Знамени гл. 16

Владимир Орлов3
ЗНАМЕНИЕ Гл.16




Утром Алексей позвонил Игорю, чтобы узнать какие у него планы на вечер. Хотелось поговорить о судьбах основных участников драмы распятия Христа. Если о Христе нет ни одного исторического факта, кроме спорных упоминаний о Нем Тацита и Иосифа Флавия, то, может быть, есть факты из жизни других участниках этого вселенского события...

- Привет! Ты вечером свободен?
- Да. Мы дома после пяти. А что?
- Хотелось бы поговорить аргументировано об участниках события, потрясшего христианский мир, то есть о тех, кто видел Христа, был Его матерью,отчимом или отцом земным, братьях, апостолах, о том, кто поставил заключительную точку в Его судьбе - Пилате.

- Давай так: Светлана читала о Богородице и расскажет нам главное, у меня есть кое-что по Пилату и апостолам...
- Об апостолах и у меня есть.
- Ну, тогда ты сосредоточишься на апостолах и нам будет легче рассуждать на эту сложную тему. А ты сегодня отдыхаешь?

- Я освобожусь тоже к вечеру и заеду к вам.
- Тогда, до встречи!
- Пока!
Он разобрался с выписками по апостолам, взяв то, что считал необходимым процитировать, еще раз просмотрел содержание некоторых книг и поехал на работу.
- Однако, после того, как я увидел крест, у меня возросло желание узнать: было ли это на самом деле или нет? Что это: галлюцинация или напоминание людям? Я хочу не только верить, но и знать, хотя бы то, что доступно знаниям людей, - рассуждал он, пока ехал в автобусе...

Осень уже стала полноправной хозяйкой и разбросала желтые листья там, где хотела. Деревья стояли почти голые и от этого становились похожими на стариков: сухие,узловатые, бесцветные, с остановившейся жизнью...Небо серое, с маленькими промежутками голубизны, не радовало взгляд...Было скучно и тоскливо. Алексей зашел в здание, где работал и мир унылой природы сменился веселыми, детскими лицами...

Вечером он уже звонил в знакомую дверь и, мысленно, благодарил судьбу за то, что у него есть Игорь и Светлана, с которыми было приятно поговорить о том, что и должно интересовать человека, помимо суеты повседневности.
Открыл ему Игорь и, поздоровавшись, предложил чаю, а с кухни уже выглянула Светлана:

- Давай сюда, мы тоже только что пришли. Чай уже горячий и всё готово. Голодный, небось?
- Не откажусь!
Он разделся и прошел на кухню, где Света уже резала колбасу и сыр, делая бутерброды.
- Я так понимаю, что ты пока один, иначе бы мы тебя вечером не увидели?

- Правильно понимаешь, если бы меня дома ждала Наташа, то выбор сделан был бы в пользу дома.
- Ох, захомутает она тебя, чувствую, - пошутил Игорь.
- Ну, ты и выражение нашел! - возмутилась Светлана. - Я что тебя - захомутала?
- А то как же!

- Ах, ты балаболка этакая, - и она, схватив его за шею, несколько раз нагнула вниз.
- Вот видишь, - обратился он к Алексею, - это ждет и тебя: сплошной деспотизм!
- Ага, как бы вы жили без этого "деспотизма"?
- Ну, ладно, - он обнял ее за талию, - конечно, вымерли бы, как динозавры.
- То-то же!

Перекусив, они прошли в кабинет Игоря и сели вокруг стола, на котором горкой лежали нужные книги, с заложенными закладками. Алексей достал свои книги и записную книжку.
- Да, странно и нереально говорить о том, что было или не было две тысячи лет назад, но у меня внутренняя жажда какая-то...

- Конечно, сейчас бы о работе, сериалах, Путине...- пошутил Игорь. - Однако, Света, тебе слово!
- Патриарх Иаков имел таинственное видение, в котором ему была показана лестница: основание ее стояло на земле, а вершина уходила в небо. Святая Церковь называет Деву Марию лестницей духовной, по которой сошел вниз Бог и открыл вход в Царство Небесное через Нее.

Образ Божией Матери видел и Моисей в купине, которая горела и не сгорала. По этой причине Святая Церковь неопалимою купиною именует Богоматерь, поэтому нередко Она изображается окруженною огненным сиянием, то есть Дева рождает Свет и пребывает нетленною.
Родителями Девы Марии были Иоаким и Анна. Жили они в маленьком и неприметном городишке Назарете.

 Иоаким происходил из колена Иудина, а Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из племени Ааронова. Кроме Анны у него были еще дочери Мария и София. У Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи. Родители Девы Марии были небогаты, но отличались своим смирением и милосердием. Так они жили в мире и согласии до глубокой старости, но у них не было детей, что их и печалило.

И вот однажды, когда Анна молилась о том, чтобы Бог послал им ребенка, она вдруг услышала голос ангела, который сказал ей, что она родит чадо и назовет ее Марией, которая даст спасение всему миру. Таким образом, Дева Мария рождена от мужа и жены, а Спаситель рожден от Приснодевы Марии безмужно, по наитию Духа Святого. Мария по-еврейски - госпожа, надежда. Имя это было дано по иудейскому обычаю на пятнадцатый день от рождения.

В трехлетнем возрасте Она была отдана в храм для служения Господу. Когда ей исполнилось девять лет она узнала, что умерли ее родители. В четырнадцать лет первосвященник объявил ей, что по иудейскому обычаю, она обязана оставить храм, выйти замуж и поселиться в доме своем. Но ему явился ангел и объявил о том, чтобы он собрал неженатых мужчин из колена Иудова от дома Давидова и пусть они принесут свои посохи, а Господь укажет Своим знамением на тот посох, обладатель которого станет ее мужем и будет охранять ее девство. Отобрано было двенадцать посохов самых уважаемых и престарелых мужей.

Эти посохи оставили на ночь в храме, а утром все увидели, что посох Иосифа расцвел! И именно на этот посох сел голубь! Иосиф был обручен с Марией и было ему тогда восемьдесят лет. Он происходил из царского рода Давида и был его далеким потомком, но кормился делом рук своим и был плотником.

Прошло несколько лет и вот случилось то, что и должно было случиться: архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что Она зачала от Духа Божия и в Ней воплотился Сын Божий. Этой радостной вестью она идет поделиться к своей родственнице Елизавете, которая, будучи уже старой, по велению Божию тоже была с ребенком во чреве

- Иоанном Крестителем. Обе женщины молятся и воздают Господу хвалу за оказанную им честь.
В это время вышло повеление от кесаря Августа сделать перепись населения и все должны были явиться туда, где хранились их родословные списки, поэтому Иосиф с Марией отправляются в Вифлеем, но по пути у Марии начинаются роды. Недалеко от Вифлеема, в пещере, на свет появляется Иисус - Спаситель мира!

Причем, роды у Божьей Матери прошли безболезненно и Она тут же Его Сама спеленала и стала о Нем заботиться с присущей Ей материнской лаской.
Привлеченные знамениями эту пещеру посещают пастухи и волхвы, воздавая славу Необыкновенному Ребенку.
Через восемь дней Иисусу делают обрезание, по еврейскому обычаю, хотя Спаситель рода человеческого не имел нужды в обрезании, но принял его по закону, чтобы дать своим последователям пример повиновения церковным законам.

