Встреча с барышней-крестьянкой

Валентин Дрягин
               
     Прошлое и настоящее. Далёкое и близкое… Когда думаешь о прошлом, редко вспоминаешь что-то необычное, удивительное, имеющее отношение к русской литературе, к имени Александра Сергеевича Пушкина. И, тем не менее, случается в жизни такое, когда прошлое чудесным образом повторяется в настоящем, и ты видишь, чувствуешь и понимаешь, что это бесконечно далёкое становится таким близким…

     Вспоминается конкурс чтецов пушкинской прозы. Это было лет пять назад. Ученики школ района съехались в клуб «Красный кожевник» и старательно, как их учили в школе, читали наизусть Пушкина. Я сидел и слушал, но чувствовал, что это не то, что это ещё не Пушкин. Даже чтение моей ученицы не произвело на меня должного впечатления, хотя читала она очень старательно.

     И вот на сцену вышла девушка в старинном русском наряде – это сразу привлекло моё внимание. И она стала читать отрывок из «Барышни-крестьянки». И как читала! Нет, она не читала, она жила тем, что читала, она настолько перевоплотилась в Лизу Муромскую, что я смотрел на неё, слушал её и мысленно уносился в девятнадцатый век,
в лес, где и произошла встреча барышни-крестьянки с молодым барином. Когда она закончила читать, раздались редкие аплодисменты, и очень мне было обидно, что зрители не прочувствовали то, что дошло до меня. Поняв моё состояние, Тамара Михайловна Михайлова, сидевшая рядом со мной, сочувственно мне сказала:

-Ну, что Вы, ваша ученица читала ничуть не хуже.
Моя соседка, опытная учительница, понимала, что я переживал за свою ученицу, как хотел, чтобы она была первой. Но здесь был особый случай.
-Нет, Тамара Михайловна,-  произнес я, мысленно возвращаясь из прошлого в настоящее. Потом подумал и ещё раз отчётливо произнёс:
-Нет. И знаете, почему «нет»? Да потому что я слушал, смотрел на эту скромную сельскую девушку и представлял себе, что она и есть Лиза Муромская. Что Пушкин видел её именно такой. Удивительно, не правда ли?
-Да… - задумчиво произнесла моя соседка, соглашаясь со мной.

     Я долго ещё находился под впечатлением этого чтения, и всё мне казалось почему-то, что к этой молоденькой барышне-крестьянке выйдет на сцену молодой барин, удивится, почему здесь много народу, потом они пойдут за сцену подальше от людских глаз. Но он так и не пришёл, и подумалось мне, что у этой истории будет другой конец.

     Многое, даже хорошее, постепенно стирается в памяти, и эту историю я вспоминал всё реже и реже, может, и совсем бы забыл её, но в прошлом году эта история получила неожиданное продолжение.

     Стояли последние дни лета. Невольная грусть охватывает меня, когда смотрю на деревья и вижу среди тёмной зелени первые жёлтые листья. И кажется мне, что деревья грустят и заплачут скоро желтыми слезами падающих листьев. Но запомнились мне последние дни августа не только своей прощальной красотой, но и необычной грибной щедростью. Эти дары уходящего лета и заманили меня в лес. Грибов я нашёл много, но заблудился и вышел из леса около пионерского лагеря «Сосновый бор».

    «Сколько же мне от Хвощёвки  пришлось  километров отмахать»?- с удивлением подумал я, глядя на несколько легковых машин, стоящих недалеко от автобусной остановки. И тут моё внимание привлекла стоявшая у машины женщина, она оказалась матерью той самой девушки, которая так вдохновенно читала «Барышню-крестьянку». Я подошёл, мы поздоровались, разговорились. У знакомых людей, тем более коллег по работе, есть о чём поговорить: о школе, о последних днях лета, о начале нового учебного года – да мало ли
о чём могут поговорить люди, не один год проработавшие в школе.

-А ведь вы кого-то ждёте?- наконец спросил я, догадываясь, что она не случайно стоит у машины и пристально всматривается вдаль.
-Да, жду, мои пошли в лес,- ответила она и улыбнулась, видя, как молодая пара и мужчина, как оказалось потом, отец этой девушки, не спеша выходили из леса.

     Достаточно было беглого взгляда, чтобы понять: это она, та самая девушка, так красиво когда-то читавшая Пушкина и так удивительно похожая на Лизу Муромскую. Они подошли поближе, поздоровались со мной, она улыбнулась мне словно старому знакомому такой доброй улыбкой, что я позабыл и про свою усталость, и про многочасовое блуждание по лесу и невольно засмотрелся на неё. Это была точно барышня-крестьянка, повзрослевшая, ставшая ещё лучше, скромно одетая, но красивая не той яркой пронзающей красотой, которой славятся городские модницы.

     Её красота исходила как бы изнутри, и лицо её, не лишённое приятности, излучало именно ту красоту, что на Руси зовется неприметною.Скромная улыбка и глаза, которые излучали тепло, доброту и радость, дополняли эту неброскую красоту. Я не удивился этой встрече, я мысленно был готов к ней, но меня удивило то, что она произошла именно так, как я представлял её. Барышня-крестьянка была не одна, рядом с ней был её избранник, который показался мне человеком скромным, приятным, совсем таким, каким его изобразил Пушкин.

    -Ну, что же, поехали,- сказал отец, приглашая всех и меня в машину. И весь недолгий путь до Хвощёвки я размышлял о Пушкине, о том, как удивительно может повториться история, написанная им так давно. Размышлял о том, что есть люди добрые, красивые, чуткие, а, значит, жизнь не так уж и плохая.

     -Вот и Хвощёвка,- прервал мои размышления отец девушки. Я вышел из машины, поблагодарил и тепло простился с ними. Добрая улыбка молодых людей была мне ответом на мои слова. Машина поехала. Я помахал рукой и долго смотрел вслед удалявшейся машине, пока она не скрылась за поворотом.

     Домой я пришёл с хорошим настроением и под впечатлением этой встречи. Вот так удивительно переплелось прошлое и настоящее, по-пушкински красивое и бесконечно дорогое, ставшее мне доброй памятью на долгие годы, а, может быть, и на всю жизнь.