Учение Христа. Не стоит напрягать разум

Вячеслав Абрамов
«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). Христос пришёл спасти грешников, и Его учение рассчитано не на изощренных праведников и теоретиков, а на простых людей. Не на мудрость мира сего, которая есть мерзость в глазах Господа. Поэтому не стоит напрягать разум в поисках сложных концепций – их попросту нет! Достаточно открыть Евангелие и самому читать слова Иисуса, как станет всё понятно – понятно на тебе данном уровне. Читая, раз за разом будешь удивляться тому, как этот уровень будет меняться.
«Всякое Священное Писание должно читать в том духе, в котором оно писано.
… Любопытство наше часто мешает нам в чтении Писаний, когда хотим выразуметь и обсудить там, где надо пройти простою мыслью. Если хочешь почерпнуть пользу, читай во смирении, в простоте, в вере…» (Фома Кемпийский, «Подражание Христу»).

УЧЕНИЕ ХРИСТА. ТЕРПЕНИЕ

«претерпевший же до конца спасётся» (Мф 10:22); «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19) – говорит Иисус.
И далее нас наставляют Его апостолы:
«… в терпении благочестие» (2Пет 1:6);
«… зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак 1:3-4).

УЧЕНИЕ ХРИСТА. СПАСЕНИЕ

«Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение моё» (Пс 118).

«…так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф 19:25-26).
«Его [от Христа] спасение – в прощении грехов их» (Лк 1:77), «Он [Христос] есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения» (Деян 4:11).

Говорит Сам Иисус:
 «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт» (Ин 10:9); «иди, вера твоя спасла тебя» (Мк 10:52); «претерпевший же до конца спасётся» (Мф 10:22).

И далее нас наставляют Его апостолы, а которые есть «…человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян 16:17):
— «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2Фес 2:13);
— «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасётся» (Деян 2:21, Рим 10:13);
— «благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся» (Деян 15:11);
— «силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1Пет 1:5);
— «достигая верою вашею спасения душ» (1Пет 1:9);
«будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им… Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его» (Рим 5:9-10);
— «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3:5);
— «не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим 1:16);
— «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор 7:10);
— «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» (Евр 10:39);
— «и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога» (Флп 1:28);
— «потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес 5:9);
— «спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим» (2Кор 1:6);
— «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» (Евр 2:10);
— «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф 2:8);
— о женщине: «спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим 2:15);
— о грешнике: «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор 5:5);
— «как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет 2:2);
— «священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2Тим 3:15);
— «во спасение … содействием Духа Иисуса Христа» (Флп 1:19).

УЧЕНИЕ ХРИСТА. РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ

«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше».
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа.
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны».
Евангелие от Иоанна 3 глава

УЧЕНИЕ ХРИСТА. КРОТОСТЬ

Кротость – это свойство Христа: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мф 21:5), и Он сам говорит об этом: «возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11:29).
И автор Десятикнижия Ветхого Завета Моисей «был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис 12:3), — не потому ли ему была вручена Тора, программа духовного пути?
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5:5) – провозглашает Иисус в Своей программной Нагорной проповеди.
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал 5:22-23).
Кротость – это плод человеческого духа, без взращивания которого невозможно наследование земли как «духовного места» — области, в которой осуществляется приложение силы Духа Бога.

УЧЕНИЕ ХРИСТА. ПОКАЯНИЕ

«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф 3:11) – заявлял Предтеча – Иоанн Креститель.
А так евангелист Лука свидетельствует уже о Христе Иисусе: «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк 3:3); «…и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк 24:47).

Говорит Сам Иисус:
«Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк 3:8);
«…пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13);
«…не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2:17);
«…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17);
«исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:15).
И далее нас наставляют Его апостолы:
— «Господь … долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет 3:9);
— «не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим 2:4);
— «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2Кор 7:9-10);
— «и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр 6:6);
— «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2Тим 2:25);
— «…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян 2:38)
— «…покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян 3:19);
— «…оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян 17:30);
— «…скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр 2:5);
— «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся ... Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр 3:3,19).

