По имени Кандры-Куль

Ксюта Северо-Южная
«По Уралу я много бродил,
Видел, сколько хватает глаз.
Реку Идель переходил
По дороге я много раз.
Много раз я испил воды
Из рук девушек озорных,
Что порхали, как мотыльки...
Красавицу вышел я искать,
Которая б и птицу могла
Своей песнею затмевать;
Ту, что славит солнце на небе,
По ночам рождает луну.
Чья мелодия соловьиная
Держит душу мужчин в плену.»
……………………………………………………………….
Из башкирского народного сказания «Кара-юрга» (Вороной иноходец)




Я не знаю, почему…

Почему я так уверена, что это озеро – прекрасная башкирская девушка, еще не подарившая могучему батыру свадебного яблока.

Имя ее -  Кандры-Куль.

По одной версии, в средние века здесь были хорошие условия для обитания бобров, и название это означает в переводе с башкирского "Бобровое озеро".  Другая версия основывается на легенде, будто на северном берегу, на красной песчаной горе, с которой обваливаются в озеро камни, прежде была ставка хана. Со временем местность эту стали называть "Хан-тора", "Хан-торганер" (место, где живет хан) и, наконец, - Кандра.

С давних времен среди местных жителей бытует и легенда о том, что в озере живет "су анасы" - русалка. А еще говорят, что когда-то из воды вышла пара лошадей, запряженных в повозку.


Только слышится мне в этом имени дивный голос той, «что славит солнце на небе, по ночам рождает луну».  Не нашел ее славный батыр, спряталась застенчивая Дева от него, превратилась в озеро…

Нежно розовеют ее щеки на восходе, ярко рдеют они на закате. Нежны и сладки прозрачные воды ее. Добр и тих нрав. И любят эту Деву-озеро люди. Кто хоть раз увидел ее, не смог уйти сразу, любуясь ею, и долго мечтает потом увидеть ее еще.

Увидеть и прошептать ей вновь:

- Доброе утро, прекрасная Кандры-Куль!

А батыр? Как же ты проглядел такую красавицу? Прислушайся, это она поет птичьими голосами на рассвете! Это на ее берегах так добры и веселы люди! Это ее воды так манят к себе! Как же ты не нашел ее, как же мог не узнать?

А может, устал ты в дороге, прилег отдохнуть, да и превратился тоже в какое-нибудь озеро?
 
Хочешь, я расскажу о твоей красоте, силе и благородстве прекрасной Кандры-Куль? И тогда, быть может, она полюбит тебя.

Скажи мне имя твое...

:)