Для людей, волею судьбы оторванных от земли предков, своя церковь на чужбине имеет особое значение. Она является для них не только местом общения с Богом, но и хранительницей родного языка и национальной культуры. На протяжении трех столетий для большинства московских немцев евангелическо-лютеранская церковь была главным просветительным и культурным центром. Здесь они приобщались к Высшему и Великому через родной язык, здесь они встречались и устанавливали дружеские и родственные связи, здесь их дети получали образование.
По переписи Москвы 1902 года, 85% московских немцев принадлежали к евангелическо-лютеранской церкви.
Первая лютеранская церковь была построена в Москве в 1576 году. Вскоре она была разрушена по приказу Ивана Грозного вместе с близлежащими домами иноземцев. В 1601 году, при Борисе Годунове, ее восстановили; тогда же впервые упоминается существовавшая при ней школа. Вторая церковь была построена в 1640-е годы. В середине XVII века оба храма оказались в Немецкой слободе за Яузой, куда были принудительно выселены все иностранцы, дабы изолировать русских людей от нежелательного властям влияния. В 1686 году была освящена каменная церковь святого Михаила (находилась между нынешними улицами Бауманской и Радио и Новокирочным переулком), а в 1695-м – Петропавловская. Во время оккупации французскими войсками Москвы в 1812 году церковь Петра и Павла (как и почти вся Немецкая слобода) сгорела дотла, и когда встал вопрос о восстановлении, община высказалась за перенос ее в центр города, где к тому времени жила большая часть прихожан. В 1817 году общиной был куплен участок земли между Колпачным и Космодамианским (ныне Старосадским) переулками, на котором была сооружена церковь, освященная в 1819 году. В 1862 году церковь была реконструирована по проекту А. Майнхардта. В 1903 году был объявлен архитектурный конкурс на строительство нового здания. 18 декабря 1905 года было торжественно освящено новое здание храма, построенное по проекту В. фон Коссова.
Конец XIX-начало XX столетия можно назвать зенитом исторического пути лютеран в Москве. К ним принадлежало более 20 тысяч москвичей, среди которых преобладали состоятельные люди. Это были в основном предприниматели, деятели науки и образования, музыканты, врачи, аптекари, инженеры. При Петропавловской евангелическо-лютеранской церкви существовал целый школьный организм, состоящий из начальных школ для мальчиков и девочек, женской гимназии, мужской гимназии и реального училища. Эти учебные заведения пользовались большим авторитетом среди образованных москвичей, и многие русские родители стремились отдать своих детей в немецкую гимназию или реальное училище. Их выпускники в совершенстве овладевали немецким языком (на котором велось преподавание большинства предметов) и получали основательное и глубокое образование, дававшее возможность для успешной интеграции как в России, так и в Германии.
Петропавловская и Михайловская евангелическо-лютеранские общины немало занимались благотворительной деятельностью. Они содержали евангелический детский приют, больницу и богадельню, оплачивали образование малоимущих учащихся, содействовали в трудоустройстве и т.д. Эта деятельность распространялась не только на единоверцев. Так, по инициативе пастора Дикгофа в Москве была открыта первая школа для слепых детей, спонсорами которой стали многие его прихожане.
Впрочем, не стоит все же рассматривать это время как «золотой век», хотя оно порой и вызывает у многих ностальгические чувства. 1905-й – это не только год рождения нынешнего здания евангелическо-лютеранского собора апостолов Петра и Павла, но и начало Первой русской революции, которая была отнюдь не случайным явлением. Что касается 18 декабря 1905 года, то в этот день далеко не все прихожане решились покинуть свои дома и прийти на освящение церкви, ибо накануне в Москве шли кровопролитные бои между восставшими рабочими и войсками. В результате погибло более 1000 человек, в том числе 86 детей. 17 декабря восстание было в основном подавлено, однако на Пресне бои продолжались еще два дня, после чего последовали массовые расстрелы правых и виноватых.
В общем, 18 декабря 1905 года настроение у прихожан Петропавловского храма было отнюдь не праздничным. Не то чтобы большинство из них сочувствовало восставшим; вероятнее всего, многие, особенно владельцы предприятий, вздохнули с облегчением, когда в Москве был водворен порядок. Однако декабрьские события показали всем, в том числе самым аполитичным, сколь хрупким и уязвимым является внешнее благополучие и спокойствие. Они показали, что никто, даже самый незаметный и законопослушный человек, не может чувствовать себя в безопасности. В Москве, как и в Петербурге, войска стреляли не только в участников боевых дружин, но и в безоружную толпу и в случайных прохожих, среди которых мог оказаться каждый.
