О совести, самообманах, путях совершенствования

Вячеслав Абрамов
       То, что мне удалось понять и осознать при «штурме» книги Г.И.Гурджиева «ОБЪЕКТИВНО-БЕСПРИСТРАСТНАЯ КРИТИКА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА или РАССКАЗЫ ВЕЛЬЗЕВУЛА СВОЕМУ ВНУКУ». «Штурме» потому, что эту книгу без приступа не «взять», уж очень изощренно написано. Что-то осознаешь как явное и очевидное, а что-то вообще не для среднего ума, т.е. иногда входишь в радость доступности понимания, но чаще долго стараешься понять, о чем вообще говорится. Удалось постичь смысл написанного только с помощью книги Дж. Беннетта «Беседы о «Рассказах Вельзевула».
       Попытаюсь упрощенно, как я их понял, пересказать рассуждения о реально действующих методах, с помощью которых можно побудить человека к внутреннему поиску и совершенствованию.
       Основной вывод, который напрашивается из повествования, - реальным путем для современного человека является только пробуждение в человеке СВЯЩЕННОЙ ОБЪЕКТИВНОЙ СОВЕСТИ.
       Идеи, посвященные этим практическим методам, Гурджиев транслирует через своего персонажа Ашиата Шиемаша, «посланного Свыше на Землю».
       Прежде всего, говорится о том, что все старые «пути для самосовершенствования» сегодня уже не работают. Такими путями являлись «священные пути, основанные на бытие-импульсах, называемых Вера, Надежда, Любовь». Все основные религии мира пытались воздействовать на людей, опираясь именно на эти высшие проявления в человеке. Но все попытки основателей мировых религий (Авраам, Иисус, Будда, Мухаммад) потерпели крах. Об этом свидетельствуют многие современные мыслители. Об этом ясно говорит сегодняшнее состояние религий и их последователей.
       Священный индивидуум Ашиата Шиемаш, после длительных медитаций и раздумий пришел к выводу, что причина неэффективности работы других Священных индивидуумов через эти пути в том, что «подлинные функции…выродились в функции, заключенные среди свойств КУНДАБУФЕР, которые были очень похожи на священные бытие-импульсы Веры, Надежды и Любви», но абсолютно отличались от них  по своей сути. Отличие заключается в том, каким способом осуществляются в современных людях эти импульсы: во что именно верят люди, что и как они любят и на что надеются. В современных людях импульсы Веры, Надежды и Любви исключительно связаны и обусловлены свойствами органа Кундабуфер: гордостью, самомнением, тщеславием, высокомерием, хвастовством и т.п. Соответственно, какие бы высокие идеи ни предлагались современным людям, эти идеи тут же попадают в сферу, где возбуждаются искаженные импульсы веры, надежды и любви. Идеи также искажаются и меряются мерой восприятия человека. В результате никакого эффекта нет. Действительно высокие идеи подменяются профанными и становятся соразмерными восприятию современного человека.
       В таких условиях единственный путь, через который возможно побудить человека к реальному внутреннему поиску, это пробуждение Священной Объективной Совести, создание условий, при которых бытие-импульс Объективной Совести станет активной составляющей сознательной жизни человека.
       Ашиата Шиемаш свидетельствует, что Совесть современного человека осталась в первобытном состоянии. Искажения, случившиеся с другими импульсами, эту его часть не затронули. Это качество живет где-то глубоко в подсознании человека, редко выходит наружу и редко принимает участие в активной жизни человека. Он говорит о важности частого пробуждения бытие-импульса Совести и важности проявления его «в течение длительного периода через каждый аспект сознания» человека. Возбуждение в себе «вспышек стыда» и попыток продлить «состояния совести» на время избавляет человека от ненужных потоков ассоциаций, регулярно происходящих во всех трех центрах, и высвобождает избыток чистой и достаточно мощной энергии. На этой энергии возможно осуществление чистых намерений и определенных действий, связанных с внутренним поиском. Во время переживания «толчка к органическому стыду» у человека происходит остановка ассоциаций, «успокоенные ассоциации на время или даже полностью прекращаются» в человеке. (под ассоциациями понимаются «случайные впечатления, которые возникают в человеке под воздействием воспитания, окружающей среды и субъективных склонностей психики». Эти впечатления по мере взросления складываются в определенную картину мира человека. И когда человек получает то или иное новое впечатление из окружающего мира, то его сразу захлестывает поток переживаний, мыслей, чувств, так или иначе соотносящихся с его картиной мира. На основании этих ассоциаций человек обычно делает выводы об увиденном явлении, и они становятся руководством к действию. По оценке Ашиата Шиемаш, подобные мысли и переживания являются хламом и мусором, отнимающим энергию и силы у человека, не дающим ему решительно повернуться в сторону самого себя).
