Московские немецкие школы. История и традиции

Инга Томан
История немецкой школы в России  начинается почти одновременно с историей  российских немцев. И это неудивительно. Большинство из них принадлежало к евангелическо-лютеранскому вероисповеданию, а для протестантов церковь и школа – понятия  неразделимые.  Посещение школы является для них  необходимым и обязательным этапом человеческого бытия,  своего рода промежуточной ступенью между  крещением и конфирмацией. Главная и первоначальная задача школы заключалась  в том, чтобы дать детям  религиозно-нравственное воспитание и научить их чтению, которое прежде всего способствует становлению истинного христианина, ибо дает возможность самостоятельно изучать Библию.
Евангелическая церковь изначально была заинтересована  в распространении образования среди всех слоев населения.  Еще в 1524 году Мартин Лютер обратился  к властям германских городов с призывом  организовать общедоступные школы. В 1642 году правитель  герцогства  Саксен-Гота Эрнст Благочестивый  ввел у себя всеобщее начальное образование. Впоследствии оно было распространено  и на другие германские государства.
Немецкие школы основывались не только в Германии.  Куда бы ни забрасывала немцев судьба, они всегда стремились объединиться и организовать обучение детей. С XVII  по начало ХХ века  немцы имели свои церкви и школы в России, и, главным образом, благодаря  богослужению и обучению  на родном языке они в течение 300 лет сохраняли вдали от исторической родины свой язык и национальную культуру. Уже в начале  XVII века  при московской евангелическо-лютеранской церкви  существовала школа, где преподавали  религию, церковное пение, чтение, письмо и арифметику. Возможно, однако, что  самая первая школа возникла  еще раньше – в 1576 году – одновременно с основанием в Москве  первой евангелическо-лютеранской церкви.
Во второй половине XVII  века  в московской Немецкой слободе  действовали две  евангелическо-лютеранские церкви, названные впоследствии Михайловской и Петропавловской.  При каждой из них имелись школы  для мальчиков и девочек. Среди учеников были дети разных национальностей, но немцы составляли большинство, и преподавание велось на немецком языке, являвшемся  в какой-то степени  языком «межнационального общения»  в Немецкой слободе, населенной выходцами  из различных европейских стран.
Впоследствии программа школ  существенно расширилась. Так, например,  в 1815/16 году   в училище при  Михайловской  евангелическо-лютеранской церкви   появились новые предметы: русский и французский языки, история, география и  рисование. В 1871 году училищу был присвоен статус реального, и программа его стала соответствовать  программам аналогичных  российских учебных заведений, но преподавание велось на немецком языке. Что касается  школы при Петропавловской церкви в Немецкой слободе, то она сгорела дотла  во время пожара 1812 года. Несколько лет спустя ее восстановили вместе с церковью, но не на прежнем месте, а в Космодамианском (ныне Старосадском) переулке, поскольку  уже тогда   в центре города жила значительная часть общины.  В 1824 году при Петропавловской  церкви была открыта школа для  мальчиков, а в 1829-м – для девочек.  С этого времени  культурный и образовательный центр московских немцев окончательно  переместился  из Немецкой слободы  в Космодамианский переулок.
Благодаря  высокому качеству преподавания  и обширной программе  школы при Петропавловской церкви пользовались большим авторитетом.  Многие русские родители  стремились обучать там своих детей, ибо знали, что  ее выпускники получат  основательные знания и свободное владение немецким языком, необходимом в то время для успешной предпринимательской деятельности. В результате среди учащихся  Петропавловской школы стали преобладать русские (в 1840 году  из 104 учеников было только 38 немцев), и для того, чтобы  они лучше усваивали программу,  преподавание  в течение ряда лет велось на русском языке.
  Срок обучения  в школе для мальчиков составлял  8 лет. В программу  1840 года  входил Закон Божий (для лютеран и православных отдельно); немецкий, русский, французский и латинский языки; арифметика, алгебра, геометрия, география, история, естественная история, физика, рисование и чистописание. Содержание преподавания и состав предметов   со стороны Министерства народного просвещения почти не регламентировались. Московский предприниматель Н.А.Найденов, обучавшийся в Петропавловской школе в 1844-1848 гг., вспоминал: «Хотя для училища и существовала какая-то программа преподавания, но в действительности ее не было, и, по усмотрению ближайшего начальства, не только объем курса преподаваемых предметов, но даже и самый состав их менялся так, что один год не имел тождества с другим. Все зависело нередко от поступления какого-либо нового преподавателя».