На сороковой день происходит Сретение Господне, где Дева Мария приносит жертву всесожжения - пару голубей и вступает в храм, где Ее встречает старец Симеон и пророчица Анна. Симеон берет на руки Господа и прославляет Младенца, благословляя Иосифа и Марию.
Вскоре царь Ирод, узнав, что родился тот, кто может угрожать его трону, приказывает уничтожать всех новорожденных младенцев, поэтому Святое Семейство бежит в Египет, где живет несколько лет до смерти Ирода.
После возвращения из Египта, через несколько лет, в возрасте ста десяти лет умирает Иосиф. Его погребают в Гефсиманской пещере.

Достигнув тридцати лет Иисус начинает проповедовать Свое учение и исцелять больных, и воскрешать мертвых. Мать старается быть рядом, но дела Сына требуют Его присутствия в разных местах и видятся они не часто.
Но последние часы Своего Сына Она проводит с Ним. Спаситель видел с креста какая скорбь пронизывает всё существо Его Матери и Он обратился к Ней со словами утешения сказав ей, что Его любимый ученик - Иоанн - станет отныне ей сыном и позаботится о Ней.

 Пресвятая Дева принимала участие и в погребении Господа, а позже Она услышала благую весть от ангела о Его воскрешении. Ей довелось увидеть и вознесение Иисуса Христа на небеса с горы Елеонской после сорокадневного пребывания Его на земле.
По вознесении Спасителя на небо Приснодева жила у Иоанна.

Апостолы рассеялись по миру, неся учение Христа народам, Иоанн заботился о Ней, как любящий сын.
Высота святости и величия Богоматери сияла сквозь покров Ее глубочайшего смирения: в Ней соединились естество ангельское с человеческим. Дионисий Ареопагит, знаменитый ученый афинянин, обращенный в христианство святым апостолом Павлом, посетил Приснодеву Марию в Иерусалиме по прошествии трех лет после принятия им святого крещения.

Об этом посещении он пишет апостолу Павлу:"Невероятным казалось мне, исповедую пред Богом, чтобы, кроме Самого Высшего Бога, был кто-либо преисполнен Божественной силы и дивной благодати. Никто из людей не может понять, что я видел и уразумел при посредстве не только душевных, но и телесных очей. Я видел очами моими Богообразную и более всех небесных духов Святейшую Матерь Христа Иисуса, Господа нашего...

Свидетельствую Богом, имевшим жительство в честнейшей утробе Девы, что если б я не содержал в памяти и новопросвещенном уме твое Божественное учение, то я признал бы Деву за истинного Бога и воздал бы Ей поклонение, подобающее единому истинному Богу, потому что человеческий ум не может представить себе никакой чести и славы для человека, прославленного Богом, которая была бы выше того блаженства, какое я, недостойный, удостоился вкусить. Благодарю Бога моего, благодарю Божественную Деву, благодарю изящного апостола Иоанна и тебя, милостиво оказавшего мне столь великое благодеяние".

- Это сильный аргумент в пользу Богоматери и реальности тех событий, не так ли? Однако, по логике, если уж ученик апостола Павла оставил свои воспоминания о Ней, то Павел тем более должен был оставить? - спросил Алексей.

- По крайней мере, предание говорит о том, что он присутствовал при последних часах земной жизни Богородицы вместе со своим учеником Дионисием, - продолжила Светлана. - Во время сильнейших гонений на христиан, по убиению апостола Иакова, Пресвятая Богородица удалилась в Эфес, место назначенное по жребию Иоанну Богослову для проповеди.

 В преданиях сообщаются подробности путешествия Богородицы в Кипр по просьбе Лазаря(воскрешенного Иисусом), друга Господа Иисуса Христа, рукоположенного апостолом Варнавою во епископа Кипрского. Но по причине плохой погоды корабль Богородицы прибило к берегам Афона, где к Марии стало сбегаться много язычников, которые просили рассказать им о том, какого Бога Она родила.

Слова Ее имели такую силу, что многие тут ж крестились в новую веру. Здесь Богородицею было совершено много чудес и, прощаясь с новыми христианами, Она сказала, что будет заступницею этому месту пред Богом. После этого Богородица отплыла с учениками на Кипр и навестила Лазаря, подарив ему омофор и поручи(наплечник и накидка на плечах епископа).


Архангел Гавриил в знак того, что Она скоро переместится на небо, дал ей райскую ветвь от финикового дерева. Апостолы, узнав о скорой Ее кончине, были в глубокой скорби, но Она утешала их, говоря, что отходит к Богу и Сыну Своему, а похоронить завещала Себя в Гефсиманской пещере.

По Ее просьбе Господь собрал всех апостолов из числа семидесяти, которые смогли с ней проститься и получить Ее благословение. В третьем часу дня внезапно отверзся покров дома и все увидели в лучах света Царя Славы, в окружении бесчисленного сонма небесных сил и праведных душ. Богородица приветствовала Сына и передала Свою душу в Его руки без боли и страдания. Апостолы были свидетелями вознесения Богородицы на небо и видели Божественный свет о Нее исходивший.

А потом похоронили Ее земное тело в назначенном Ею месте. Апостол Фома, не успевший проститься с Богородицей, прибыл в Иерусалим на третий день и по его просьбе отвалили камень в пещере, где была погребена Приснодева, но в гробе осталась только плащаница. В успении Своем Пресвятая Богородица не оставила мира и всегда по обещанию Своему ходатайствует за прибегающих к Ее помощи.
15 августа Святая Церковь отмечает Праздник Успения Богородицы...Вот коротко и всё о земной жизни Девы Марии, - закончила Светлана.

- Есть предание, что Богородица спускалась в преисподнюю и была опечалена муками грешников. Она просила Сына за них, а особенно за христиан, - добавил Игорь.

- Можно здесь и упомянуть о многочисленных явлениях Богородицы людям. Ведь после Своего чудного вознесения Она неоднократно являлась праведным(преп. Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому - более 15 раз - ,Амвросию Оптинскому и др.) и грешным людям, защищала, ограждала целые города(Константинополь, Киев, Москву и др.) и страны, основывала храмы(Великая Успенская церковь Киево-Печорской Лавры, и др.), основывала монастыри(Афон, Иверию, Киев, Дивеево, Почаев и др.) исцеляла лично и являла чудеса через Свои святые иконы(которых насчитывается более 600!).

Свидетельства явления Богородицы описаны не только в житиях святых древности, но и во времена близкие к нам. Одно из них произошло в Египте в Коптской церкви, которая построена на месте отдыха Святого Семейства, когда они скрывались от преследования Израильского царя Ирода. 2 апреля 1968 года в пригороде Каира Зейтуне, вечером около шести часов, один из рабочих автобусного парка увидел на крыше Коптской церкви Святой Девы Марии фигуру полупрозрачной женщины в ослепительных одеждах, от которой исходило свечение.

 Явление продолжалось несколько минут. Он рассказал об этом настоятелю церкви отцу Константину. На следующий день, вечером, явление повторилось. Богородицу увидели настоятель и еще несколько человек. Она как будто обходила храм по крыше. В считанные минуты около храма собралась толпа людей и радостно приветствовала Богородицу, которая ответила им наклоном головы.

Явление повторялось неоднократно до 1971 года. Удалось сделать снимки Девы Марии. Иногда Она появлялась с Богомладенцем на руках. В храм стали приводить и приносить больных людей и они исцелялись. Была создана комиссия из трех епископов, которые засвидетельствовали чудо явления Богородицы.

