Любовная лирика Виктора Гаврилина

Элла Гоник
                http://www.stihi.ru/avtor/vpgavrilin

                "Любовь моя — звезда моя падучая,
                роняй подольше путеводный свет!"
                В. Гаврилин               



      Трудно писать о любовной лирике Виктора Гаврилина, ведь это — "святая святых" Поэта. Чистым, светлым облаком плыла его любовь над землёй. Стихотворения этого цикла исходят из самого сердца, это — неувядающий букет нежных, светлых и целомудренных слов своей любимой и Музе — супруге Нине Гаврилиной.
Он пишет в своём стихотворении"НЕ ОСТАНАВЛИВАЛ ПРЕКРАСНЫЕ МГНОВЕНЬЯ":
                И не увянешь ты вовек, моя красавица.
                Не я ль насобирал тебе букет
                из вечных слов любви!
Да, "букет из вечных слов", который Виктор собирал ей всю жизнь, поистине прекрасен...И он будет всегда свежим и изумительно красивым, потому что такой изумительно красивой была любовь Виктора к своей Музе. С огромной нежностью называет он её "царевна", "тихая радость моя", "моя красавица", "перелётная птица", "царства обделённая царица" и т. д. Замечательно, что Поэт придаёт облику своей любимой и портретное сходство, но также раскрывает глубокую сущность её натуры. Эти стихи написаны с огромной благодарностью за любовь. Первое можно хорошо видеть в таких стихах, как: "КРАСОТА":
                У красоты так много лиц!
                Но узнаёшь любое.
                И этот взгляд из-под ресниц
                избалован любовью.
СОЛНЕЧНЫЙ АВГУСТ БЕЗВЕТРЕННЫЙ", в котором с любовью воссоздаётся нежный облик "тихой моей радости":
                Солнечный август безветренный,
                трав штилевые моря.
                Бродит тропинкою фетровой
                тихая радость моя.
               
                Вот ты идешь босоногою,
                стопы лаская пыльцой...
Ощушение трепетной молодости в стихотворении "СПАСАЯ ОТ НЕЧАЯННОЙ ВИНЫ":
                И молодости смутный аромат
                ко мне впорхнёт, как давняя записка.
                И вспомню я, что от меня ты близко,
                лишь южный отлистнёт листву назад.

                И юное проявится лицо
                так рядом, что вдохну твоё дыханье
                и запах кожи с тонкими духами,
                с невидимою розовой пыльцой.
Загадочный облик любимой в стихотворении"НАДЕЛИВ ПЕЧАЛЬЮ ДО ПРЕДЕЛА":
                Наделив печалью до предела,
                отчего в глазах видна душа,
                я тебя такой красивой сделал...
                Жизнь моя, о, как ты хороша!

                Царства обделённого царица,
                смотришься загадкою для всех...
Нежными словами благодарности наполнено и это стихотворение. Это тихие и проникновенные слова о целомудренной любви, просто молитва:
                Замолчишь, молчанье не нарушу —
                я и так весь вышел на слова.
                Ты ж спасла любовью мою душу,
                и навек ты предо мной права.
Путеводный свет протянулся из Вечности и будет светить, пока живы его стихи. Это ощутимо в стихотворении"ЛЮБОВЬ МОЯ, ЗВЕЗДА МОЯ ПАДУЧАЯ":
                Любовь моя — звезда моя падучая,
                роняй подольше путеводный свет!
С щемщяей нежностью сказанные слова в стихотворении"КОГДА Я СТАЛ ВЕЗЕНЬЮ НЕУГОДЕН":
                И вот совсем загинувшему вроде,
                даётся посох на земном пути.
                За что такое?.. Женщина приходит,
                чтоб до небес с тобою всё пройти.
"ОТ ТВОЕЙ БЕДЫ ДО МОЕЙ БЕДЫ" — это исповедь автора стихотворения, тихая нежность к любимой женщине, забота о ней тогда, когда смерть стоит у изголовья. Последние поэтические слова просто пронзают до мурашек.
                От всего в груди я бы мог запеть —
                Боль саму воспеть в веки кои,
                чтоб сорваться враз!...Только как успеть,
                отлетев, тебя успокоить? — сама Нина Гаврилина говорит, что это стихотворение для неё — роковое. В прекрасном стихотворении любовной лирики"ТАК МНОГО НОЧИ, ЧТО НЕ СЛАДИТ С НЕЮ" — трогательно и нежно повествуется о любви:
                Так много ночи, что ещё виднее
                свет негасимый твоего лица!
И, словно тонким штрихом, автор подчёркивает бесконечность времени:
                оно стоит недвижимо в сосуде,
                лишь зыбится видений глубина.
Удивительно по своей сути стихотворение"СКАЗКА". За Аленький цветочек Поэт отдаёт своей любимой сердце:
                Бери же в белую ладонь,
                счастливая до дрожи,
                диковину, где скрыт огонь
                под шелковистой кожей.

