что я поступил с пассажиром нечестно.
Ведь когда он садился в машину, звучала "нормальная" музыка, и он, наверное,
приготовился услышать:  "Ты скажи чё те надо",  "С неба звёздочка упала", а ему втюхали скрипку!
Демократия - власть большинства, как трудно бывает ей подчиниться!
В памяти замерцала строчка из Маяковского "Скрипка и немножко нервно", дальше вспомнить не мог, надо бы перечитать.
До города оставалось 120 километров.

Два вопроса, косвенно связанных с классической музыкой, остались у меня без ответа:
1.как устроена скамеечка для исполнителя органной музыки, что позволяет ему с волшебной легкостью скользить по всей её длине?;
2. почему классическая музыка так по разному действует на людей - одних чарует, а других приводит в ярость?



* - во время исполнения органист обращен к слушателям спиной.
** "торпеда" - кожух щитка приборов /шоферской слэнг.