Приезжал увидеть это чудо и президент страны Гамаль Абдель Насер. Часто над фигурой был виден голубь или стая голубей, которые создавали в воздухе Крест. Богоматерь всегда была одета в длинную одежду с покрывалом на голове из голубовато-белого света. Вокруг головы было сияние в виде нимба, но такое сильное, что разглядеть черты лица было очень трудно. Но некоторым людям удалось разглядеть Ее одеяние.

По их утверждению Богородица была в красно-синих одеждах. В период со 2 апреля 1968 года по 15 мая 1971 года Богородицу видели более 70-ти раз. В 80-х годах в каирском районе Шубра в храме святого мученика Дамиана были также засвидетельствованы явления Божией Матери и сделаны снимки в 1986 году. На которых можно разглядеть Божественный лик Богородицы.

В 1965 году явление Богородицы было четырем детям в местечке Гарабандале, в Испании.
В Португалии в местечке Фатима тоже было явление Богородицы детям, но мы уже говорили об этом явлении. В России неоднократно видели Богородицу. 25 сентября в 11 часов вечера под Августовым солдаты русской армии видели явление Богородицы с Младенцем на руках, указывающей на запад. Вскоре произошло большое сражение, закончившееся крупной победой русских войск. В честь этого была написана Августовская Икона Божьей Матери. Явление Богородицы происходило и во Второй мировой Войне.

Поздней ночью осенью 1942 года явление Богородицы видели в небе над Сталинградом. Летом 1943 года - на Курской дуге, в апреле 1945 года - в небе Кенигсберга.
Во время захвата заложников чеченскими боевиками в Буденовске(г.Святой Крест, ранее) 18 июня 1995 года в небе, в течение получаса был виден Крест, а справа от него молящаяся фигура Богородицы в черных одеждах.

Было убито 128 заложников. Этому трагическому событию посвящена икона "Свято-Крестовской Пресвятыя Богородицы", написанной за 12 дней жительницей этого места Ольгой... Явлений Божьей Матери было так много, что перечислять их все нет смысла. Важно, что они были и что Дева Мария старается направить людей на путь мира и добра, - подытожила свой рассказ Светлана.

- Удивительно, но никто из апостолов не оставил своих воспоминаний о встрече с Богородицей. Единственное место, где Она смогла их всех собрать- и то не без помощи Сына - это у своего одра. Там Она простилась с каждым и напутствовала каждого в вере и жизни. А Фома, по традиции, опять не успел и Богородица с неба опустила ему свой пояс, который стал очень почитаемой реликвией, - добавил Игорь.

- На погребение Фома тоже не успел, наверно, этот апостол избран был для того, чтобы опаздывать, - пошутил Алексей. - А судьбы апостолов сложились по-разному, но для начала я перечислю их всех: Симон по прозвищу Петр(камень, с греч.), его брат Андрей(скорее всего тоже прозвище - мужественный), братья Иоанн и Иаков, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Левий Фаддей(У Луки упомянут Иуда сын Иакова), Филипп, Симон зилот(радикально настроенные к римлянам иудеи - зилоты), Варфоломей и Иуда Искариот.

Сюда надо добавить вновь избранного апостола вместо Иуды Искариота - Матфия и, конечно, апостола Павла, ибо это - ключевая фигура языческого христианства. Но начну с Андрея Первозванного, ибо по преданию это первый апостол, который пошел за Христом.

Андрей - один из самых почитаемых христианских апостолов. Родом он был из Вифсаида. Он первый уверовал в Иисуса и позвал затем своего брата Симона( Петра). Особо почитался апостол Андрей в Византии. Константинопольская церковь стремилась противопоставить его апостолу Петру, который считался на Западе основателем и первым епископом христианской общины в Риме.

Андрей был старшим братом Петра, поэтому Византийская церковь отстаивала свое равенство перед Римской, а к тому же хотела иметь свое влияние на все христианские церкви Востока. Андрей был одним из четырех апостолов, которым Иисус открыл все судьбы мира на горе Елеонской.Почитался Андрей как покровитель и в Древней Руси. В древних летописях рассказывается о его пребывании на Руси и считается, что Русь крестил апостол Андрей.

Надо сказать, что самые древние летописи: первый список "Повести временных лет" - так называемый Древнейший свод 1039 года, а также Начальный свод 1095 года и "Чтение о Борисе и Глебе" Нестора Летописца прямо заявляют, что на Русь апостолы "не ходили" и в этой земле "не быша". Но уже с 1116 года князь Владимир Мономах приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести в "Повесть временных лет" русский вариант легенды об апостоле Андрее Первозванном.

 Так с того времени рассказы о посещении апостолом земли русской непременно включались во все последующие летописные списки. Почему у нас и высшая награда - орден Андрея Первозванного, который утвердил Петр Первый в 1698 и который был возрожден в 1998 году. Считается, что на горе, где стоит сейчас Киев он поставил крест, а затем побывал в Новгороде.

В России Андрей считался покровителем военно-морского флота: Петр Первый учредил Андреевский флаг для военных кораблей(синий косой крест на белом поле), но Шотландия тоже считает апостола Андрея своим покровителем и тоже имеет косой белый крест на на синем фоне.

Упоминается, что апостол Андрей проповедовал в Греции, в Византии на месте будущего Константинополя, на берегах Черного моря и в Скифии. Он также совершал чудеса и изгонял демонов, воскрешал мертвых, излечивал больных и калек. Андрей произносит проповеди в защиту праведной жизни, резко осуждая прелюбодеяния и браки между двоюродными братьями и сестрами.

Заканчивает он свою жизнь в Патрах, в Греции. Поскольку, Греция была в те времена провинцией Рима, то римский проконсул Эгеат велел схватить апостола и приговорил его к распятию на косом кресте. После чего жена Эгеата и ее брат приняли христианство, а сам Эгеат бросился с горы. Апостола похоронили за городом.

 При императоре Константине Великом мощи Святого Апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и помещены рядом с мощами евангелиста Луки и ученика апостола Павла Тимофея - одного из семидесяти апостолов. Существует ряд легенд, что в восьмом веке они были перенесены в Шотландию в город Сент-Эндрюс, по другой версии, может, частично в тринадцатом веке в Италию в г. Амальфи.

В Трирском соборе в Германии хранится сандалия и гвоздь Андрея Первозванного. Апостол Андрей является покровителем Украины, России, Шотландии, Румынии, Греции, Сицилии, Амальфи, а также моряков и рыбаков. В 1086 году в Киеве была построена первая церковь Андрея Первозванного. В Патрах на месте мученичества апостола Андрея воздвигнут собор Андрея Первозванного, который является самым большим в Греции.

Симон, по прозвищу Петр(по-арамейски Кифа, камень, скала) занимает существенное место в христианских писаниях и легендах. Апостол Петр был сыном рыбака Ионы и младшим братом Андрея из Вифсаиды Галилейской. Он был женат и имел дом в Капернауме.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христианской, выполняя наказ Иисуса Христа и горько раскаиваясь в том, что трижды отрекся от Спасителя, Который все-таки простил его и доверил ему строительство Христианской Церкви. После сошествия Святого Духа, в день Пятидесятницы, он произнес сильную речь и обратил в христиан сразу 3000 иудеев, а чуть позже еще 5000 тысяч. Духовная сила его была так сильна, что даже от его тени исцелялись больные люди, лежащие на улице.