УЧЕНИЕ ХРИСТА. МЫШЛЕНИЕ, МЫСЛИ И ПОМЫСЛЫ

1. МЫСЛИ
Мысли человеков на земле отражают всю их испорченность, и об этом свидетельствуют Писания:
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6:5);
«Господь знает мысли человеческие, что они суетны» (Пс 93:11);
«Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их» (Ис 59:7).

Были роду сему увещевания пророков: «Смой злое с сердца твоего, … чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли?» (Иер 4:14).

Мы превозносимся, когда слышим, что бывает «непорочное благомыслие» (Есф 8:12).

Но общий итог – нерадостный: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь» (Ис 55:8).
И ничего не меняется, и итоговый текст Нового Завета, – Откровение, – констатирует прискорбное состояние человеков последних времён: «Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю» (Откр 17:13).

Говорит Иисус Христос:
 «…Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (Лк 24:38); «Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф 9:4).

Т.о. Спаситель связывает мысли с сердцем – мысли для Него предмет не умственного свойства, а душевного.

И далее слушаем, что вещают Его апостолы:
«Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак 1:8);
«…они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим 2:15);
«…говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр 8:10);
«…если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Флп 3:15).

И что говорят пророки:
«Колесо в колеснице — сердце глупого, и как вертящаяся ось — мысль его» (Сир 33:5); «О, злая мысль! откуда вторглась ты, чтобы покрыть землю коварством?» (Сир 37:3);
«…и ходили каждый по мыслям злого сердца своего, служа иным богам, совершая злые дела пред очами Господа Бога нашего» (Вар 1:22).

2. ПОМЫСЛЫ И ВЫМЫСЛЫ
Слушаем ветхозаветных мудрецов и пророков:
«Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» (Притч 20:5); «Помысел глупости — грех, и кощунник — мерзость для людей» (Притч 24:9);
«Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл 7:29);
«Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам» (Пс 80:13), «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» (Пс 118:113) – говорит особо отмеченный Господом царь Давид;
«Но они говорят: «не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца» (Иер 18:12);
«Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли» (Иер 6:19)

Сам Христос говорит о злых помыслах, свидетельствуя, что других в мире сем и не бывает:
«…из сердца исходят злые помыслы» (Мф 15:19); «…извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы» (Мк 7:21)
Человек замышляет чаще всего зло, беззаконие, козни, коварство …

И нас наставляют по сему вопросу Его апостолы и святые:
«…и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов» (Еф 2:3);
 «…покайся в сем грехе твоём и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян) 8:22;
«Не возноси себя в помыслах души твоей, чтобы душа твоя не была растерзана, как вол» (Сир 6:2);
«Ибо будет испытание помыслов нечестивого, и слова его взойдут к Господу в обличение беззаконий его» (Прем 1:9); «…обличение помыслов наших» (Прем 2:14);
«…и отпусти от себя смертные помышления, отбрось тягости людские, сними с себя немощи естества и отложи в сторону тягостные для тебя помыслы, и готовься переселиться от времен сих» (3Езд 14:14).

«Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах — кто исследовал?» (Прем 9); «Помышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство» (Притч 12:5)

Таким образом, есть мысли, есть помыслы и помышления. Также есть замыслы и умыслы, вымыслы и измышления. И это не одно и тоже.
Значение слова «мысль» по его этимологии – это желание, выраженное или понятое в словах. По словарю Даля «МЫСЛЬ – всякое одиночное действие ума, разума, рассудка; представленье чего в уме; идея; сужденье, мненье, соображенье и заключенье, предположенье, выдумка, думка и пр.». По смыслу – некое обособленное словесное выражение процесса мышления, продукт умственной деятельности.
Мысли возникают с участием разума, с достаточным и адекватным осознанием.
А помыслы – они откуда-то приходят, или извне или из подсознания (по Писаниям – из сердца), это побуждение ко входу во искушение.
Они могут быть и светлыми, и мы говорим – они от Бога, а то и от Духа. Если тёмные или грязные – от сатаны/диавола, от бесов или демонов.

Важно, чтобы мысли вытесняли помыслы, чтобы помыслы не овладевали душой, в идеале – и умом. Но пока ум служит эгоизму, это невозможно. Тут важно, чтобы мысли не становились вымыслами.