                Смотри, её не повреди,
                иначе хлынет кровью
                весь жар, что был в моей груди,
                что был моей любовью.
И эта "диковина для услады любимой, счастливой до дрожи", бесценна . Последняя строфа  неожиданна, великолепна и одновременно страшна по своей сути. Такова цена подарка и это уже не сказка, потому что любящий человек всегда отдаёт жар своего сердца, свою любовь любимой. Горькое и в то же время светлое стихотворение, проникнутое заботой о любимой женщине"МНЕ ПОЖЕЛАТЬ БЫ СОЛНЦА ВСЕМ ОГНЁМ":
                Мне пожелать бы солнца, всем огнём
                взбурлившего весенние потоки,
                чтоб день ключом вскипал, но дело в том, —
                я так боюсь, что ты промочишь ноги!
Желание уберечь, защитить — в каждом слове этого прекрасного стихотворения святого, удивительно чистого душой человека...Поражаешься, сколько граней может быть у любви!Очень много, но, безусловно, только очень высоких. Самая большая драгоценность — это любовь и ею одной жить, радоваться, страдать, мучиться, на неё молиться!
Трогательной нежностью наполнены все стихи любовной лирики Виктора Гаврилина.Особенно в этом плане щемящи пронзительные строки стихотворения"СПИ, МОЯ ПЕРЕЛЁТНАЯ ПТИЦА":
                В первый раз замолчим о разлуке,
                помолчим о любви в первый раз.
                Твои тонкие тёплые руки
                от усталых отпрянули глаз.

                И ни горе, ни глупое счастье —
                ничего меж тобою и мной
                этой дали осенней не застит,
                этой утренней дали сквозной.
Тихими и нежными словами утешает свою любимую автор в стихотворении"НОКТЮРН"
                Как ребёнок больной, прижимаясь к плечу,
                ты поплачь, моя песня, а я помолчу.
 
                Столько гладить уже довелось
                эти пряди послушных волос.
Любовь в стихотворении"ИЮНЬ. БАРКАРОЛА. КАК ПОЗДНО ТЕМНЕЕТ" — воспринимается как нечто хрупкое, желанно-печальное, беззащитное. Под звуки "Баркаролы" П. И. Чайковского, которая сама вызывает огромное чувство любви и нежности, эти строки звучат, как грустная песня любви:
                Распахнуты окна в полночный, росистый,
                во дворик с сиренью. Мы в доме вдвоём,
                Чайковского тихо играет транзистор,
                и паузы тонут в дыханье твоём.

                Мы выше судьбы, и расчётов, и сплетен.
                Нам голову синяя полночь кружит.
Тихим светом любви наполнено стихотворение"НЕ ПОРТЬ СУМЕРНИЧАНЬЯ НАШИ":
                Не порть сумерничанья наши,
                в печали голову клоня,
                они порой бывают краше
                всеослепляющего дня.

                Не зажигай огонь вечерний,
                повремени хоть полчаса
                для этих тихих откровений,
                где только наши голоса.
Горьким пророчеством, как будто из-за последней черты наполнены многие стихотворения Поэта. Например, прекрасное стихотворение"НОЧЕВАЛА СИРЕНЬ У МОЕГО ИЗГОЛОВЬЯ"
                Ты уже не колдуешь, а силишься только вглядеться —
                кто свидетелем был, как твоя проливалась слеза,
                кем в предсмертной тоске не сумело утешиться сердце?
                И осталось чуть-чуть, как твои он закроет глаза.
Мыслями о встрече в будущей жизни Виктор жил в своих стихах. Так в стихотворении"НАШИ ГОДЫ ДЛЯЩАЯСЯ ВСТРЕЧА" он пишет о том, как бы он хотел, чтобы их встреча на небесах состоялась:
                Наша годы длящаяся встреча
                на земном на выпавшем пути
                пусть разлуки будущей предтеча,
                но на небе душ не развести.