Ирод Агриппа Первый в 42 году, после того, как умертвил апостола Иакова Заведеева, заключил апостола Петра в темницу, но ангел вывел его ночью оттуда. Известно, что он проповедовал евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, в Малой Азии иудеям и прозелитам, в Египте, где рукоположил епископом Александрийской церкви Марка, которому, по преданию, продиктовал Евангелие; далее он проповедовал в Греции, в Риме, в Испании,в Карфагене и в Британии.

 Он также исцелял больных и воскрешал мертвых, совершая чудеса. Среди новозаветных книг есть два Соборных послания апостола Петра. К концу жизни апостол вернулся в Рим, где был схвачен и приговорен к распятию на кресте в 67 -м году. Апостол, считая, что не достоин принять смерть такую же, как принял Спаситель, попросил, чтобы его распяли вниз головой. Мощи Святого Апостола Петра хранятся в Риме в соборе Святого Петра.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери Обручника Иосифа. Одновременно со своим братом Иаковом он был призван Господом Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. Это был самый любимый ученик Христа. Спаситель полюбил его за его совершенное незлобие и девственную чистоту.

Апостол Иоанн присутствовал при воскрешении дочери Иаира и при Преображении Господа на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Христом и узнал от Него имя предателя. Он следовал за Ним, когда Его арестовали и слышал допрос Спасителя, а затем прошел с Ним весь Крестный путь и был рядом до последнего вздоха Спасителя.

Ему Христос доверил Свою Мать, для которой он стал сыном и впоследствии заботился о Ней. После Успения Богородицы он, по жребию, отправился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Находясь в Эфесе, апостол непрестанно проповедовал язычникам о Христе, сопровождая проповедь многочисленными чудесами, так что число верующих увеличивалось с каждым днем. В это время начались гонения на христиан предпринятые императором Нероном(58-68г).

 Иоанн был схвачен и отвезен на суд в Рим. За то, что он не отрекался от своей веры его приговорили к смерти, заставив выпить чашу с ядом. Но он остался невредим! Тогда его бросили в котел с кипящим маслом, но и это не привело к его смерти! Убедившись, что он действительно обладает чудодейственной силой, его сослали на остров Патмос. На этом острове апостол прожил много лет, исцеляя больных, проповедуя евангелие, изгоняя бесов. Здесь же он продиктовал своему ученику Прохору Апокалипсис.

Вернувшись из ссылки в 95 году в Эфес, он пишет Евангелие. Он заповедовал всем христианам любить Господа и друг друга. Апостола Иоанна называют "Апостолом Любви". В трех своих Посланиях апостол проповедует силу любви, являясь сам для этого примером.
Иоанн прожил более ста лет, оставшись один из всех апостолов, кто видел Христа. Все остальные уже скончались мученическою смертью.

Церковь называет его "Богословом" за глубину возвещенных им миру Божьих откровений. На иконах он изображается с орлом - символом высокого парения его мысли. Когда настало время ухода его в загробный мир, он взял с собой семь учеников и ушел за пределы Эфеса. Там он попросил вырыть их могилу в виде креста, куда велел закопать себя живым. Ученики, плача и целуя его, выполнили его просьбу и, укрыв его голову платом, засыпали могилу.

Узнав об этом другие его ученики захотели проститься с учителем, но когда они разрыли могилу, то не обнаружили тела Иоанна. Так что мощей Святого апостола Иоанна не найдено. У Христа есть странная фраза по поводу, которой ведутся дискуссии. Он отвечает Петру:" Если Я хочу, чтобы он(Иоанн) пребыл, пока приду, что тебе?"(Ин. 21,22).

Существуют разные предположения по поводу этой фразы: одни считают, что Иоанн воскрес в другом теле и продолжает жить на земле, тайно руководя церковью, укрывшись в недоступных горах Гималаев, а в конце срока сам открыто возглавит христианскую церковь в борьбе с Антихристом; другие полагают, что он был вознесен на небо подобно Христу, поэтому не оставил тела и другие версии. Считается, что смерть Иоанна наступила 26 сентября начала второго века. Церковь отмечает память апостола Иоанна 8 мая.

Апостол Фома родился в Галилейском городе Панеаде. Он был рыбаком и строителем. Вначале он был учеником Иоанна Крестителя, но послушав проповедь Христа, навсегда полюбил Его и поверил в Него. Существует легенда о том, что пока Фома не убедился, что Спаситель воскрес и имеет тоже самое тело, он не верил в этот факт, почему и появилось выражение "Фома неверующий". Но это надо понимать не как факт неверия в Господа, а как желание обладать полной правдой, ибо он знал, чтобы убедить людей мало только сказать с чужих слов, но гораздо убедительнее, если со своих.

После вознесения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа, когда апостолы заговорили на всех языках и стали обладать Божественной силой именем Иисуса Христа, они кинули жребий: куда кому идти проповедовать евангелие. Фоме выпал жребий идти проповедовать в Индию. Он отправляется туда с индийским купцом Аваном, которого царь Гундафор отправил в поисках строителя его будущих царских палат. Этим строителем и стал Фома.

 По пути к месту назначения, они попали на индийскую свадьбу, где Фома благословил молодых, но напутствовал их не нарушать целомудрия и девства, а служить Богу Иисусу Христу. Молодые супруги прониклись его проповедью и так и поступили. Их имена были в крещении Дионисий и Пелагия. Дионисий стал впоследствии епископом, а Пелагия пролила свою кровь за Христа. Прибыв к царю Гундафору, Фома приступил к постройке царского дворца,царь дал ему много золота, а сам уехал по делам в другую страну. Фома же раздал золото нищим, проповедуя слово Божие и обращая в христианство жителей.

После двух лет царь вернулся, потому что до него дошли слухи о том, что Фома ничего не строил, а раздал деньги нищим. Он вызвал Фому и спроси: где же его палаты? На что Фома ответил, что они на небесах и блистают своим великолепием. Царь разгневался и приказал бросить Фому и Авана в темницу, собираясь содрать с них живых кожу. Но в это время заболел и умер его горячо любимый брат, который после смерти увидел те палаты, которые построил Фома брату. Он упросил ангела вернуть его к жизни, чтобы выкупить эти палаты у брата.

Царь, услышав, что брат ожил, обрадовался и пришел навестить его. Но когда он услышал его странную просьбу, то сказал, что отпустит Фому и тот построит и брату такие же палаты. После чего Фома был отпущен, а братья обратились в новую веру и стали вести праведный образ жизни.

Известно, что когда Богородица уходила в мир иной, Она попросила Своего Сына и Господа Иисуса Христа собрать всех апостолов, чтобы проститься с каждым. Фома опоздал к погребению, а когда для него открыли гроб, чтобы он мог проститься с телом Богородицы, то в гробе ничего, кроме плащаницы не оказалось, а Богородица опустила с небес ему свой пояс. Известный теперь как христианская святыня.

Фома вновь возвращается в Индию, где проповедует слово Божие и обращает в христианскую веру царицу Тертиану и ее подругу и жену царского любимца Каризия - Мигдонию. Царь Калалидского государства узнав о том, что его жена и жена его друга не хотят исполнять своих супружеских обязанностей, потому что приняли другую веру, сильно разгневался и велел схватить Фому. Но сколько апостола не пытали, он не отрекался от своей веры.

