6. Письмо В. Берестова от 30. 01. 42 г

Вадим Прохоркин
На снимке: карточки на хлеб и продукты  1942 и 1944 г.г.    


С Валей Берестовым мы  активно переписывались. В письме от 11.01.1942 г. он в качестве новогоднего подарка сообщил нам новый адрес дяди Коли: г. Красноярск п/о 14, Красмашзавод, до востребования.
 
Следующее письмо   от него привожу с небольшими сокращениями:               

         Здравствуй, Вадим!
Получил твое письмо. Вот адрес А.Ф.Гусарова: Казахская ССР, ст.Павлодар Омской ж.д., домуправление № 47-НЖЧ, Гусарову А.Ф.
Наша жизнь: Мама послала письмо в НКО, чтобы сообщили что-нибудь о папе, в Калужский горсовет, чтобы сберегли оставшиеся вещи, так как мы думает туда вернуться весной, в Советское информбюро с просьбой сообщить инициалы и военное звание того командира Берестова, о котором сообщалось в утреннем сообщении 19 января. На все эти письма ответа мы еще не получили, также как и от папы, от которого нет писем уже 4-ый месяц. Живем мы, как свиньи, в грязной комнатушке с глиняным полом и закопченными стенами. Утром в ней стоит густой дым от топящейся печки, а вечером мрак, потому что нет лампы. Сейчас мы съели хлеб по карточкам за 2 дня и едим по 200 грамм, которые нам дают в столовой вместе с двумя порциями щей без мяса по 2 руб., от которых горит рот, благодаря перцу, которого здесь не жалеют, потому что столовая узбекская, да еще едим сухарики, которые Димка выпрашивает у нашей соседки бухарской еврейки Тамары. Мама постоянно ворчит, а Дима постоянно следит за мной, чтобы я не съел чего-либо лишнего. Ну, довольно об этом. Нашу школу из прекрасного 4-хэтажного здания, утопавшего в зелени, с фонтаном, садом перевели в одноэтажную кибитку, которую не топят и в которой нам приходится учиться в три смены. Я очень часто не посещаю школу, потому что идет дождь и стоит непролазная грязь, а сапоги у меня дырявые.
Вадим, пиши мне чаще. Мы будем держать с тобой связь, а когда встретимся, расскажем друг другу много интересного. Пиши.
30/I 42г. Твой друг Валя Берестов.
_______      
Берестовы тоже потеряли связь со своим отцом. По этому поводу  Валентин сочинил стихотворение, близкое и к нашей ситуации, из которого привожу несколько строк:
                Мы измаялись в разлуке –
                Год как с фронта писем нет.
                Есть контора в Бузулуке,
                Дашь запрос – пришлют ответ.
                И ответ чудной, невнятный
                Получаем наконец.
                Вертим, вертим бланк печатный
                На казенный образец…
                В списках раненых и павших,
                В списках без вести пропавших
                Наш не значится отец.

  Валя пишет: «Сейчас мы съели хлеб по карточкам за два дня…». Очевидно, ничего съестного в доме больше не было. Карточное распределение хлеба и других продуктов питания было введено с июля 1941 года,  а отменено уже после войны в декабре 1947 года.
В июле 1941 года началась продажа по карточкам основных продуктов питания в Москве, Ленинграде и некоторых других городах и районах Московской и Ленинградской областей, а в конце 1941 г. карточное распределение было введено повсеместно (в сельской местности карточки не вводились).
 Согласно постановлению СНК СССР все городское население было разбито на 4 группы. К первой группе относились рабочие и инженерно-технические работники, вторую группу составили служащие, к третьей группе были отнесены иждивенцы и к четвертой - дети до 12 лет. Рабочие и инженерно-технические работники получали по карточкам 800 грамм хлеба в день по первой категории и 600 грамм по второй. Служащие по первой категории получали 500 грамм хлеба в день, по второй - 400. Иждивенцы и дети до 12 лет ежедневно получали по 400 грамм хлеба. Месячная норма сахара и кондитерских изделий составляла для рабочих и ИТР по первой категории 800 грамм, по второй - 600. Служащие независимо от категории получали 600 грамм сахара в месяц, а иждивенцы - 400. По детским карточкам первой категории выдавалось 600, а по второй - 400 грамм сахара в месяц. Из-за перебоев в торговле отоварить карточки удавалось не всегда. Частенько вместо мяса давали полученные по ленд-лизу американский яичный порошок или рыбную крупу, а жиры отоваривали хлопковым маслом, в лучшем случае – лярдом. Кстати, о ленд-лизе. Это  была государственная программа, по которой США передавали своим союзникам боеприпасы, технику, стратегическое сырье и продовольствие. Что касается продовольствия, то, поставляя его нам и другим странам, США таким образом избавлялись от своих залежалых стратегических запасов,

Итак, как видно из письма Вали, жизнь в Ташкенте была не сладкой. Не знаю, какое отношение к эвакуированным было в Ташкенте, нам на первых порах кое-какую помощь оказывала профсоюзная организация, о чем свидетельствует сохранившийся у мамы документ:

СССР – НКПС
Профессиональный союз жел.дор. Востока и Д.Востока
Райком Союза 9-го отделения Томской жел.дор.
14. I. 1942 г.
Зам.ПО по политчасти тов. Андрианову
Пред. МК тов. Клусивенко
Направляем Вам список эвакуированных, обеспечьте их овощами из имеющихся у Вас в наличии собранных фондов, в фонд обороны страны из расчета по 8 клгр картошки и 6 клрг капусты на члена семьи. Реализуйте через ларек по розничным ценам. Деньги за реализованные овощи перечислите на постройку бани для РККА.
Зам.нач.Политотдела – подпись
Пред.Райкома Союза – подпись

      Таким образом, наша семья, состоявшая из пяти человек, смогла купить 40 кг картошки и 30 кг капусты, что по тому времени составляло целое богатство.


См.продолжение: http://www.proza.ru/2012/02/22/1489