Московские лютеране. Вехи истории

Инга Томан
Для людей, волею судьбы оторванных от земли предков, своя церковь на чужбине имеет особое значение. Она является для них не только местом общения с Богом, но и хранительницей родного языка и национальной культуры. На протяжении трех столетий для большинства московских немцев евангелическо-лютеранская церковь была главным просветительным и культурным центром. Здесь они приобщались к Высшему и Великому через родной язык, здесь они встречались и устанавливали дружеские и родственные связи, здесь их дети получали образование.
По переписи Москвы 1902 года, 85%  московских немцев принадлежали к евангелическо-лютеранской церкви.
Первая лютеранская церковь  была построена в Москве  в 1576 году. Вскоре она была разрушена по приказу Ивана Грозного вместе с близлежащими домами иноземцев. В 1601 году, при Борисе Годунове, ее восстановили; тогда же впервые упоминается существовавшая при ней школа. Вторая церковь была построена в 1640-е годы.  В середине  XVII века оба храма оказались в Немецкой слободе за Яузой, куда были принудительно выселены  все иностранцы, дабы  изолировать русских людей от нежелательного властям влияния. В 1686 году была освящена каменная церковь святого Михаила (находилась между  нынешними улицами Бауманской и  Радио и Новокирочным переулком), а в 1695-м – Петропавловская.  Во время оккупации французскими войсками Москвы  в 1812 году  церковь Петра и Павла (как и почти вся  Немецкая слобода) сгорела дотла, и  когда встал вопрос  о  восстановлении, община высказалась  за перенос ее  в центр города, где к тому времени жила  большая часть прихожан.  В 1817 году  общиной был куплен  участок земли между Колпачным и Космодамианским (ныне Старосадским) переулками, на котором была  сооружена церковь, освященная в 1819 году. В 1862 году церковь была реконструирована по проекту А. Майнхардта. В 1903 году был объявлен архитектурный конкурс на строительство нового здания.  18 декабря  1905 года было торжественно освящено новое здание храма, построенное по проекту В. фон Коссова. 
Конец  XIX-начало XX  столетия можно назвать зенитом  исторического пути лютеран в Москве.  К ним принадлежало более 20 тысяч москвичей, среди которых преобладали состоятельные люди. Это были в основном предприниматели, деятели науки и образования, музыканты, врачи, аптекари, инженеры.  При Петропавловской евангелическо-лютеранской церкви  существовал  целый школьный организм, состоящий  из начальных школ для мальчиков и девочек, женской гимназии, мужской гимназии и реального училища. Эти учебные заведения пользовались большим авторитетом   среди образованных москвичей, и многие русские родители стремились отдать  своих детей в немецкую гимназию или реальное училище.  Их выпускники  в совершенстве овладевали немецким языком (на котором велось преподавание большинства предметов)  и  получали основательное и глубокое образование,   дававшее  возможность для успешной интеграции как в  России, так и в Германии.
Петропавловская и Михайловская  евангелическо-лютеранские общины немало занимались благотворительной деятельностью. Они содержали евангелический детский приют, больницу и богадельню, оплачивали образование  малоимущих учащихся, содействовали в  трудоустройстве и т.д. Эта деятельность распространялась не только на  единоверцев. Так, по инициативе  пастора  Дикгофа  в Москве была открыта первая школа для слепых детей, спонсорами которой стали многие его прихожане.
Впрочем, не стоит все же  рассматривать это время как «золотой век», хотя оно   порой и вызывает у многих  ностальгические чувства. 1905-й – это не  только год рождения нынешнего здания евангелическо-лютеранского собора апостолов Петра и Павла, но и начало Первой русской революции, которая была отнюдь не случайным явлением.  Что касается   18 декабря 1905 года, то в этот день далеко не все   прихожане решились покинуть свои дома и  прийти на освящение церкви, ибо  накануне  в Москве шли  кровопролитные бои между восставшими рабочими и войсками. В результате  погибло  более  1000 человек, в том числе  86 детей. 17 декабря восстание было в основном подавлено, однако на Пресне бои продолжались еще два дня, после чего последовали  массовые расстрелы правых и виноватых.