Тогда царь решил убить его за городом, пронзив копьями. Так Фома принял свою мученическую смерть, но жены, выдержав все пытки и унижения, так и не изменили своего решения и царь оставил их в покое. А когда заболел один из сыновей царя, то царь решил открыть гроб апостола, чтобы взять оттуда небольшую кость Фомы и повесить сыну на шею, для отпугивания беса.

Но гроб оказался пуст, потому что один из христиан тайно открыл гроб и унес святые мощи в Месопотамию. Тогда царь взял земли с этого места и повесил маленький мешочек сыну на шею,сказав: "Господи Иисусе Христе! Молитвами апостола Твоего Фомы исцели сына моего, и я уверую в Тебя,"- после чего бес из него сразу вышел. Увидев, какие чудеса производит христианская вера, царь со своими приближенными окрестился в новую веру и покаялся в своих прежних грехах. Считается, что апостол умер в 72-м году. А мощи его с 1258 года находятся в небольшом итальянском городе Ортоне. Память апостола Фомы отмечается 19 октября.

Святой апостол и евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием, жил в Галилейском городе Капернауме. Это был состоятельный человек. Он имел свой дом и должность мытаря - сборщика податей. Вначале Матфей был учеником Иоанна Крестителя, но когда его Иисус позвал с Собой, он сразу последовал за Ним.

Должность мытаря считалась в народе неблагодарной и сам Матфей тяготился этим, на что Христос сказал:"Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведных, но грешников к покаянию." Матфей следовал повсюду за Спасителем и видел Его многочисленные чудеса, был он также и свидетелем Его смерти и вознесения. По просьбе апостолов, он написал Евангелие, спустя восемь лет после смерти Христа(ок. 41 года). Матфей проповедовал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии и Эфиопии, которая досталась ему по жребию. Со своим спутником Платоном он был даже в стране чернокожих людоедов, где водрузил жезл, переданный ему Господом Иисусом Христом, из которого выросло дерево с вкусными плодами и забил целебный источник.

 Люди приходили к этому источнику, ели плоды, купались и выходили из источника с белой кожей и с верой в Иисуса Христа. Но князь города Мирманы, где проповедовал Матфей, выразил недовольство тем, что почитают не его, а проповедника. Он велел схватить Матфея и, прибив его к земле, развел большой костер. Но апостол уцелел в пламени и сказал, что добровольно передает себя в руки своего Господа, помолившись, он умер. Тело его запечатали в железный гроб и бросили в море.

Во сне апостол явился к Платону и указал место, где мощи его будут выброшены на берег. Князь и его приближенные, увидя такое чудо, поверили в Христа, а сам князь перекрестился и принял имя апостола Матфея, стараясь во всем ему подражать. А после смерти епископа Платона стал сам епископом.
Мощи святого апостола, по одной версии, находятся в Кафедральном соборе в Салерно, в окрестностях Неаполя, а по другой - в затонувшем армянском монастыре в озере Иссык-Куль в Киргизии. День памяти апостола 29 ноября.

Апостол Филипп был родом из Вифсаиды, где жили апостолы Андрей и Петр. После того, как апостол Филипп стал учеником Христа, он следовал за Ним и слушал Его проповеди. Во время Тайной Вечери он дерзнул спросить у Иисуса, говоря: "Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас." На что Иисус ответил:"Столько времени Я с вами; и ты не знаешь Меня, Филипп!

Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, а Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне."(Ин 14:9-11). Когда же Господь умер на Кресте и вознесся на небо, Филипп стал проповедовать и апостолы рукоположили его диаконом вместе а архидиаконом Стефаном в Иерусалиме.

Начавшиеся гонения на Иерусалимскую церковь и убийство Стефана, вынудили апостола покинуть Иерусалим и он отправился в Самарию, где проповедовал евангелие, совершал чудеса и исцелял людей. Здесь же он обратил в христианскую веру знаменитого волхва Симона. Апостол был женат и долгое время жил в Кесарии, имея четырех дочерей-пророчиц. Будучи во Фригии, в городе Иераполь, апостол умертвил огромную змею-ехидну и исцелил многих укушенных змеями, среди которых оказалась и жена правителя города Анфипата, принявшая христианство.

Разгневанный правитель велел схватить и распять апостола Филиппа вместе с находившимся там же апостолом Варфоломеем. Во время распятия сделалось великое землетрясение и народ потребовал освободить апостолов, но Филипп уже умер, а апостол Варфоломей отправился в Армению, где был распят. Мощи святого апостола Филиппа находятся в Риме в Храме Двенадцати Апостолов, а рука - во Флоренции. День памяти святого апостола Филиппа 27 ноября.

Святой апостол Варфоломей, один из двенадцати апостолов Христовых. По принятии Святого Духа, сошедшего на апостолов в виде языков пламени, ему выпал жребий, вместе с апостолом Филиппом идти проповедовать в Сирию и Малую Азию. Туда они вместе и отправились - то проповедуя вместе, то расходясь отдельно по городам, то вновь соединяясь. В одном из лидийских селений они встретили апостола Иоанна Богослова и вместе с ним отправились в страну Фригейскую.

Апостол Филипп был со своей сестрой Мариамной. В городе Иераполе, где они проповедовали учение Христа, был храм посвященный огромной змее ехидне, которой приносили жертвы. Апостолы с помощью молитв умертвили ехидну, а жену правителя обратили в христианство. После этого апостол Иоанн Богослов разлучился с ними и пошел в другие страны. Правитель города Никанор был сильно разгневан и приказал схватить апостолов.

Апостола Филиппа, просверлив ему ступни и продев в них веревки, распяли головой вниз первым. А потом распяли и Варфоломея головой вниз. В этот момент произошло страшное землетрясение и жители города, увидев в этом знак Божий, потребовали у правителя освободить апостолов, но было уже поздно и апостол Филипп уже умер. Варфоломей вместе с Мариамной, похоронив Филиппа и оставив епископом Стахия, которому они вернули зрение после сорока лет слепоты, ушли из города. Мариамна пошла в Ликаонию, где и умерла впоследствии, а Варфоломей пошел в Индийские страны.

Там он перевел на индийский язык евангелие от Матфея и продолжал проповедовать учение Христа и исцелять людей. Далее Варфоломей пошел в Армению и там в городе Альбану(Баку) изгнал беса из царской дочери. Он не взял богатых даров царя, что умилило царя и его семью и они все приняли христианство. Жрецы пожаловались на Варфоломея брату царя Астиагу, что все их идолы и боги теперь никому не нужны, что он губит их богов. Астиаг приказал тайно схватить Варфоломея и распять головой вниз на кресте, но апостол, терпя муки, продолжал славить Господа Иисуса Христа.

Тогда Астиаг приказал содрать с него кожу, но и это не помогло. В конце концов апостолу отрубили голову и уста Варфоломея замолчали. Верующие собрали мощи апостола и похоронили их в Баку. Новые завоеватели выкинули их в море. По велению неба эта оловянная рака не затонула, а плыла, как лодочка и пристала к острову Липара.

В девятом веке мощи святого апостола Варфоломея были перенесены в Неаполитанский город Беневент, а в десятом часть из них была перенесена в Рим. Считается, что апостол умер в 71 году, а день его памяти - 11 июня. Некоторые отцы церкви под Варфоломеем подразумевают Нафанаила, полагая, что это одно и то же лицо.