                Ну, а если всё же между звёздами
                разминёмся в неоглядной мгле,
                значит, друг для друга мы не созданы
                были на столь маленькой земле.
О будущей же встрече говорится и в стихотворении"ЧЕМ ТЕБЯ УТЕШИТЬ МНЕ, МОЙ ДРУГ?"
                Чем тебя утешить мне, мой друг?..
                Всё темнее нашей жизни вечер.
                Сколько много ни было б разлук,
                впереди безмерность вечной встречи.
Стихотворение удивительное. Ясное, почти земное по вере в возможность встречи в юдольном мире. Это просто обезоруживает. Хотя почти всё творчество Виктора наполнено этой темой, здесь он чист и свят, как взгляд ребёнка. Так нежен в своей нежности и святости(ещё на земле!). Можно только догадываться, каким он стал именно за  время после ухода из жизни. Строки очень красивые, ностальгические, полное щемящей грусти по единственной нашей прекрасной и светлой земле. О желании будущей встречи на небесах говорится и в стихотворении"МНЕ УБЫВАНЬЕ НАШЕ СКРАСИТЬ НЕЧЕМ"
                Мне убыванье наше скрасить нечем...
                О, если б я тебя заверить мог,
                что где-то ждёт нас время новой встречи
                куда на больший и счастливый срок.
Прекрасные строки, одновременно и горькие, и наполненные необыкновенной нежностью, трогательной заботой. И гаврилинские по первой же строчке, так сразу узнаваемые.
Запредельным же наполнено стихотворение"ОДНА ЩЕПОТКА СЛОВ В ЯЗЫЧЕСКОЙ МОЛЬБЕ"
                Одна щепотка слов в языческой мольбе
                за чёрствый хлеб любви, одно "прости" осталось.
                Уже ничем земным я не воздам тебе,
                и верить не могу, чтоб нА небе воздалось.
Автор говорит о своей любви, как о необыкновенном свете. Нежной благодарностью к жизни, которая дала любовь привлекает стихотворение"ПУСТЬ, СЛОВНО КАМЕНЬ, ЖИЗНЬ ЛЕГЛА НА ПЛЕЧИ":
                Пусть, словно камень, жизнь легла на плечи
                и я несу его, едва терпя,
                я жизни благодарностью отвечу
                за то, что мне она дала тебя.
Как  бы ни была тяжела жизнь, если с тобой любовь, всё можно претерпеть! С годами всё больше и больше это осознаёшь. И от любви душа каждого человека начинает светиться. Но неизбывна печаль этого стихотворения! Она в каждом слове, в каждой строчке его.
В стихотворении"ОБЕРНИСЬ НА МЕНЯ, НАША МУЗЫКА ДАВНЯЯ" — трогательные интонации о любимой в последних строках его:
                И вот-вот как ушла моя давняя женщина —
                след простыл, а подушка тепла."
Они звучат так проникновенно и нежно, как может сказать о любимой женщине только нежно любящий её мужчина. Очень точная и яркая характеристика этого стихотворения дана в одной из рецензий:" ...Ощущение пойманного мгновения на стыке, давней грусти, по которой тоже скучаешь, и всё это всколыхнулось случайным обрывком мотива, но не умершего с ним вместе, а продолжает жить в тишине после". Мыслью о бессмертии любви, волшебной её красотой проникнуто стихотворение"ДОПОЗДНА ОКНО НЕ ГАСНЕТ НАШЕ":
                И сойдутся звёзды небосвода
                в знак любви бессмертной, и тогда
                из кольца живого хоровода
                мы себя не денем никуда.
О любви, которая примиряет нас с жизнью, говорит автор в стихотворении"ТЫ ПРОСТИ МОЮ ГРЕШНУЮ СЛАБОСТЬ":
                Ты прости мою грешную слабость —
                коль не минуть разлуки земной,
                я уйду, только ты бы осталась
                век дослушать, оставленный мной.
В этих проникновенных строках Поэт просит любимую помнить о себе.
И последнеее стихотворение, которым мне хочется закончить это эссе — "СТЕНАЕТ ДУША ТВОЯ В ПЛОТИ БОЛЕЗНОЙ". Оно проникнуто мыслью о высоком назначении любви, о самопожертвовании, которое ей сопутствует.
                Стенает душа твоя в плоти болезной.
                Я в дерзком бессилье до слёз захочу
                тебя провести над чернеющей бездной,
                по жёрдочке веры, по света лучу.
Последние слова стихотворения — это вера в то, что любовь способна всё выдержать:
                И не покачнись от ниспосланной боли.
                Ещё мы построим свой храм на крови
                в краю том далёком, где вольному воля
                за все претерпенья, за тяжесть любви.


     Хрупкая и нежная, любовь хранила Виктора Гаврилина на протяжении всей жизни, даруя ему трепетность чувства. Она была его защитой в тяжёлой жизни, она помогала ему преодолеть свой недуг, оберегала его от всего тяжёлого, была, как негасимый свет. Все стихи, посвящённые его Музе, высоки и прекрасны. И читателю передаётся эта красота и очарование любви. К ним хочется постоянно возвращаться, многие из них навсегда ложатся в сердце, чтобы откликнуться нежной благодарностью к их создателю.