       Но обычно «вспышка стыда» у человека в его обыденном базовом состоянии неизменно угасает, а скорее даже человек сам «немедленно подавляет этот импульс, и импульс, еще не вполне сформировавшийся в человеке, сразу успокаивается». А как только импульс затихает, моментально происходит подмена правильных действий суррогатными действиями. «Эго» человека начинает использовать энергию, возникшую от импульса Совести, достижения и откровения, случившиеся в момент вспышки стыда и некоторого времени после него, на свое благо. Человек самоуспокаивается и не замечает подмены, устроенной его собственным «эго». И энергия бытие-импульса Совести используется для подкормки свойств и качеств Кундабуфера: самолюбование, тщеславие и пр. Вот тут-то и начинается ЛОЖЬ САМОМУ СЕБЕ. Эта ложь может быть очень тонкой. Тонкую ложь человеку практически невозможно заметить самому.
Что же делать? Как продолжать действовать, практиковать, если не удается снять самых изощренных слоев самообмана? Ведь возможно, все усилия окажутся тщетными, а благими намерениями будет вымощена дорожка в ад.
       Как отмечает персонаж Гурджиева, важным является создание таких условий, при которых люди могут «ощущать бытие-импульс Совести без участия ненормально кристаллизованных факторов внутри их организмов либо факторов, которые могли возникнуть из результатов внешних восприятий, которые они получили от ненормально установленной формы обычного бытие-существования».
Возможно ли создание таких условий, если современный человек во всех своих частях пронизан последствиями свойств Кундабуфера? Когда сущность человека почти атрофирована? Как избежать вмешательства «эго» во все попытки человека развернуться к самому себе?
       Ашиата Шиемаш провозглашает важным этапом «просвещение Разума человека посредством объективно истинной информации». При этом у человека уже должны созреть внутренние условия для восприятия этой «информации» должным образом. Если же у человека предварительно не происходила работа души, размышление о своей ужас-ситуации, попыток вырваться из нее, то «истинная информация» может быть воспринята ложно и искажена в соответствии с теми свойствами «эго», которые ему наиболее присущи. А также подобное просвещение всегда должно исходить от человека более высокого уровня бытия, от НАСТАВНИКА. И именно наставник может руководить бытие-импульсами человека таким образом, чтобы человек был способен ощутить эти импульсы без участия свойств «эго», а также направить их в работу по внутреннему поиску. Наставник способен создать условия, в которых человек на мгновение ясно и беспристрастно может увидеть себя, ощутить стыд, раскаяние, а также увидеть, как можно направить энергию стыда и раскаяния в русло работы, внутреннего поиска.
       А что же без наставника? Как сохранить внутреннее напряжение, как устроить ситуацию постоянного столкновения, напряженного соседства в себе подлинных бытие-импульсов, одухотворенных частей со своим «эго» без прикрас? Как при столкновении разно заряженных и разнонаправленных частей самого себя добиться разряда такой мощности, вспышки Совести-стыда такой яркости, чтобы этой чистой энергии хватило надолго? Возможно ли это? Или же эго всегда будет побеждать и усилия будут бесполезны?
       Гурджиев (через Ашиата Шиемаш) в ответ на эти вопросы предлагает идею ПОСТОЯННОЙ БОРЬБЫ и ОСОЗНАННЫХ СТРАДАНИЙ, связанных с сознательным ущемлением в себе свойств Кундабуфера, своего «эго». Заключенная в нас «актуализация проявления бытие-импульса совести может происходить только вследствие постоянной борьбы двух совершенно противоположных «комплексов функционирования»: между процессами функционирования нашего планетарного тела и параллельным функционированием, связанным с устремлением к своему реальному «я». Борьба с возникающими и происходящими внутри нас любыми эгоистическими «желаниями» и «переживаниями» обязательна. Это уникальное свойство - эгоизм, «узурпировало место уникального самовластного Правителя» в организации человека, и теперь уже не только всякое проявление совести, но даже «желание к возникновению этого импульса, стало помехой действиям этого всевластного правителя… Люди сознательно и бессознательно препятствуют участию совести в их сознании».