Святой апостол Иаков Зеведеев был сыном рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника. Он был старшим братом Иоанна Богослова. Христос позвал двух братьев Зеведеевых и Андрея и Симона Петра в тот момент, когда они ловили рыбу. По сошествии Святого Духа Иаков проповедовал Евангелие во многих странах. Когда он вернулся в Иерусалим, то был страшен для неверующих, как гром небесный.

Своей деятельностью и неустрашимостью он оправдал название сына громова, данное ему Господом Иисусом Христом. Легенда рассказывает о том, что Иакову пришлось вступить в борьбу с волхвом Гермогеном и его учеником Филитом, в результате которой все демоны, помогавшие волхвам были обезврежены, а сам Гермоген сжег все свои книги и упал в ноги апостолу, прося взять его в ученики.

Позже он прославился своей деятельностью на христианском поприще. Когда, по наущению неверующих иудеев, Ирод Агриппа начал преследовать христиан, то Иаков был схвачен и ему отрубили голову в 44 году. Это был первый апостол, представший пред Господом. Мощи святого апостола Иакова находятся в Испании в городе Сантьяго-де- Компостела в кафедральном соборе. Хотя французы Тулузы тоже заявляют, что обладают мощами этого апостола. День памяти святого апостола Иакова 30 апреля.

Святой апостол Иаков Алфеев был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея. Он один из двенадцати апостолов призванных Христом. После сошествия Святого Духа Иаков Алфеев много проповедовал в разных странах. Иногда его пути пересекались с апостолом Андреем Первозванным. Апостол наставлял людей в новой вере, сокрушал идолов, врачевал недуги, изгонял бесов и привел множество людей к Христу.

Он проповедовал в Иудее, Одессе, Газе, Елеферополе. В Египетском городе Острацыне апостол принял мученическую смерть на кресте. Мощи апостола Иакова Алфеева хранятся в соборе Св. Марка в Венеции - голова, а часть мощей в базилике свт. Николая Чудотворца в Бари. В Москве в церкви Ризоположения хранилась икона, в которую была вставлена лобная кость апостола. День памяти святого апостола Иакова Алфеева отмечается 22 октября.

Святой апостол Иуда Фаддей или Леввей, брат Иакова Алфеева и сын Алфея и Клеопы. Один из двенадцати апостолов Христа. После сошествия Святого Духа проповедовал в Палестине, в Аравии, в Сирии и Месопотамии. Мученическую смерть принял в Армении во второй половине первого века. Предполагаемая могила его находится на территории армянского монастыря Святого Фаддея на северо-западе Ирана. День памяти святого апостола Иуды Фаддея 19 июня.

Святой апостол Симон Зилот из Каны Галилейской был сыном Обручника Иосифа, по плоти братом Господа и одним из двенадцати апостолов. Первое чудо, которое совершил Спаситель было в доме Симона на свадьбе в Кане Галилейской, когда Иисус превратил воду в вино. Это так поразило Симона, что он сразу стал учеником и последователем Христа.

После сошествия Святого Духа апостол проповедовал в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. На Кавказе, в Абхазии принял мученическую смерть - был заживо распилен пилой. В 19 веке на месте его гибели был построен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Часть мощей апостола находится в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне(Германия). День памяти апостола 30 июня.

Апостол Иуда Искариот - сын Симона, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, предавший Его. Прозвище "Искариот" ему было дано апостолами, чтобы отличить его от Иуды, сына Иакова, по прозвищу Фаддей. После того, как Христос был приговорен к распятию, Иуда возвратил 30 серебренников первосвященникам и старейшинам, говоря:"Согрешил я, предав кровь невинную." На что они ему ответили: "Что нам до того?"

 И, бросив деньги в храме, Иуда пошел и удавился на осине. Правда, откуда она взялась вблизи Иерусалима, в неподходящем для нее климате? После предательства Иуды апостолы избрали нового апостола - Матфия. Конечно, предательство Иуды вызывает много вопросов и споры об этом будут продолжаться еще долго. Иисус говорил, что все 12 апостолов, которых Он выбрал, сядут рядом с Ним в Царствии Небесном.

Далее Он говорил:"Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня: и Я воскрешу его в последний день." Иисус дал всем апостолам власть изгонять бесов, если бы в Иуде был бес, то как бы он мог изгонять бесов из других людей? Сатана не хотел, чтобы Иисус был распят на кресте, а наоборот делал всё так, чтобы этого не случилось, потому что понимал, что это - главная миссия Христа.

Если бы не было распятия не известно, как бы вообще развивалось христианство. Известно, что Иисус называл Иуду Своим другом. Если бы в Иуде был Сатана, или Иуда был вор, разве Иисус назвал бы его другом? Скорее всего, Иисус был уверен в Иуде и знал, что тот не подведет в нужный момент, а сделает так, как скажет Учитель. В Петре, например, у Христа такой уверенности не было. Все апостолы знали, что один из них должен будет предать Учителя.

Выбор пал на Иуду. Поэтому, когда на пасхальной трапезе Иисус явно указал на Иуду и сказал: "что делаешь, делай скорее",- Иуда просто встал и ушел. Иисус был уверен в Иуде. Трудно себе представить, чтобы апостол, человек, который оставил семью, работу и пошел за Христом, человек, который видел все чудеса Иисуса, который знал, что Иисус - Сын Божий - позарился бы на какие-то 30 серебреников, когда в любой момент в кассе он бы мог взять гораздо больше. Предатели не поступают так, как поступил Иуда, они стараются прятаться и действовать из-за угла, а он открыто подошел к Христу, поцеловал его и сказал:

"Радуйся, Равви!" Чему радоваться Христу? Да тому, что Миссия Его - удалась и всё произойдет так, как Он наметил с самого начала: принести Себя в жертву и спасти от смерти род людской! А только такая цена была угодна Отцу! Имя Иуда является и символом всего народа. Иисус говорил: "Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее." Самопожертвование - вот истинная цена поступка Иуды, а это - высшее проявление дружбы. Но, наверно, когда-нибудь имя этого апостола будет очищено от страшного предательства, а может всё так и останется. Как говорится, сверху виднее.


Святой апостол Матфий был выбран по жребию вместо Иуды Искариота. Было двое претендентов - Варсава и Матфий. Родился апостол в Вифлееме и был из колена Иудина. По сошествии Святого Духа он получил всю силу наравне со всеми апостолами. Он очищал от проказы, исцелял больных, воскрешал мертвых, изгонял бесов. С апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь его заключили в темницу, из которой его чудесным образом освободил апостол Андрей.

После этого он путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Был в Эдессе, Севастии, Македонии. Многократно подвергался смертельной опасности. Язычники заставили его выпить чашу с ядом, но он остался жив и вылечил всех тех, кто выпил яд. Вернувшись в Иудею, продолжал проповедовать учение Христа.За что был осужден синедрионом на смерть и побит был камнями.

В греческом варианте он был распят на кресте. Смерть его относят к 63 году. Святые мощи апостола Матфия находятся в Германии в Трире, в аббатстве св. Матфия. День памяти 30 июня.

Святой апостол Павел считается тринадцатым апостолом, хотя он и не видел Христа, но своей деятельностью на христианском поприще снискал славу и уважение всего христианского мира.

Еврейское имя его было Савл и принадлежал он к колену Вениаминову. Он жил в киликийском городе Тарсе(Малая Азия) и являлся римским гражданином. В то время в Тарсе находилась греческая академия и апостол был хорошо знаком с языческой культурой и языческими писателями. Свое образование он продолжил в Иерусалиме в раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила. Здесь же апостол научился делать палатки,этот труд помогал ему зарабатывать на пропитание в дальнейшем.

