Об Аврааме

Сергей Серванкос
«И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим"» (Иакова 2:23). Так почему Авраам назван Божьим другом? Что его отличало от других людей, что он удостоился такой чести? Самое время внимательно поразмышлять над этим вопросом, ведь он был человеком, а раз один человек смог стать другом Бога, почему бы не попробовать пойти по его стопам? Я тоже хочу быть другом Иеговы.

Вот первое упоминание об Аврааме в Библии: «Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана.» (Бытие 11:26), получается он сын Фарры из родословной Сима (среднего сына Ноя), если посчитать годы его предков и кто когда кого родил, то получается, что Авраам родился почти через 300 лет после потопа.

Дальше о нём говорится: «Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. И Сара была неплодна и бездетна. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там.» (Бытие 11:29-31). Чего ему не сиделось в благоустроенном городе, непонятно?

А вот и объяснение, почему он сорвался с насиженного места: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.» (Бытие 12:1-4). Итак, обещание Бога и Его повеление заставили Авраама уже в преклонном возрасте отправится в нелёгкое путешествие, хотя по меркам того времени, они с Саррой были ещё в самом расцвете сил.

Так, что двигало Авраамом, что он на старости лет решил попутешествовать? Желание овладеть новыми землями? Если пробежаться по параллельным ссылкам, то многое становится понятным. Вот, что написано в других местах Библии: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.» (Евреям 11:8-10). Итак, судя по этим строчкам, Авраамом двигала вера в обещания Бога, но откуда у него была такая крепкая вера?

Когда Авраам был ещё маленьким, ему, возможно, приходилось встречаться со своими прапрадедами – Ноем и Симом, так как, судя по библейским записям, они были ещё живы в то время, а если это так, то юный Авраам мог слышать рассказ о потопе непосредственно от очевидцев этого грандиозного события. Такие рассказы вряд ли вызывали у него улыбку и недоверие, поэтому вера в то, что Иегова всегда выполняет свои обещания, могла зародиться в сердце Авраама ещё в раннем детстве.

А когда веришь в такого Бога, то соответственно и жизнь свою ведёшь так, чтобы Его не огорчать. Видимо Авраам был хорошим человеком, раз Иегова обратил внимание именно на него, а не на кого-то другого. О том, каким он был можно судить из того, как он обращался со своим племянником Лотом.

Когда возникла размолвка между пастухами Лота и Авраама и им пришлось разойтись, то более старший Авраам, не стал пользоваться своим положением: «И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.» (Бытие 13:8,9). Он предоставил право первого выбора более молодому племяннику, стало быть, Авраам был смиренным человеком, а не гордым, гордый не уступил бы ни за что.

Дальше об Аврааме узнаём, что он был не злопамятным. Несмотря на то, что Лот выбрал лучшую землю: «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;  и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.» (Бытие 13:10,11), Авраам, как только узнал, что у племянника проблемы сразу кинулся ему на помощь: «Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана; и, разделившись, [напал] на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ.» (Бытие 13:14-16)

Из этих повествований об Аврааме видно, что он был порядочным человеком и богобоязненным, стало быть за годы своей жизни он развил крепкую веру, что не осталось незамеченным Иеговой: «Аврааму вера вменилась в праведность» (Римлянам 4:9). А то, как Авраам проявил веру во время испытания, когда Бог сказал принести в жертву единственного сына, просто подтверждает, что он обладал незаурядной верой.

Интересно поразмышлять над этой страничкой из его жизни, что им двигало: религиозный фанатизм или уверенность в непогрешимости Иеговы?

На фанатика Авраам явно не похож, вот интересный случай, который показывает, что он желал понимать для чего Иегова делает определённые шаги, и не желал их воспринимать просто на веру, а хотел разобраться.

        Это случай, когда Бог решил уничтожить Содом и Гоммору, но Авраама очень беспокоило то, что в Содоме жил его племянник и он стал спрашивать: «… неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?»  (Бытие 18:23-25). Иегова заверил его в своей справедливости, но Авраам спрашивал ещё шесть раз с просьбой подтвердить его предположения. Покажите мне такого фанатика, который только с седьмого раза перестаёт донимать вопросами объект своего фанатичного поклонения? Авраам не был фанатиком, тогда почему он безропотно повёл своего сына на смерть?

Опять же им двигала крепкая вера в безграничные силы и возможности Иеговы. Это видно из его слов, сказанных слугам, когда он с сыном покидал их: «останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.» (Бытие 22:5). Он точно знал, что вернётся с сыном, но не знал, как Иегова вернёт его ему после принесения в жертву. Почему я в этом уверен? Потому что к такому выводу приводит логическое размышление над обещанием Иеговы, высказанное Аврааму ранее: «не огорчайся ради отрока [Измаила] и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя» (Бытие 21:12).

Итак, если Бог обещал произвести потомство от Исаака, значит, он должен жениться и родить детей, а как известно от мёртвых детей не дождёшься и Авраам прекрасно это знал, значит его сын должен жить и не мог умереть не зачав наследника. Авраам был здравомыслящим человеком, поэтому прекрасно понимал, что Тому Кто является источником жизни не трудно вернуть жизнь любому умершему. Мои предположения взяты из Библии, стало быть, истина такова: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,  о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.  Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.» (Евреям 11:17-19)

Мой вывод: чтобы иметь такую веру, как у Авраама, надо очень много размышлять о возможностях Того, кто создал Вселенную и постоянно помнить, что Бог не только насморк может вылечить, но и осуществить любую самую невероятную для нас идею, а, уж, свой замысел Он осуществит непременно: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.»  (Исаия 55:8-11)