       «Тот, кто сознательно помогает процессу внутренней борьбы, помогает «нежеланиям» преобладать над желаниями, поступает в согласии с сущностью нашего Творца… Тот, кто сознательно потворствует желаниям, только увеличивает его печаль».
       Безусловно, бороться нужно не вообще со всеми желаниями и переживаниями, а только с переживаниями «эго». Важно постоянно быть начеку и не позволять «эго» присваивать, утилизировать достижения своих одухотворенных частей. Поэтому правомерна в этой связи идея отказа от усилий. Так как любое достижение, сделанное с чистыми помыслами, моментально присваивается и искажается «эго», важно научиться видеть эту подмену и своевременно внутренне отказываться от порой действительно важных внутренних событий. Скорее даже не от самих событий, а от оценки их как важных, значительных, способствующих развитию и пр. Так как такие оценки моментально подхватываются «эго» и несутся им как знамя. И подчас из-за неуместного и повсеместного внутреннего или внешнего декларирования своих достижений, подтверждения значимости и важности каких-то усилий, результаты усилий подчас полностью аннулируются. Проще говоря, реальные результаты усилий могут полностью исчезнуть, если человек начинает хвастаться и гордиться ими, а также создает роль, образ «борца со своими пороками». Особенно опасно тонкое внутреннее удовлетворение собой, которое как раз и ведет к самоуспокоению.
       Импульсы угрызения совести вызывают страдания эго. Если человек решается на борьбу, он сознательно идет на эти страдания, принимает их. А чтобы не превратиться в параноидального самоистязателя, важно укреплять те свои одухотворенные части, которые не принимают участия в страдании, так как страдает только эго. Человек старается смотреть из своей глубины, из своего центра на процесс страдания эго, он создает дистанцию между своим «эго» и проблескивающими элементами реального «я». Человек старается стать безжалостным разоблачителем собственного эго.
       Но прежде чем пуститься в такое серьезное и опасное путешествие, нужно быть убежденным, что внутри тебя уже существует достаточное количество стоянок, мест опоры и устойчивости, находясь на которых ты сможешь смотреть, как рушатся элементы твоего эго и помогать этому разрушению. В противном случае, попытки разрушения эго, постоянное страдание может привести к разрушению всего организма в целом.
Означает ли что человек, стремящийся научиться сознательному страданию, должен научиться смирению? И что такое смирение? Единственно ли возможно понимание смирения в христианской трактовке: «если тебя ударили по правой щеке, подставь левую»? И как тогда соединить внутри себя страдания и радость? Что же в нас радуется, когда страдает эго?
       Как видно, эго радуется одному, а нечто иное в нас (истинное «я», наша сущность) радуется совсем другому. И если радуется эго, то страдает «иное», а когда страдает эго, то радуется «иное»…
       Ашиата Шиемаш наставляет людей, осознавших необходимость пробуждения в себе Совести, работать «для пресуществления в себе» следующих пяти стремлений:
       1) иметь в своем обычно бытие-существовании все удовлетворяющее и действительно необходимое для своего планетарного тела;
       2) иметь постоянную и неослабную потребность к самосовершенствованию в ощущении бытия;
       3) иметь сознательное стремление познавать «законы Миротворчества и Мироподдержания»;
       4) «стремление с самого начала своего существования заплатить за свое возникновение и свою индивидуальность, насколько возможно быстрее, чтобы приобрести тем самым свободу, и облегчить, насколько возможно, Печаль Нашего Отца»;
       5) стремление всегда помогать совершенствованию других существ, как себе подобных, так и других форм, вплоть до степени «Мартофай», то есть степени «Самоиндивидуальности».
       Об этих стремлениях хотелось бы узнать более подробно. По сути, это может стать некоторой программой действий. Допустим, что «состояние совести» у человека становится достаточно устойчивым. Когда «процесс пробуждения совести и разоблачения эго» запускается, у человека возникает возможность проявлять себя по отношению к другим людям «исключительно в соответствии с совестью». Попадая «в состояние совести» и укрепляя его, человек способен реально менять какие-то элементы себя, а не только видеть их. Поступки и отношения между людьми совестливыми становятся другими. В данном случае внешние действия - это лишь внешнее выражение внутреннего состояния совести. Но, по-видимому, не все так просто. «Штурм» надо продолжать…