2. Отец ушел на войну

Вадим Прохоркин
До войны наша семья проживала в г. Калуга на улице Пролетарской, дом № 82,  в бывшем купеческом доме. Семья состояла из шести человек: отца Прохоркина Ивана Константиновича, матери Тамары Николаевны, бабушки (мать матери) Дьяконовой Клавдии Сергеевны, меня, моих сестры Элеоноры 4-х лет и брата Виталия 2-х лет.

Отец работал инструктором Калужского горкома партии, а мать - телеграфисткой в Управлении Московско-Киевской железной дороги. 
Началась война и жизнь нашей семьи, как и миллионов других  семей страны,  резко изменилась. ( О тех годах  мною написаны  воспоминания «Мое военное отрочество»).
В соответствии с Постановлением политбюро ЦК ВКП(б) от 27. 06. 41г. «О мобилизации коммунистов для усиления партийно-политического влияния в полках» 16 июля 1941 года отец был мобилизован на фронт.  Тогда от Тульского обкома партии для отправки на фронт были отобраны две группы по 500 человек, и в одну из них попал отец. Он быстро собрался, чтобы ехать на сборный пункт в Тулу. Моя мама находилась на дежурстве, и провожал его я. Возле рынка мы с ним попрощались без лишних слов, будто он уезжал в краткосрочную командировку. Первая весточка от него пришла из Орла. В открытке от 20 июля отец писал:
       
         Здравствуйте, мои дорогие Тамара, Вадик, Элла, Виталик и мама. Шлю вам свой привет и наилучшие пожелания. Тамара, из Тулы мы уехали 18/VII вечером и приехали в Орел рано утром, сегодня идут вторые сутки, но назначения еще не получил, так что адреса не знаю какой будет, в общем как только будет точно известно, где я буду, так тут же сообщу. Орел большой город, лучше и больше, чем Калуга, красивые и большие улицы. Доехали мы хорошо, весело, настроение бодрое, одно только портит, что вот уже третьи сутки без дела. Тамарочка, передай привет Козловым, Гусаровым и т.д. Не скучайте там, будьте здоровы и веселы. Извини за краткое содержание. Целую Ваня.
________

Сестра отца Козлова Елизавета Константиновна и ей муж Козлов Петр Константинович проживали  с нами в одном доме. Гусаровы Леонид Федорович, его жена Софья Сергеевна и их  племянница Соня проживали во флигеле нашего двора.
 
Вторая открытка от отца, тоже из Орла, датированная 22 июля,  написана карандашом:          
            
        Дорогая Тамара. Привет всем домашним. Сегодня получил назначение, еду в Дмитриев-Льговский. Адрес сообщу, когда приеду на место. Здоров и того вам всем желаю. Обо мне не беспокойтесь. Целую. Ваня. Пишу на вокзале.
_________

Дмитриев-Льговский – райцентр в Курской области, в октябре 1941 г. был оккупирован немцами.

Следующая и последняя полученная нами открытка пришла из Воронежа с обратным адресом «до востребования» (не сохранилась). Больше от отца никаких вестей  не поступало, и связь с  ним была надолго потеряна.
 
Согласно записям в Листке по учету кадров, с июля 1941 г. и по февраль 1942 г. отец служил в одной из частей Воронежского гарнизона, а затем  Воронежского фронта;  с февраля 1942 по май 1943 г. – в 35 РАБ (в послужном списке  указано – в 35   ГАБ) Юго-Западного фронта. Что означают аббревиатуры РАБ и ГАБ, точно установить не удалось (в словаре сокращений русского языка (sokr.ru) РАБ  расшифровывается, как Район авиационного базирования, а ГАБ – как Горная артиллерийская бригада). Учитывая, что в мае – октябре 1942 г. отец, судя по обратному адресу, указанному на его письмах, служил в 70 отдельном инженерно-авиационном батальоне (25 почтовая станция), т.е. в авиационной части, не исключено, что и после этого он служил в авиационной части – т.е. в 35-м Районе авиационного базирования. Однако в перечне частей ЮЗФ и 3-го Украинского фронтов 35 РАБ не числится, да и в личном деле отца нет сведений о его службе в ОАИБ. Тут явное недоразумение. Напрашивается предположение, что 25-я почтовая станция находилась при 70 ОАИБ, а часть, в которой служил отец, была приписана к ним для отправки и получения почтовой корреспонденции. Но всё это мои домыслы.

Вместе с тем,  в составе ЮЗФ и 3-го Украинского фронтов числился 35 гв.минометный полк.  Учитывая  значимость и секретность частей реактивной артиллерии («Катюши»), только им при формировании присваивались почётные наименования "Гвардейские", отсюда и их общее название – «гвардейские миномётные части».  На этом основании делаю вывод, что, скорее всего, отец служил в 35 ГМЧ. Личное дело отца оформлялось уже после войны, когда секретность частей реактивной артиллерии потеряла свою актуальность,  и вполне возможно, что РАБ обозначает Реактивная артиллерийская бригада, а ГАБ – Гвардейская артиллерийская бригада. Какой вариант правильный и правильны ли они, установить теперь не возможно.

 Войска Воронежского фронта летом - осенью 1942 года осуществляли оборону на воронежском направлении. Фронт своим левым флангом участвовал в контрнаступлении под Сталинградом. Отец был награжден медалью «За оборону Сталинграда, так что, по всей вероятности, воинская часть, в которой он служил, принимала участие в этом контрнаступлении.

 См.продолжение: http://www.proza.ru/2012/02/22/1411