Сазан

Владимир Крылов
Августовское солнце палило беспощадно. Но нас с Егоркой надёжно защищал тёмный загар, полученный за три недели отдыха на Волге, под Астраханью. Было уже около трёх часов дня, клёв давно прекратился, но с десяток больших плотвиц и подлещиков трепыхались на кукане. На обед хватит.
Мы с сыном наслаждались жарой, водой и природой. Даже мне, много всего повидавшему, было очень интересно наблюдать за кишевшей вокруг живностью, а двенадцатилетний мальчишка с восторгом глазел на парящих в небе орлов, ползущих по глине черепах, огромных лягушек, не помещавшихся на моей ладони…
Но более всего впечатляли змеи. Их было неимоверное множество. Чтобы войти в воду, надо было комьями глины разогнать плававших вдоль берега гадюк, охотившихся на мальков и лягушат. Я впервые узнал, что гадюки ловят рыбок, и сделал отличные снимки змеи с рыбкой в пасти.
Но тамошние змеи, в отличие от наших, ленинградских, абсолютно неагрессивные. Если в нашем лесу встретишь гадюку и поднесёшь к ней палку, она станет бросаться на неё с раскрытой пастью и шипеть. Там же я стоял на узкой береговой полоске и махал удочкой, а в метре за моей спиной на крутом глиняном обрыве распластались с пяток гадюк, греясь на солнышке, и абсолютно на меня не реагировали. Время от времени то одна, то другая гадюка плюхалась вниз и уплывала в поисках пропитания, бесшумно проползая буквально в сантиметрах от моих босых ног. В начале нашего отдыха я, ошарашенный таким количеством змей, спросил в местном медпункте, часто ли случаются укусы, и врач ответил, что за двадцать лет его работы не было ни одного случая.

Хотелось есть, и пора было возвращаться домой. Егорка куда-то исчез в своих мальчишеских исследованиях окружающего мира. Я смотал удочки, оставив только Егоркину донку – леску с грузиком на конце и с двумя привязанными чуть выше поводками с крючками, на которые были насажены червячки. Грузик – свинцовый шарик величиной с лесной орех – раскручивается на леске наподобие пращи (тут главное – не зацепить крючками себя или кого-нибудь поблизости), забрасывается как можно дальше, увлекая за собой леску, и ложится на дно. Другой конец лески закрепляется в расщеплённом на конце прутике, вертикально воткнутом в землю. Остаток лески после прутика аккуратно складывается кольцами на земле. При поклёвке прутик начинает дёргаться, и тогда надо подсекать рыбу, дёрнув за леску.
В последний раз искупавшись, я стал делать всякие гимнастические упражнения. В очередной раз повернув корпус, я боковым зрением заметил, что прутик донки валяется на земле. «Наверное, сбил, махнув ногой» - подумал я, но, повернув голову, увидел, что прутик не сбит (он был прочно воткнут в плотную глину), а согнут до земли, и кольца лески стремительно исчезают, убегая в воду.
Ничего не понимая, я схватил леску и ощутил на том конце что-то очень мощное. Леска продолжала скользить сквозь мои пальцы. Большую силу я не прикладывал: снасть наша была предназначена для мелкой и средней рыбёшки -  тонкие поводки и маленькие крючки, и могла легко порваться. В мозгу всплыли прочитанные в детстве рассказы про вываживание крупных рыб, ловить которых мне никогда не доводилось. Я стал слегка тормозить скольжение лески, чтобы утомить находящееся на том конце существо. Но оно тянуло леску столь мощно, что в его усталость совершенно не верилось.
Я стал звать Егорку. Он прибежал, запыхавшись, и с недоумением уставился на меня.
- Смотри, кто-то мощный клюнул, - прошептал я. – Сильно тянуть нельзя, чтобы леску не порвать. Когда он тянет, я отпускаю леску с небольшим сопротивлением, чтобы его утомить, а если он ослабит натяжение, я буду выбирать леску.
Егорка с вытаращенными глазами смотрел на происходящее. Вот это – приключение!
Леска вдруг перестала скользить меж моих пальцев. Я тихонько потянул. Тотчас последовал рывок, и леска вновь понеслась в воду. Я обеспокоенно глянул на землю: там осталось всего несколько колец лески. Что будет, когда она кончится?
Но натяжение вновь ослабло, и мне впервые удалось вытянуть около метра лески. Похоже, «ОН» начал уставать!
Так прошло минут пятнадцать. Сопротивление на том конце совсем угасло, и я с небольшим усилием вытягивал леску метр за метром. И вот, наконец, в мутной воде метрах в двух от берега показалась серая спина, напоминающая толстое полено. Вот это рыба!
Но как же её вытаскивать?  Сачка у нас не было, берег на метр возвышался над водой, и поднятую над водой рыбищу наша леска точно не выдержит.
- Бери рубашку и прыгай в воду, закутывай её в рубашку! – крикнул я сыну.
Он, схватив рубашку, спрыгнул и накинул её на рыбину. К нашему изумлению, она совершенно не сопротивлялась. Я тоже спрыгнул в воду, и вместе мы вытащили её на берег. Это оказался красавец-сазан. Рядом с ним наш неплохой остальной улов казался мелочью для кошки.
Вернувшись, мы взвесили сазана. Он потянул 6 кг 300 г. Мы закоптили его в имевшейся у хозяев коптильне и с удовольствием лакомились несколько дней.
На сына это приключение произвело огромное впечатление.

На фото - тот самый сазан.