12. Письмо Изотовой В. К. от 30. 07. 42 г

Вадим Прохоркин
Письмо-треугольник от сестры отца Изотовой Варвары Константиновны с обратным адресом: п/о Жарки, Тул.обл. Дугнинский р-н, Куровский с/с, д.Песочня, Изотова В.К. На письме наклеена 30-крпеечная синяя марка с изображением летчика. Даты почтовых штемпелей: не разбочив - 22.7.42; Калуга Тульск.обл. -22.7.42; Защита.Вост.каз.Защита - 1.9.42.

         Здравствуйте, дорогие, родные Тамара, Клавдия Сергеевна, племянники Вадик, Элочка и Виталик. Шлем мы вам свой горячий привет, самые наилучшие пожелания, а главное здоровья. Тамара, письмо я твое получила, которое 7/6 послала. Я его получила 19/7-42 г. Тамара, ты пишешь, что от Вани получила всего два письма. Я от него получила одно письмо, которое он писал 26/6-42 г. Милая Тамара, как мы были рады, что он жив. Это письмо, мы на него так плакали, я написать тебе не могу. Ваня описал, как он нас разыскивал. Милая Тамара, ты пишешь, чтобы мы с мамой приехали к вам. Мама старая и плохая, я больная, не могу двигаться, как же мы сможем ехать, еще нет хлеба. Милая Тамара, о себе я напишу, моя нога плохая, ходить еще не могу. Вот уже семь м-цев, как я калека. Тамара, что за такой проклятый, кровожадный Гитлер, он много оставил кровожадных следов. Придется ему поплатиться за все. Тамара, пенсию я еще не получила, назначили 177 р.50 к. Я инвалид первой группы, за мной нужен уход. Я жить без человека не могу. И не знаю, как мне быть, пройдет золотое время будет холод, куда деваться. Жить в деревне негде, у них своя семья 8 человек, да нас еще двое. Дорогая Тамара,  скорей кончайся война, тогда мы заживем снова. Тамара, вещи я свои кой-какие разыскала, еще надо разыскивать через НКВД. Тамарочка, поэтому я выписалась из больницы через вещи, еще бы полежала, совсем ничего не пошла, что делать, надо терпеть. Но самое главное, что я без ноги, она у меня как пришитая, ничего не действует. Ни о чем я так не жалею, не о овощах, как о здоровье. Была бы нога здоровая, я тогда ничего не говорила,  глаза глядят, а нога не ходит. Я очень часто плачу и говорю: проклятый немчура, что же ты совсем меня не убил, оставил на всю жизнь калекой. Милая Тамара, наши все шлют вам привет, невестка Елена, Шура, Настя, Полина, Миша, Алеша, Маня, Ваня. Желаем вам всего хорошего. Тамара, Гриша в армии, находится в Туле, адрес его – г.Тула, Косая Гора, ул.Революции, барак 13-а, Прохоркин Г.К. Тамара, бабушка Таня в Мининках вот уже третья неделя пошла, я сижу, скучаю, жду бабушку каждый день. Тамара, погода у нас стоит хорошая, растет у наших, много насажено, семья у нас большая. Затем до свиданья, остаемся живы. Мама и я вас целуем крепко накрепко. Ждем от вас писем. Тамара, пиши, я жду. Варя. 20.7-42. Тамарочка, поцелуй за нас всех малышей и Клавдию Сергеевну. Пиши, жду. 
_____________

Перед оккупацией Калуги немцами тетя Варя перебралась в Песочню к брату Григорию, там было безопаснее и легче прожить. Под новый 1942 год ей вздумалось сходить в город по каким-то делам. В это время проводилась так называемая Калужская операция, как часть боевых действий по разгрому немцев под Москвой, и Красная Армия вела упорные наступательные бои у восточной окраины города.
Когда тетя Варя переходила по льду через Оку, она попала под обстрел и немецкой пулей была ранена в ногу. Несколько дней она пролежала в каком-то сарае без медицинской помощи. 30 декабря город был освобожден от немцев, тетю Варю вскоре нашли и поместили в Хлюстинскую больницу. Здоровый организм взял верх, она  со временем поправилась, но на всю жизнь осталась инвалидом. Пенсия была маленькой, но помогали родные и близкие.

Тетя Варя была тем стержнем, вокруг которого вращалась вся наша родня. Не имея своих детей, она всю свою нерастраченную любовь отдавала своим многочисленным племянникам и племянницам, их детям. Она всех наставляла и поучала, чем немало им досаждала. Она всех их любила и привечала, ревниво следила, чтобы не терялись родственные связи. Все, кто приезжал в Калугу, должны были её навестить, иначе было не избежать упреков и нареканий. Всех приходящих она угощала, чем Бог послал, скорее всего, тем, что в качестве гостинца принес ей предыдущий гость. Всех она расспрашивала о их жизни, детях и была в курсе событий в каждой семье. Приезжая в Калугу, я всегда навещал тетю Варю, приносил ей гостинцы, а, уходя, незаметно для неё, клал под скатерть денежную купюру.
      
Тетя Варя родилась 12 (25) ноября 1898 года, а умерла 20 сентября 1994 года, прожив почти 96 лет.

В письме тетя Варя перечислила всех членов семи дяди Гришы. Сам он был призван на трудовой фронт и всю войну проработал на металлургическом заводе на Косой Горе. Мои двоюродные братья Михаил и Алексей вскоре после ухода немцев были мобилизованы на фронт, Михаил погибнет, а Алексей вследствие ранения вернется домой инвалидом. Бабушка, которую упоминает тетя Варя – её мать Татьяна Андриановна, родившаяся в 1856 году, в деревне Мининки проживала её дочь, сестра тети Вари и моего отца, Ефремова Аксинья Константиновна.
      
Еще одно письмо от тети Вари с обратным адресом: Калуга, горбольница, хирурготд. № 1, Изотовой. Когда оно было отправлено, из-за отсутствия почтового штемпеля, установить не возможно, но, вероятно,  отправлено ранее предыдущего, поскольку оно написано в больнице, из которой, как она пишет в предыдущем письме, она выписалась. Но если предположить, что тетя Варя снова со своей больной ногой попала в больницу, то письмо написано позже предыдущего.

        Здравствуй дорогой племянник Вадик!
Шлем я и бабушка Таня свой привет. Вадик, я тебе писала на твое письмо ответ. Милый Вадик, слушайся маму и бабушку, помогай маме растить сестричку Элочку и братика Виталика. Вадик, скоро наступает учебный год, учись на отлично, не ленись. Вадик, ты учиться способен, опиши, какой результат твоего испытания. Еще опиши, как провел лето. Вадик, слушайся бабушку К.С., она стала старая, ей надо помогать. Милый Вадик, я вас часто вспоминаю в день отъезда, еще берегу карточки, смотрю на них каждый день. Затем до свидания. Жду ответа. Твоя тетя Варя. Крепко целуем, я и бабушка.

См.продолжение: http://www.proza.ru/2012/02/22/1529