Что такое 1WD?

Степаныч Казахский
Даавно-оо  это было. Фото взято из интернета, но цвет - "один в один"...

В конце семидесятых я наконец-то обзавелся более-менее приличным и симпатичным зелененьким автомобильчиком. Правда, название «не очень загадочное», зато он был... новеньким! И новеньким не потому, что был куплен в автомагазине, где авто - "страшный дифцыт" - как говаривал тащ Райкин, а потому, что собран был собственными руками из новеньких же запчастей.

Так уж случилось, что верой и правдой послуживший мне «Горбатик», «почил в бозе», а если быть точным - «помер» на третьем кувырке «через голову». Так уж сложилась "судьба" на автодороге и в неординарной аварийной ситуации. И спасибо ему, что оставил в живых хозяина и пассажира, а то не читали бы вы сейчас эти строки-то.

Так вОт, разрешила мне «родная ГАИ» сделать "переоборудование", т.е. используя документы предыдущей модели, перейти «собственноручно» к следующей. Причем, использовав только покупные (с документами) запчасти, начиная с кузова и заканчивая двигателем. Не буду утомлять вас уважаемые читатели, муторным процессом восстановления авто, а перейду «к делу».

Надо отметить, что в "процессе строительства" нового автомобиля, славной рабочее-крестьянской марки «Запорожец», была изучена до мельчайших подробностей его несложная конструкция, что сослужило в дальнейшей жизни хорошую службу. Неприхотливость верного «автоконька» радовала меня, а простота конструкции экономила семейный бюджет.

Для молодого вертолетчика такая марка была не престижной, но это не сильно напрягало гордыню обладателя авто и вполне удовлетворяло эпизодические транспортные запросы частых пассажиров «разных рангов». Обладая молодостью и задором, а также вполне «умелыми ручками» автомобиль постепенно доводился до замечательной кондиции, верхом которой стала установка "отопителя" собственной конструкции, значительно повысившего комфорт поездок в переходные периоды года.

Обретенный опыт эксплуатации отечественного «Автопрома», подсказал замечательную мысль: «рассчитывай только на себя при поломках на дороге»! - что помогало в дальнейшем, справляться не только с собственными проблемами но и помогать другим «собратьям по рулю».

Так вОт, ещё ближе к делу-то...
В «День торжества человеческого разума при относительной простоте Совавтопрома», была весенняя погода, которая ещё портила нервы, участками не стаявшего в тенистых местах, льда на автодорогах. И на коротком отрезке перекрестка не удалось «стронуть» с места мой «зеленый автомобиль». Но я - упорно буксую на гололёде: ведь горит «зелёный», и хотелось бы успеть выехать «отседа», пока "не подсказали" сзади, что обо мне и машине думают, настойчивым «би-биканьем».

«Запорь» медленно двигаясь вперёд, выехал-таки одной стороной на полосу дороги без льда.
Рывок и,...и машина ревёт, а мы стоим на месте.
- Что такое?! – недоумеваю, газуя и пожимая плечами объезжающим меня автособратьям.

Открыв дверку, выглядываю: колёса не крутятся, а машина потихоньку проседает на один бок.
Пришлось выйти, чтобы разобраться.

- Мдаа! Заднее-правое колесо сиротливо лежит на льду, приветливо поблескивая местами излома "шлицевой полуоси" в центре.

Растерянно рассмотрев поломку, дошло, что "свернуло голову" полуоси передающей «момент вращения к заднему колесу» и одновременно выполняющей «роль болта», удерживающего оное.
Теперь, мы «надежно» перекрыли движение по своей полосе на перекрестке, и несущиеся сигналы со всех сторон красноречиво говорят о недовольстве проезжающих...
А жаль. Могли бы и помочь.
 
Останавливаю грузовик и показываю «проблему».
Цепляем к нему «зеленого коня», но - "ни с места"!
Грузовик тоже буксует на гололёде, так-как мы для него "надежный зеленый якорь".

Чешу в затылке: ..Что же делать?!  Надо бы вернуть на место, колесо. Но чем его закрепить?
В багажнике «Запоря» всегда имелся вполне приличный набор инструментов и куча деталей, для "той или иной ситуации". Что греха таить - "техника она и есть техника" и может подвести в самую неподходящую минуту. 
Взгляд упал на самодельный «Гэ-образный баллонный ключ» - подарок брата.
Он был согнут из толстого "кругляка", а его форма навеяла «конструкторский замысел».