Молодой Савл, видимо, готовился стать раввином и сразу зарекомендовал себя ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Господь чудесным образом призвал его к апостольскому служению. По дороге в Дамаск Савла осветил ярчайший свет и он услышал голос: "Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?" На вопрос Савла:"Кто ты?" - Господь ответил:"Я Иисус, Которого ты гонишь." Спутники Савла слышали голос, но света не видели.

Они подхватили под руки ослепшего Савла и повели в Дамаск. Здесь Савл был научен христианской вере, крещен с именем Павел Ананией и прозрел, как только окунулся в воду для крещения. С этого момента Павел стал ревностным проповедником учения Христа. В Иерусалиме он присоединился к верующим христианам и познакомился с апостолами. Из-за покушения на свою жизнь он вынужден был на некоторое время уехать из Иерусалима в свой город Тарс. Около 43-года он был вызван оттуда Варнавой для проповеди в Антиохии, а потом в Иерусалиме. Первое апостольское путешествие он совершает с Варнавой в 45-51-х гг.

Апостолы прошли весь Кипр. В 51 году Павел принимает участие в Апостольском соборе, где горячо выступает против того, чтобы язычники, ставшие христианами, соблюдали законы Моисея. Второе апостольское путешествие с 51 по 54 год он предпринимает в Македонию, в Филиппы, Солуни, Верин, Грецию. В Листре он знакомится со своим будущим любимым учеником Тимофеем, здесь же к ним присоединяется евангелист Лука. После этого он направляется в Иерусалим, посетив по дороге Эфес и Кесарию, а из Иерусалима отправляется в Антиохию.

Вскоре в 56-58 -х гг. он предпринимает третье апостольское путешествие, посетив, по своему обыкновению, ранее основанные малоазийские церкви, посещает Эфес, Македонию и направляется в Иерусалим. В 59 году он взят под стражу в Иерусалиме и после длительного заточения отправлен в Рим на суд Кесаря, как римский гражданин. В Риме он пользуется большой популярностью. Дальнейшая его судьба в точности неизвестна. Считается, что в дни Нерона он был предан мученической смерти. По другой версии около 65 года он посещает Эфес, где рукоположил епископом Тимофея. Там он встречается с апостолом Петром и они вместе направляются в Италию.

В Риме они расстаются и Павел идет на запад, а потом снова возвращается в Рим, где через некоторое время его заключают в темницу и после девятимесячного заключения усекают голову мечом по римскому обычаю. Это случилось в 67 году в двенадцатый год царствования Нерона. Апостол Павел написал 14 Посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Вместе с апостолом Петром он считается верховным апостолом. Оба они мученически погибли в один и тот же день - день памяти 29 июня.

До недавнего времени считалось неизвестным место захоронения святого апостола Павла, но в 2006 году за стенами города археологи обнаружили древний саркофаг, просверлив в нем отверстие, они взяли образцы для изучения. Были обнаружены фрагменты костей, которым по новейшим исследованиям возраст - 1-й-2-й век, что позволило папе Бенедикту Шеснадцатому объявить миру о том, что найдены мощи святого апостола Павла. Кроме того в римских катакомбах обнаружена фреска четвертого века с предполагаемым изображением апостола Павла.

Возможно, христианский мир действительно обрел святыню, но как вообще доказать, что мощи принадлежат тому или иному человеку? С чем сравнить, когда нет четкого указания на надгробии: кто под ним лежит....

- Да взять хотя бы мощи Святого Павла: допустим, наука подтвердила, что они относятся к указанному времени, а мало ли тогда умерло людей кости, которых могли быть найдены археологами. Чувствуется, что церковь сразу же пытается из этого сделать себе выгоду, - продолжил ту же мысль Игорь.

- А чем больше таких реликвий, тем больше верующих...Не знаю, но это всё как-то уводит от личности Христа и Его учения о Едином Отце Небесном. Он призывал верить сердцем через любовь к Богу и людям, а не поклонениям костям, поясам, гвоздям и прочим атрибутам современного христианства. Если раньше на Руси были каменные или деревянные идолы, но это были грубо вырезанные статуи богов и им поклонялись, христиане считали, что это - плохо, и это - идолопоклонство, то поклонения ритуальным предметам разве лучше?

Или тем же иконам, которые были запрещены вначале...Церковь понимала, что надо чем-то привлекать людей, оказывается, одной веры сердца - мало! И появляются золотые купола и алтари, ну, понятно, не из чистого золота, но всё сверкает и поражает большой ценой. Хотя, как бы, для Бога ничего не жалко, но нужно ли оно Ему? Если всё время говорится о спасении души, то причем здесь дорогие одежды, драгоценные камни, богатое убранство храмов...Я уж не говорю о дорогих иномарках священников...

Христос ходил в рубище и хитоне и обращал в Свою веру - словом! А сейчас за сложнейшими обрядами богослужения уже с трудом видишь христианство его первой поры, - с грустной иронией сказал Алексей. - Но раз уж Святой Августин сказал, что авторитет церкви ему дороже авторитета евангелий - значит это и есть настоящее христианство. Христос - это Бог, имя, легенда...Всё это так. Но ведь Он жил на земле! Он учил как надо жить! Историю богослужений, по-видимому, начал серьезно разрабатывать Святой Павел.

 А потом на каждом очередном Вселенском соборе что-то добавлялось или убиралось...
- Но, согласись, церкви не на кого было уже равняться: участники той драмы были все на небесах и им приходилось всё решать самим.

- Да. Вот в том-то и дело, что историю и религию делают люди. А люди бывают разные...Не исказилось бы учение Христа окончательно. Каждый ведь хочет, так сказать, внести свою лепту и получается уже целая библиотека христианской литературы...А надо-то: любить Христа и следовать Его простым заповедям!

- Которым, по большому счету, никто не следует, ибо они оторваны от жизни. А человеку хочется и жизнь прожить по-человечески и о душе подумать. Ну не будет же нормальный человек отдавать свое имущество и бродить по дорогам. Люди отдавали и шли за Христом, а сейчас за кем? Отдать всё в храм? А ведь частная собственность - и есть самое главное звено веры: с собой ничего не унесешь, а душу загубишь! Нет, современный человек хочет уже не только верить, но и основывать свою веру на каких-то фактах. Он ищет факты земной жизни Христа и апостолов, Богородицы, исследует явления...

- А, кстати, о явлениях: были ли явления апостолов людям?
- Если иметь в виду христианскую историю, то явления Иоанна Богослова и Богородицы были и Серафиму Саровскому, и Иоанну Златоусту и другим отцам христианской церкви. Всё дело в том - верить этому или нет.

- Но не могли же отцы церкви лгать?
- Я думаю, что не могли. Но хотелось бы, чтобы наука и церковь объединились в этом направлении.
- Они попробовали и получился конфуз с плащаницей, к которой, может быть, действительно приложил руку Леонардо да Винчи, сделав на ней уникальный негативный снимок, ибо возраст ее определили - четырнадцатый век. Имея большие связи, он вполне мог взять на некоторое время плащаницу домой...

- Ну, это вряд ли. Всё таки такая святыня! Нет, я не думаю, что церковь будет сотрудничать с наукой, разве что, как в случае с мощами Павла - ей это выгодно. А то, что уже и так почитается святыней - зачем же перепроверять? Однако, мы отвлеклись, а у нас еще история Понтия Пилата.

