Он вчера не вернулся из комы

Елена Калашникова
Сейчас ему 30. У него семья: красавица–жена и трое замечательных детей. Он любит жизнь и хочет многое успеть. А в 15 лет он не мечтал стать космонавтом, не читал Жюля Верна. Он торговал героином.

Всё началось в училище. Новые знакомые предложили «попробовать». Он не задумывался о последствиях, не боялся «ломки». Единственное, чего боялся, - чтобы мама не узнала.
Из училища его выгнали через полгода. За три года он сменил пять учебных заведений. И в каждом героин был «в свободной продаже».

А мама не верила до последнего. Она снова и снова договаривалась с преподавателями, устраивая его в очередное училище, плакала, читала лекции о том, как важно получить профессию. Он всегда был с ней полностью согласен. Он и сам хотел отказаться от своих «друзей», начать новую жизнь. Но в каждом очередном училище находились новые товарищи по несчастью, и через пару месяцев прогулов и неуспеваемости снова вставал вопрос об отчислении. В результате его образование не стало даже «полным средним».
А потом он первый раз «отъехал» - впал в героиновую кому. Просто отключился, и всё. «Умер не до конца». Было страшно. Но только в первый раз. Потом привык. Привык и к слезам матери, и к похоронам друзей. Стал воровать. Воровал всё – от автомагнитол до картин. Однажды «проколол» свою куртку. Отец, жалея отпрыска, отдал свой кожаный плащ. Его хватило на три дня...

Шли месяцы. Росли дозы. А мама всё верила в чудо. Влезала в долги, чтобы оплатить лечение, которое он проходил 12 раз!
Когда из дома ушло бабушкино золото, мамины сапоги и прочие вещи, к нему пришла мысль: «Чтобы всегда быть при деньгах и при героине, надо начать им торговать!» Тем более что потенциальных покупателей в родном Восточном всегда хватало. Очереди страждущих возле его подъезда достигали порой пятидесяти человек. Отчаявшаяся и потерявшая всякую надежду мама старалась не выходить из дома, чтобы не встречаться с соседями.

Потом он сел в тюрьму. Следствие, суд – всё это его не особо тревожило. Единственный вопрос: «Есть ли в СИЗО героин?»
Героина там не было. Там вообще ничего не было! Только боль и страх. Он катался по полу, выл от боли, бился головой о стену… Он хотел смерти… Но как он её ни звал, смерть не пришла. Ломка закончилась. Но на смену адской физической боли пришла боль душевная - ещё более страшная. Он снова и снова вспоминал мамкины глаза, лица погибших друзей. Вспоминал детство, школьный двор, песни под гитару, Таньку из третьего подъезда, в которую когда-то был так отчаянно влюблён. У неё были огромные голубые глаза и рыжие волосы.

В его классе было шестнадцать пацанов. В живых осталось двое…
Он отсидел шесть лет. В зоне видел, как бывалый заключённый под видом героина продал страждущим смесь побелки с зубным порошком и хлоркой. Один из доверчивых покупателей умер сразу...

Впервые за много лет он захотел жить! Стал мечтать о воле, о семье и о Таньке из третьего подъезда.
Ему удалось вырваться из тьмы к свету. Уже 11 лет он ведёт здоровый образ жизни. Его уважают на работе. В космонавты ему уже поздно, но он приобрёл неплохие навыки в шиномонтажном деле. Его больше не стыдится семья.

А Танька…
Выйдя из зоны, он был у неё в гостях. Рваные обои, немытый пол, едкий запах мочи и йода. И огромные распухшие гниющие ноги… Он положил голову на грязный дверной косяк и заплакал…


ЮРИЙ ПРИБЫЛОВ, ПЕВЕЦ,КОМПОЗИТОР, ГРУППА "ОБРАТНАЯ СТОРОНА":

- У наркомана будущего нет. К счастью, я не сел на эту заразу... хотя и не избежал знакомства с гадостью, которая некоторым приносит большой доход, а некоторым - огромное горе. Глядя на очередной трёхэтажный дом, возведённый героиновым барыгой, я прикидываю, скольких пацанов уже нет в живых... Я недавно похоронил своего дядю. Нет, он не был наркозависимым. Просто какая-то хворь съела его на шестом десятке.