Вставляю примериваясь, «гэ-образную штуку» изнутри, в образовавшееся отверстие заднего рычага подвески.
"Подвеска" состоит из двух отдельных рычагов. Поэтому каждая сторона относительно легко доступна. Длинная ручка «баллонного ключа» торчит наружу сантиметров на двадцать, словно призывая: Надень колесо на меня, хозяин!

Послушно одеваю.

-Ага-аа! «Полуось из баллонного ключа» получилась на славу.
Но чем "закрепить-законтрить" наружный подшипник с шайбой, чтобы колесо не
сваливалось?! Чем?
Вспомнив, нашел в "закромах инструмента" маленькие тисы, и попробовал зажать подшипник.
Получилось. Машинка устойчиво стоит на «четырёх ногах-колесах».

Осторожно толкаю. - Катится «Запорь-то»! - Ур-ра!

....Но, через секунду тиски падают, а колесо сползает.
Шофера проезжающие мимо пялятся на «чудо в перьях» возле зеленого и чистенького «Запорожца» и, чуть  не «врубаются» друг в друга.
- Дак, нех глазеть-то ! Помогли б, лучше - мычу под нос сердито.

- Таак ! - Ладно - говорю.
В "инструменте" есть небольшая ручная дрель со свёрлами «заправленными-заточенными», братом - профессиональным «металлистом» - в прямом смысле слова конечно.

Терпеливо сверлю в торчащем баллонном ключе «дырку», под «чеку из дюбеля».
Сорок минут или час сверлю. Может - больше. Вспотел весь. А!?  На морозе-то...

- Готово! Сверло прошло наконец сквозь толстый кругляк, усыпав лёд блестящей и мелкой стружкой.
Колесо - на место. Следом вставляю подшипник, шайбу, "чеку", и мы уверенно и нагло стоим как "Буцефал", «на всех четырёх» !
Можно и буксировать теперь.

И тут осторожно закопошилась мысль, «нашептываемая» верным "зеленым авто-другом":
...Если мы - стоим на «своих четырёх», то почему бы самим не поехать-то?!

- А что?! - это мысль между прочим.

Торчащую из «коробки передач» сломанную полуось с «карданом» на конце и воткнутой в "нём" монтировкой, намертво «приторачиваю» проволокой, к рычагу «задней подвески».
Закрепляю значит, чтобы обломившаяся и освободившаяся от нагрузки «полуось» не крутилась в обратную сторону.
Теперь «дифференциал» не сможет передать вращение меньшему сопротивлению обломанной полуоси, и,..можно пробовать сдвинуться с места самостоятельно с работающим двигателем и на одном "ведущем" колесе.

Вот вам и «1WD»!

Прошло тридцать секунд и мы - едем, блин! Медленно движемся на «первой скорости». "Больное» колесо" правда, слегка игриво виляет, а вокруг - "дудят": мол колесо отваливается, чудак!
Киваю благодарно: Спасибо! Уже не отвалится.

Заезжаю на свою автостоянку и наперерез, как «матрос с гранатой» бросается «сторож».
Машет и кричит: Стой, стой! У тя полуось вылезла, и сейчас вы - «рух-не-тее»!

- Не только не рухнем, но ещё и «задом» на место заедем – с улыбкой отвечаю, глядя на деда.

Вместо послесловия:

Поздним утром пришёл на автостоянку с новой полуосью в руках, а возле машины - столпилось «шоферское совещание».
«Мнения разные», но ни одно не соответствует действительности.

Сторож с пеной у рта почти кричит:
- Да сам он приехал, я - видел! Вы что, мне не верите?!

Качает головами, недоверчивый шоферский народ.
А один и говорит: как можно самому приехать с вылезшей наружу полуосью? Дуришь нас, да сынок?
- Можно батя – говорю, и «крутнув стартером» потихоньку выезжаю из ряда машин, назад.

Народ - в ауте! А я, гордый до невозможности «домкрачу собарожець» и ставлю «на место» только что купленную «полуось», вытащив "на свет Божий" здоровенный баллонный ключ, с «дыркой и дюбелем в ней».

Вид этого «гэ-образного чуда» поверг народ в изумление, граничащее с шоком…

- Бывает канешна – улыбаюсь вниманию. И мысленно благодарю конструкторов, простого русского автомобиля...