Где живёт мораль и нравственность

Вячеслав Абрамов
Вот ещё вчера был злобный атеист, а сегодня – уже в церкви со свечкой стоит. Притворяется? Нет, – адаптировался. Адаптационный ресурс человека позволяет этому человеку многое…

Притворщика сразу видно, а адаптировавшийся – стал другим, он искренне стал верующим. Это не шуточки, а вопрос выживания!

Бывает и наоборот, адаптируются от веры в Бога в недоверие. Учителя, воспитатели, гуру живут в иллюзии, что именно они меняют что-то во имя какого-то светлого будущего. И не замечают, что это люди сами всего лишь адаптируются к их системе требований, и всё! Адаптируются, движимые своими неразгаданными потребностями … Но что-то ведь на них влияет! Кто знает, что влияет, тот уже участвует в этом СО-знательно … Сейчас о другом, о ДО-сознательном.
   
Как можно было верить в коммунизм? Или фашизм? Да просто – адаптироваться. Адаптация – величайшее свойство природы. А природа – безнравственна, и именно потому, что адаптационна. И мораль, и нравственность, и принципиальность – это всё имеется только в механизмах либо самоуправления, либо внешнего управления.

Если внешнего, тогда человек адаптируется к внешней системе требований, если внутреннего – адаптирует себя к желаемому образу самого себя. Формируются определённые установки и стереотипы, и это происходит не при озвучании и заучивании каких-то истин, а неосознанно.
   
В мире всё время что-то происходит, и с человеком всё время что-нибудь происходит. Всё движется, всё изменяется. Действия – это изменения. С точки зрения одного наблюдателя, одно происходит, с точки зрения другого наблюдателя – другое, с точки зрения самого человека – третье, иногда прямо противоположное.

Психолог смотрит на человека – видит одно, социолог смотрит – видит другое, медик - что-то ещё. Другие люди рассказывают нам о нас. А что мы рассказываем сами про себя? Осознаём ли, в чём мы изменяемся?
   
Чтобы ответить на эти вопросы, надо наметить фон, на котором мы себя будем рассматривать. Как известно, фон важнее фигуры и голый король на фоне своей спальни совсем не то, что голый король на городской площади.
   
Вначале мы имеем внешний мир, который считаем реальностью. Мы подозреваем, что мы в чём-то находимся, мы куда-то заложены и у кого-то мы – заложники. А как бы узнать более конкретно?
   
Наука говорит, что реальность содержит в себе самой всё возможное. В пространстве всё вибрирует. Нет ничего, что так или иначе не вибрирует. Эта вибрация соединяет слабыми взаимодействиями (а иногда и сильными) всё сущее – всё, что существует. И то, о чём мы знаем, и то, о чём не знаем, и то, о чём подозреваем.
   
Ещё мы имеем природу. Из неё мы выделяем живое, плоть. Базовая форма плоти – это живая клетка. Организм есть живые клетки, структурируемые в биологический объект как функциональную совокупность органов и систем. Самая сложно структурированная плоть – мозг.
   
Как считал Тейяр де Шарден, в процессе эволюции человека происходит постоянная цефализация, то есть количество всех мозгов, вместе взятых по отношению к общему количеству плоти, всё время растёт. И братья Стругацкие «подозревали», что когда-нибудь вся плоть станет одним мозгом, как в «Солярисе».
   
Вид Homo sapiens каким-то образом (каким, не будем пока спорить) обрёл то, что называют индивидуальность. Индивидуальность осуществляет себя через механизм потребностей, которые порождают желания как мотивы деятельности.
   
Далее Homo sapiens, используя растущее сознание, создаёт доселе не существовавшее образование – социум, социальную природу. Основной инструмент социальной природы – слово, речь, поскольку социальная природа – это прежде всего коммуникации.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Слово – это то, что нам позволило стать людьми. Человеки говорящие получили потрясающий ресурс адаптации – возможность подменять обозначаемое обозначающим. О том, как связано слово и адаптация, есть в книге Бытия, – человек получил право давать имя всему Богом сотворённому. Человек называл, и оно становилось таким, какое было дано ему имя.
   
После создания социума человек зануждался в социальной территории. Появилась борьба за социальную территорию. Потом человечество в лице своих продвинутых представителей пришло к идее иерархии. Принцип иерархии есть и у всех стайных и стадных организмов. И человек – существо стайное, но только он смог на принципе иерархии выделить социальную реальность. А из отношений между человеком и социальной реальностью оформилась личность.

Личность и индивидуальность соединяет тип информационного метаболизма, в быту называемого здравым смыслом. Благодаря этому потребности организма социализировались, но – даже идеальные потребности имеют оттенок физиологии, поскольку всё проходит через мозг.
   
Благодаря мозгу, а также базовой памяти и связанной с мозгом нервной системы, мы воспринимаем сигналы, которые идут из внешнего пространства, и собираем их в отдельный объём, который называется сущность. Сущность – целостная процессуальная система конденсированного опыта (термин введен С. Грофом).
   
Индивидуальность обеспечивается инстинктивной частью сущности, связанной с потребностями. Информационный метаболизм – это дешифратор того, что происходит в постоянно работающем устройстве – организме.

Организм становится доступным нашему осознаванию, поскольку мы его воспринимаем через индивидуальность. И социум доступен осознаванию, потому что мы его воспринимаем через личность. Социум нами представляется в виде совокупности взаимосвязей, социальных отношений, интересов, целей, задач, способов осознания и так далее. Это есть что-то огромное, сложное, непонятное.

А понятие сущности нам доступно только благодаря рефлексии. Рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ): собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Только человеческий разум обладает рефлексией – способностью смотреть на себя со стороны и оценивать свои действия с помощью понятийно-категорийного аппарата.

А разум только вместе с рефлексией становится сознанием. Только слово и воспитание в социуме даёт основы для появления рефлексии и формирования сознания. Глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Рефлексия – источник самосознания.

Из самосознания, самотождественности вырастает то, что нам так важно, – сознание как целое, пространство сознания.

Человек, в отличие от животного, имеет возможность управлять пространством своего сознания. Об этом читайте в статье «Требуется «Касперский» для компьютера «человек» http://www.proza.ru/2012/02/21/505.