Что же можно возразить на упреки, вроде «нашли время для праздника…», в адрес тогдашних прихожан? Что заставило их поспешить с освящением церкви и назначить его именно на 18 декабря? Желание отметить Рождество в новом храме? Продемонстрировать свою аполитичность и непричастность к антиправительственным выступлениям? Или, может быть, стремление убедить всех и прежде всего себя в том, что самое страшное уже позади и новая церковь ознаменует начало новой жизни – мирной и спокойной?
Последующие годы, казалось бы, не обманули ожидания прихожан. Революция закончилась; жизнь опять вошла в привычную колею. Однако это было лишь временной передышкой перед грядущими испытаниями.
В 1914 году началась Первая мировая война, в результате которой жившие в России немцы стали восприниматься как враги. В мае1915 года в Москве при попустительстве властей произошел немецкий погром. После Октябрьской революции многие прихожане евангелическо-лютеранских церквей уехали из России, однако, несмотря на бесконечные трудности, жизнь в обеих общинах шла своим чередом. Отчасти это стало возможным благодаря энергии епископа Теофила Майера, однако главная заслуга в сохранении лютеранской церковной жизни в Москве на протяжении 20 лет советской власти принадлежит рядовым членам общины. Они работали в советских учреждениях, а их дети ходили в советские школы, однако в своих семьях они сохраняли традиционный бытовой и религиозно-нравственный уклад. Несмотря на официальную пропаганду, частная жизнь как старшего, так и подрастающего поколения была неразрывно связана с церковью. Она встречала человека на пороге жизни и провожала его в последний путь; благословляла браки и давала начальное религиозное образование подросткам, воспринимавшим конфирмацию не как диссидентство, а как нечто само собой разумеющееся. Однако дни обеих общин были сочтены.
В 1928 году была снесена церковь св.Михаила, а в 1936-м арестовали последнего пастора Петропавловской храма Александра Штрека, который был расстрелян вместе со многими своими прихожанами. На этом история евангелическо-лютеранской церкви в Москве прервалась на 55 лет. В разоренном здании храма находился кинотеатр «Арктика», затем студия «Диафильм»; в 1957 году, перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов, был разобран шпиль собора.
Возрождение храма началось в 1991 году. Первым постоянным пастором Петропавловской евангелическо-лютеранской общины стал Гуннар фон Шлиппе, служение которого продолжалось с 1992 по 1994 год.
В 1992 году постановлением Правительства Москвы общине было передано здание собора, где с 1995 стали проводиться реставрационные работы. 18 декабря 2005 года, в день столетия первого освящения, епископ Зигфрид Шпрингер совершил повторное освящение престола. Во время богослужения зазвучал отреставрированный орган, изначально принадлежавший московским лютеранам. Он был построен фирмой В.Зауера во Франкфурте-на-Одере в 1898 году для церкви св.Михаила. После ее закрытия в 1928 году орган оказался в 1-м московском крематории на Донском кладбище. В 1996 году он был передан общине; демонтаж и перевозка органа была осуществлена пастором Д.Р.Лотовым и мастером В.Я.Иодисом.
30 ноября 2008 года состоялось освящение собора, а в январе 2010-го был полностью восстановлен шпиль. Таким образом, собор обрел наконец свой изначальный облик.
Фрагмент из книги: Инга Томан. Памятники истории и культуры московских немцев. М., 2013
Данный текст полностью или частично содержится в следующих статьях И.Томан: Немцы в Москве. Опыт национального путеводителя // Московский журнал, 1991, №10, 12; Евангелическо-лютеранская церковь в культуре Москвы // Наша церковь, 1997, октябрь; Памятники истории и культуры московских немцев // Москва многонациональная. М., 2006; Возрожден храм свв. Петра и Павла //Московская немецкая газета, 2006, №2(177) Eine klaffende Wunde. Zur Geschichte der evangelisch-lutherischen Kirchen in Moskau//Neues Leben, 1990, №24 и др.