Так вот, отходя от могилы дяди, я наткнулся на до боли знакомое фото. Да это он, пацан с соседнего двора, который ещё и тридцатник справить не успел! Героин сначала заставил его встать на колени, а потом - лечь в гроб.




АЛЕКСЕЙ РЯЗАНОВ, И.О. ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЛАВНОГО ВРАЧА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ  ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО КЛИНИЧЕСКОГО НАРКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА:

- Любое наркотическое вещество оставляет в организме тяжёлые последствия. Произошедшие физиологические изменения могут проявляться и после отказа от употребления. Здоровью, безусловно, нанесён тяжкий вред. Часто последствия бывают необратимыми. Если средняя продолжительность жизни героинового больного - 5-7 лет, то дезоморфиновые больные живут всего 1-2 года. Влечение к наркотическому веществу может активизироваться и спустя годы после отказа от приёма наркотика.



МАРИНА ДЁМИНА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО КЛИНИЧЕСКОГО НАРКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА:

- Человек, который в течение нескольких лет не употребляет наркотики, вероятно, за эти годы выработал для себя определённые правила поведения, к примеру, ежедневные физические нагрузки, сбалансированное питание и т.п. Как у алкоголиков есть так называемый "запрет первой рюмки", так и у наркоманов есть ряд своих психологических запретов. Например, запрет на общение с прежними друзьями. Если же он перестанет придерживаться выработанных правил, то, скорее всего, вернётся к прежней жизни. Не нужно считать излечение от наркомании чудом. Это просто успешный опыт работы. Если человек ставит себе цель отказаться от наркотиков, он начинает активно сотрудничать с доктором, с психологом, искать пути выхода из своей ситуации. Если цель пациента - только облегчить свои физические страдания, то он просто проходит у нас курс медикаментозного лечения, который длится 21 день. Если же он считает своей задачей полное избавление от наркотической зависимости, он может продолжить лечение в реабилитационном центре. Существует определённая пошаговая программа. Сначала лечение проводится в режиме круглосуточного стационара, затем в режиме дневного пребывания, постепенно занятия с психологами сокращаются до двух часов. Пациенту предлагается также общение в анонимной группе поддержки. Таким образом мы оказываем квалифицированную помощь на всём пути выздоровления.

Полное избавление от наркозависимости - это реальность. Но не стоит думать, что всё так легко и просто. Для излечения, помимо медицинской помощи, необходимо ещё и огромное стремление к жизни, твёрдость характера. Это требует огромных усилий, на которые способны далеко не все наркозависимые.

По информации Оренбургского областного клинического наркологического диспансера за последние два года на 20% уменьшилась доля больных наркоманией, употребляющих наркотики опийной группы. При этом, начиная с прошлого года, в областном наркологическом диспансере стали регистрироваться случаи «дезоморфиновых» наркобольных (в 2010 году – 84 человека, за 5 месяцев 2011 года - 80).

Потребители «дезоморфина» ранее потребляли героин, в настоящее время либо полностью перешли на «дезоморфин», либо употребляют его в комбинации с героином. Последствия «дезоморфина» - тяжёлый токсический гепатит, нарушения центральной нервной системы, в местах инъекций, как правило, развиваются различные гнойные воспаления и заболевания вен вплоть до сепсисов.

С целью выявления несовершеннолетних лиц, употребляющих наркотики, в рамках Всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей» среди прочих профилактических мероприятий совместно с Министерством образования Оренбургской области проведено анкетирование, в котором приняли участие 16 347 подростков и молодёжи в возрасте 13-21 года. На вопрос, пробовал ли ты наркотики, 24%(!) респондентов ответили: «Пробовал, но больше к этому не возвращался».