В 1844 году ректором Петропавловского училища стал  Герман Якоб Эдуард Гершельман (1804-1865). (Его дед – Эрнст Август Вильгельм – был уроженцем Тюрингии; в 1768-1795 гг. являлся ректором академической гимназии в Ревеле (ныне Таллинн); отец – Фридрих Август – был пастором в Прибалтике). При нем преподавание  всех предметов было вновь переведено на немецкий язык, а программа  приобрела более практическую направленность. Отныне главными предметами стали немецкий, русский и французский языки, а желающие получили возможность изучать и английский. Латынь же из обязательного предмета превратилась в факультативный. Изменилась и методика преподавания языков. Если раньше главное внимание уделялось теоретическому изучению грамматики, то теперь упор делался на овладение устной речью. Как считал Гершельман, языки должны усваиваться не только на уроках, но и в течение всего дня. Для этой цели один из школьных надзирателей был немцем, а другой – французом, и ученики обязаны были  говорить между собой один день по-немецки, а другой – по-французски, в зависимости от того, какой надзиратель дежурил. Изменение методики преподавания  коснулось не только языков. По свидетельству Н.А.Найдёнова, раньше «основой преподавания было задавание на дом для заучивания на зубрёжку; классное же время употреблялось только на спрашивание выученного. Никаких объяснений не полагалось». При Гершельмане «часть урока стала посвящаться спрашиванию заданного, а другая – объяснению».  Сам Гершельман преподавал историю в старших классах. «Из предмета совершенно сухого, каким она была ранее, заключаясь в заучивании по книге имен, годов и кратких названий фактов, он превратил ее в заинтересовавший учащихся предмет. Рассказы его были чрезвычайно увлекательны. Правда, главное место в них занимала Германия», – вспоминал Н.А.Найденов. Учитывая социальный состав и будущий круг занятий своих учеников, Гершельман  включил в программу старших классов техническую механику, коммерческую географию, бухгалтерию и купеческую арифметику
В 1879 году Министерство народного просвещения  издало «Положение о мужском училище, состоящем при  евангелическо-лютеранской церкви  в Москве».  В соответствии с ним  оно было разделено  на гимназию и реальное училище, программа которых  соответствовала программам  государственных аналогичных  учебных заведений.  В 1880 году  женское Петропавловское училище получило статус  женской правительственной гимназии. Включение школ  при  Петропавловской церкви в образовательную систему России  и подчинение учебного процесса программам  Министерства народного просвещения  в определенной степени повлекло утрату  самобытности этих школ и отчасти сковало личную инициативу педагогов. Однако эта реформа была неизбежна  и в целом отвечала интересам учеников.  Ведь обучаясь по программам, по которым обучались их сверстники  в аналогичных русских учебных заведениях, они, по окончании школы, получали  те же права. Так, выпускники мужской гимназии могли без экзаменов  поступить в университет, а выпускницы женской гимназии  могли стать домашней учительницей или преподавать в начальной школе.
Основным языком преподавания, вплоть до Первой мировой войны, был немецкий. По-русски должен был преподаваться Закон Божий для православных, русский язык и история российской словесности, а также история и география России.
Во второй половине XIX  века  доля русских учащихся в немецких школах, по сравнению с предшествующим периодом, несколько уменьшилась, что связано с увеличением количества  учебных заведений в Москве, однако  оставалась  довольно высокой. В конце XIX-начале ХХ века русские составляли примерно около трети учащихся  Петропавловской гимназии и реального училища.
Большинство преподавателей  обеих Петропавловских гимназий и реального училища, как и других учебных заведений при евангелическо-лютеранских церквях, были немцами. Значительную их часть составляли выходцы из прибалтийских губерний, получившие образование в Дерптском университете. Многие были уроженцами Германии и германскими подданными.  Преподавателями «русскоязычных» предметов  были русские учителя; французский язык преподавали, как правило, французы; английский (в реальном училище) – англичане.
Для «русскоязычных»  предметов использовались   учебники, употребляемые в средних учебных заведениях России; для «немецкоязычных» – немецкие учебники.  Одни из них были изданы в Германии и предназначались для  германских средних учебных заведений, другие были написаны учителями российских немецких школ  и изданы в России.
