С берёз неслышен, невесом, слетает жёлтый лист...

Ирина Шульц
 
С бе-рё-ёз не-слы-ы-шен, не-е-ве-сом, слета-а-а-ет жё-лтый ли-и-ст...

  Песня  возвращает меня в далекое прошлое.
Мне шесть лет,  меня привезли на лето к маме, в Каджаран.
Вечер, мы с ней дома.
- Мама, спой  песню,- прошу я.
- С берез неслышен, невесом,- запевает она.
У мамы  красивый голос. Она знает очень много песен.
Слова, некоторых из них, я помню до сих пор,  а иногда, даже, пою.
Правда теперь, это бывает очень редко. Начну петь...и умолкаю.


  Идем с мамой  по мосту через бурную горную речку на небольшой базарчик , расположенный на другой стороне реки. 
Мост -  только название. На самом деле - это настил из досок разной длины, с щелями, иногда сантиметров десять - пятнадцать, между которыми видно, как несётся бешеный поток реки Вохчи. Очень  страшно. Мама крепко держит меня за руку и, отвлекая поёт: -"Ле-тя-ят пе-ре-лёт-ные-е пти-цы, в осен-ней дали го-лу-б-о-ой"...


  Выходной  день, вместе с тётей Росинкой и дядей Женей- друзьями мамы - поднялись к источнику с кислой водой. Вода вытекает из скалы, она очень холодная и немного щиплет язык. С горы, на которую мы взобрались, хорошо виден двухэтажный, зелёный дом, в котором живёт мама.
- Да-а-а-ле-ко-о-о, да-а-а-ле-ко-о-о, где ко-чу-ю-ют туманы,- запевают мама и тетя Росинка.
Много лет спустя, я слушала по радио эту песню,  а перед глазами стоял  дом, в котором, почти десять  лет, одиноко жила мама...
До тех пор, пока её реабилитировали и она получила возможность вернуться к родным в Ереван.



  Ещё одна песня тех лет: "Наш край".
Я весело горланила: "То бе-рё-е-зка, то ря-би-ина, У Стр-ок-и Ты над ре-кой".
Много раз мама поправляла меня, но я упрямо отвечала: "Они так поют". То есть пела как слышала, хотя хорошо понимала абсурдность слов.



  Летним вечером, вдвоём с мамой пешком возвращаемся из Охчи в Каджаран по каменистой, пыльной дороге. С одной стороны нависают скалы, с другой -река.
Э-э-эх, до-о-ро-о-ги-и, пы-ль, да ту-у-ман. Хо-о-ло-да-а, тре-во-о-ги, да степной бу-у-урь-ян...
 До дома еще далеко. Уставшие, мы подбадриваем себя песнями.


  ГАКИ-КОЙ, ПИ!- повторяла я, совсем крохой, вслед за мамой, которая укладывала меня спать со словами: -"Глазки закрой - спи". 
Песенку!- просила я.
- Со-о-ловь-и, со-о-ловь-и, не тре-во-о-жьте-е со-л-д-а-ат, - тихо напевала мама, убаюкивая меня.
Не дослушав, я засыпала вместе с уставшими солдатами...

                ***
Я листаю альбом- здесь фотографии всех моих родных...
Их было всего четверо: мама, бабушка, тетя и дядя.
Их было так мало! Все ушли  из жизни. Ушли давно.
Но, они всё равно рядом.
Памятью и теплом, которые остаются со мной...


На фото: Мама и я (руки по швам)  1953г, Цахкадзор.