- Да. Без Пилата и Иуды стало ли бы вообще христианство мировой религией: один предал, другой казнил - драма получила своих отрицательных героев...История Пилата, в общих чертах, известна, но вспомним. Итак, к моменту назначения Понтия Пилата прокуратором Иудеи(или, по-современному, губернатором), а более правильно - префектом, Иудея была уже заурядной римской провинцией со столицей в Цезарее Приморской(Кесарии). Ей управляли префекты невысокого ранга, выходцы из римского сословия всадников, то есть не наследственные дворяне, стоявшие на иерархической лестнице ниже сенаторов, которым были вверены почти все важные провинции.

Император Тиберий в вопросах Иудеи полагался, в основном, на своего командира личной охраны Сеяна, который откровенно ненавидел иудеев. И, кстати, казненный в 31 году за участие в заговоре против императора. Понтий Пилат управлял Иудеей одиннадцать лет: с 25-го по 36-й год и за это время ни разу не сменил первосвященника Кайафа, который был еще до него. То ли он был безразличен к религии иудеев, то ли Кайафа его вполне устраивал, но, может, он действительно побаивался жалоб этого влиятельного человека. А ведь рядом, в Сирии, находился наместник Виттелий, которому Пилат непосредственно подчинялся. А он был из древнего патрицианского рода и имел огромное влияние при дворе императора.

Попасть к нему в немилость - значит подвергнуться опале, что, впрочем, в дальнейшем и произошло. Во время правления Пилата в Иудее было неспокойно. Население не устраивала политика Пилата, его неуважение к их религии и применение силы в решении важных вопросов. И тут у Пилата появляется пленник, который ему даже симпатичен. Он чувствует в Христе что-то такое, чему нет объяснения словами: это чувствуется изнутри. Он понимает, что какой-то пророк, которых бродит множество, не может стать угрозой государству.

Однако, непростая политическая обстановка в Иудее заставляет его действовать осторожно, хотя роковое решение о предании смерти Христа исходит всё-таки от него. Можно слегка коснуться вопроса о его жене Клавдии Прокуле, но достоверных сведений о ней нет. Известно из преданий, что ей снился сон перед казнью Христа и она всячески просила мужа предотвратить эту казнь, но провидение уже выбрало жертву.

А вот достоверность фигуры Пилата подтвердилась в 1961 году, когда была найдена плита с именами Тиберия и Пилата, которую он повелел сделать в тридцатом году н.э. Есть монеты, выпущенные Пилатом, с изображением предметов римского культа, что тоже подливало масло в огонь и раздражало иудеев. Одна из самых распространенных версий гибели Пилата - версия о его самоубийстве в Вене, куда он был сослан после своей опалы. Но есть и красивая легенда из христианских преданий.

Император был сильно болен, но узнал, что в Иудее есть пророк и человек, который может излечить любую болезнь. Он отправляет туда своего гонца, но тот приезжает слишком поздно - Иисуса уже нет среди живых. Опечаленный представитель Рима встречает христианку Веронику, которая говорит, что может ему помочь, потому что у ней есть платок, на котором отразилось изображение Христа, когда Он шел на казнь и попросил у ней вытереть пот с лица.

Она попросила взять ее с собой и уверила его, что облик Христа излечит императора. Так и произошло, когда император увидел изображение лика Христа. Убедившись, что пророк даже Своим ликом может творить чудеса исцеления, он сильно разгневался на Пилата за то, что тот предал смерти такого человека, а для верующих в Него - и Бога. Вызвав Пилата, он намеревался жестоко наказать его, но Пилат одел хитон Иисуса, который забрал себе после смерти Христа. И гнев императора сразу куда-то улетучился.

Но стоило Пилату выйти за дверь, как он опять пылал к нему яростью. Вернув его и собираясь наказать, он опять впал в ту же мягкость. Тогда, поняв в чем дело, он приказал тому снять хитон и одеть свою одежду, выразив ему всё свое недовольство его поведением. После чего Пилат был по одной версии сам казнен, а по другой - покончил жизнь самоубийством. Интересно, что Эфиопская церковь причислила Пилата к лику святых и празднует его день 25 июня, основываясь на том, что он раскаялся и стал христианином-мучеником.

Я думаю, что хорошо этот образ оживил Михаил Булгаков в "Мастере и Маргарите". Почему и роман у мастера был о Понтии Пилате. Вся развязка драмы упирается в попытки Пилата найти правильное решение, которое он так и не находит, погружаясь в вечное размышление об этом своем решении, понимая, что совершил страшную ошибку...
- Когда слышишь такие истории, кажется, что так всё и было: так они трогательны и правдивы, - подала свой голос Светлана.

- Вся беда в том, что нет доказательств этим историям, а людям нужны доказательства, - сказал Игорь. - Так можно бесконечно говорить и об инопланетянах, и о других мирах...а предъявить - нечего.
- А предъявляет наука! А наука - это материалисты, которым смешны все эти выдумки про Бога, духов и прочее, хотя приятно было бы посмотреть, как такому "мудрецу" какой-нибудь дух, который сейчас странно называют "полтергейстом", запустит в лоб тарелку.

Ведь он же знает законы тяготения, что предметы не могут летать под углом или, остановившись в воздухе, упасть перед ногами. А свидетельств и видио таких случаев предостаточно, но наука как не верила в иную жизнь, так и не верит, объясняя это влиянием какого-нибудь ребенка, что просто смешно.

Когда люди ни с того, ни с сего выпрыгивают в окна высоток, когда стреляют в других людей, не понимая потом, как это на него нашло, странные аварии и много другое, чему объяснение - действие невидимых темных сил, а также наоборот: какой-то сон, предупреждающий об опасности, внутренний голос, побуждающий сделать то или иное действие, чтобы предотвратить беду и так далее - действие добрых сил...

Это есть и будет, но когда это поймут все и будут слушаться советов, которые как бы возникают в голове сами по себе, или напротив - не слушаться? - Алексей вопросительно посмотрел на Светлану и Игоря.
- У меня давно такое ощущение, что Земля находится под присмотром иных сил, но которые, будь то ангелы, демоны, или инопланетяне - недоступны для контакта с нашим разумом. Однако, мы отвлеклись от темы: нашли ли мы доказательства существования людей, которые окружали Христа? - задал вопрос Игорь.

- Это, опять же, как посмотреть! Если с точки зрения наук истории и археологии - то плита Пилата, если взять исследования на ДНК, то с кем сравнивать апостолов? Вопрос усложняется тем, что историки и археологи всегда искали и описывали жизнь самых знаменитых людей! А кто в те времена были Христос, Апостолы, Богородица, Пилат?..Простыми людьми. Да и книгопечатание было еще в зародыше, а рукописи терялись или сгорали в пожарах, или их уничтожало само время.

Не будем забывать и о том, что в те времена устная традиция имела первостепенную роль. Но человечество, я думаю, будет постоянно искать любые факты пребывания их на земле, будут находиться и расшифровываться новые источники.

В конце концов, правда пробьет себе дорогу, если это - правда! - закончил свои доводы Алексей.
- Тогда прошу всех к столу! - улыбнулась Светлана. - Горячий чай освежит уставшие головы!
Они прошли на кухню и, посидев еще немного, Алексей поехал домой.