Для того, чтобы  облегчить  русским и немецким детям  вхождение в билингвальную среду,  при Петропавловском  училище была устроена  подготовительная школа. В соответствии с  упомянутым выше  «Положением  о мужском училище, состоящем при евангелическо-лютеранской церкви Петра и Павла в Москве» от 21 апреля 1879 года, в нее принимались дети с 7 лет. Она делилась  на русскоязычное и немецкоязычное отделения, в каждом из которых было три класса. В этой школе русские овладевали немецким языком, а немцы – русским; кроме того,  в программу входил Закон Божий (отдельно для учеников различных вероисповеданий), арифметика и пение.
Помимо гимназий, реального училища и подготовительной школы, при  Петропавловской церкви  была еще начальные  школы для мальчиков и девочек. Обучались там  бесплатно или за небольшую плату дети из  малообеспеченных семей, принадлежавших  к Петропавловской общине.
Таким образом, в конце XIX-начале ХХ века при  московской Петропавловской евангелическо-лютеранской церкви существовал целый школьный организм, состоящий из шести учебных заведений: начальных школ для мальчиков и девочек,   подготовительной школы,  мужской гимназии и реального училища и женской гимназии. В 1915 году  преподавание в них было  переведено на русский язык, а после Октябрьской революции  они прекратили свое существование.
Одним из самых талантливых педагогов, работавших в Петропавловской гимназии, следует назвать Германа Пака (1853-1937), с именем которого связан период ее наивысшего расцвета.
Г.Пак родился в Эссене в семье учителя. Окончил Эрбефельдскую гимназию  и филологический факультет Геттингенского университета. В 1874-1879 гг. преподавал в гимназии. В 1879 году был приглашен на должность старшего преподавателя гимназии пастора Шомбурга в Катариненштадте (ныне Маркс), где преподавал немецкий, французский, латинский и древнегреческий языки и математику. Организовал гимназический оркестр. В 1881 году, в связи с реорганизацией  гимназии в прогимназию из-за финансовых трудностей, переехал в Петербург, где стал учителем школы при евангеличсско-лютеранской церкви святой Анны. С 1885 года – инспектор, а с 1905-го – директор  мужской гимназии и реального училища при Петропавловской евангелическо-лютеранской церкви в Москве.  В годы Первой мировой войны учившиеся в Германии сыновья Германа Пака были призваны в немецкую армию; один из них погиб на фронте. В октябре 1918 года Герман Пак вернулся на родину. До 1929 года работал библиотекарем в Касселе.
Педагогические взгляды Г.Пака отражены в его статье «Слово к родителям наших учеников» (Ein Wort  an die Eltern  unserer Sch;ler), опубликованной в отчете Петропавловской школы за 1893/94 учебный год. «Важнейшая особенность наших учебных заведений состоит в их двуязычии. Вследствие этого их главная цель заключается в том, чтобы учащиеся, насколько это возможно, одинаково свободно думали, говорили и писали на обоих языках; одинаково хорошо были бы знакомы с русской и немецкой литературой», – писал он. Одна из главных идей «Слова» заключается в том, что взрослые, заботясь об обучении своих детей и подготовке их к будущей профессиональной деятельности, ни в коем случае не должны забывать об их духовном развитии. «Воспитанник должен не только получать знания, – отмечал Г.Пак. – В нем должна воспитываться нравственность, чувство долга, стремление к деятельности, привычка к порядку, восприимчивость ко всему доброму и прекрасному. (…) Нельзя ограничиваться получением лишь навыков и знаний; необходимо всегда иметь в виду духовное развитие ребенка. Подготовка исключительно к экзаменам в большинстве случаев  бесполезна или вредна».
Помимо учебных заведений при Михайловской и Петропавловской евангелическо-лютеранских церквях, были еще школы, содержавшиеся совместно евангелическими общинами. К ним относится Школа для бедных детей и сирот евангелического вероисповедания 1838)и Александровское евангелическое училище (1880).

Фрагмент из книги: Инга Томан. Памятники истории и культуры московских немцев. М.,2013

Статья была опубликована в газете "Neues Leben"(Deutsche Schulen bei evangelisch-lutherischen Kirchen Moskaus und Peterburgs//Neues Leben, 1994, №1-3), а также частично входит в состав других статей И.Томан (Немцы в Москве. Опыт национального путеводителя//Московский журнал, 1991, №10,12; Памятники истории и культуры московских немцев //Москва многонациональная. М., 2006 и др.)