В общем, 18 декабря  1905 года   настроение у прихожан Петропавловского храма было отнюдь не праздничным.  Не то чтобы большинство из них сочувствовало  восставшим;  вероятнее  всего, многие, особенно  владельцы предприятий, вздохнули с облегчением, когда в Москве был водворен  порядок. Однако декабрьские события  показали всем, в том числе самым аполитичным, сколь хрупким и уязвимым является внешнее благополучие и  спокойствие. Они  показали, что никто, даже самый незаметный и законопослушный  человек,  не может чувствовать себя в безопасности.  В Москве, как и в Петербурге, войска стреляли не только в участников боевых дружин, но и в  безоружную толпу и в случайных прохожих, среди которых мог оказаться каждый.
Что же можно возразить  на упреки,  вроде «нашли время для праздника…», в адрес тогдашних прихожан?  Что заставило их поспешить с освящением  церкви и назначить его  именно на 18 декабря?  Желание  отметить Рождество  в новом храме? Продемонстрировать свою  аполитичность и непричастность к антиправительственным выступлениям? Или, может быть, стремление убедить всех и прежде всего себя  в том, что  самое страшное уже позади и новая церковь ознаменует начало новой жизни – мирной и спокойной?
Последующие годы, казалось бы,  не обманули ожидания прихожан. Революция закончилась; жизнь опять вошла в привычную колею.  Однако это было лишь временной передышкой перед грядущими испытаниями.
В 1914 году началась Первая мировая война, в результате которой жившие в России немцы стали  восприниматься как враги. В мае1915 года  в Москве при попустительстве властей произошел немецкий погром. После Октябрьской революции  многие  прихожане евангелическо-лютеранских церквей уехали из России, однако, несмотря   на бесконечные трудности, жизнь  в обеих общинах шла своим чередом. Отчасти это стало возможным  благодаря  энергии  епископа Теофила Майера, однако главная заслуга  в сохранении лютеранской  церковной жизни  в Москве  на протяжении 20 лет   советской власти  принадлежит  рядовым членам общины. Они работали в советских учреждениях, а их дети ходили в советские школы, однако  в своих семьях они сохраняли традиционный  бытовой и религиозно-нравственный уклад. Несмотря на официальную пропаганду, частная жизнь как старшего, так и подрастающего поколения была неразрывно связана с церковью.  Она встречала человека на пороге жизни и провожала его в последний путь;  благословляла браки  и давала начальное религиозное  образование подросткам, воспринимавшим  конфирмацию  не как  диссидентство, а как нечто само собой разумеющееся.  Однако дни обеих  общин были сочтены.
В 1928 году была снесена церковь св.Михаила, а в 1936-м арестовали   последнего пастора  Петропавловской  храма Александра Штрека, который был расстрелян  вместе со многими своими прихожанами. На этом история евангелическо-лютеранской церкви в Москве  прервалась на 55 лет. В разоренном здании храма находился кинотеатр «Арктика», затем студия «Диафильм»; в 1957 году, перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов, был разобран шпиль собора.
Возрождение  храма началось в  1991 году.   Первым постоянным пастором  Петропавловской  евангелическо-лютеранской общины   стал  Гуннар фон Шлиппе, служение которого продолжалось с 1992 по 1994 год.
В 1992 году постановлением Правительства Москвы общине было передано здание собора, где с 1995  стали проводиться реставрационные работы. 18 декабря 2005 года, в день столетия первого освящения, епископ Зигфрид Шпрингер совершил повторное освящение престола. Во время богослужения  зазвучал отреставрированный орган, изначально принадлежавший  московским лютеранам.  Он был построен фирмой В.Зауера во Франкфурте-на-Одере в 1898 году для  церкви св.Михаила.  После ее закрытия в 1928 году  орган оказался  в 1-м московском крематории на Донском кладбище. В 1996 году  он был передан общине; демонтаж и перевозка органа была осуществлена пастором Д.Р.Лотовым и мастером В.Я.Иодисом.
30 ноября 2008 года состоялось освящение собора, а в январе 2010-го был полностью восстановлен шпиль. Таким образом, собор обрел наконец свой изначальный облик.

Фрагмент из книги: Инга Томан. Памятники истории и культуры московских немцев. М., 2013

Данный текст полностью или частично содержится в следующих статьях И.Томан: Немцы в Москве. Опыт национального путеводителя // Московский журнал, 1991, №10, 12; Евангелическо-лютеранская церковь в культуре Москвы // Наша церковь, 1997, октябрь; Памятники истории и культуры московских немцев // Москва многонациональная. М., 2006; Возрожден храм свв. Петра и Павла //Московская немецкая газета, 2006, №2(177) Eine klaffende Wunde. Zur Geschichte der evangelisch-lutherischen Kirchen in Moskau//Neues Leben, 1990, №24 и др.