Чух, Ушастый и другие. 7

Петр Кожевников 2
Глава 19
     В  это  теплое  утро  Чумазик  проснулся  с  мыслью,  что  что-то  они  вчера  с  поросятами не  доделали.  Но  вот  что?  Он  это   не  знал.  И  минуту  потоптавшись  на  одном  месте – он  толкнул  Малыша  ногой.
    -Слушай,  Малыш,  уже  утро,  а  ты  все  дрыхнешь?!  Вставай!
    -А  что  такого  страшного  случилось?..
    -Да  ничего  такого  не  случилось.  Просто  уже  утро  и  надо  всем  вставать,  а все еще  спят.  Вот  я  и  разбудил  тебя.  Я  хотел  тебя  о  чем-то  спросить…
    -Очень  тайном  и  интересном?
    -Да  нет,  понимаешь,  я  и  сам  не  знаю,  о  чем  это  я  хотел  тебя  спросить,  но  точно  знаю,  что  мы  все  вчера  что-то  не  доделали.  Вот  маюсь,  хочу  вспомнить,  и  ничего  у  меня  из  этой  затеи  не  получается.  Ты  не  помнишь,  что  мы  вчера  не  доделали?..
    -Не-а!..  А!..  Мы  вчера  бегали  в  догонялки.  Или  в  перегонялки?
    -А  какая  разница,  что  догонялки,  что  перегонялки?
    -Думаю,  что  разница  есть.  Догонялки  -  это  когда  просто  догоняют  друг  друга,  а  перегонялки  -  это  перегонялки!    Глазастик  всех  перегнал!  Он  ЧЕМПИОН!
    -Я  тоже  всех  перегнал,  но  в  другой  раз,  чуть  позже. – Сердито  буркнул  Чумазый.
    -Э - э!  Нет!  Первым  был  Глазастик,  за  ним.…За  ним  Крученый  Хвостик,  за  ним…
    -Ну  и  что?  Ну  и  пусть  первым  прибежал  Глазастик.  Ты  заморочил  мне  всю  голову  своими  догонялками-перегонялками.  Я  у  тебя  что-то  хотел  узнать  о  недоделанном,  а  ты  - первый  Глазастик!  Первый  Глазастик, ну  и  пусть  первый!..
    Что  же  мы  вчера  не  доделали?..  Нет,  ничего  не  получается.  Я  так  навспоминался,  что  пересохло  в  горле  и  хочется  пить.
    Он  зашагал  к  озеру.  Зайдя  по  колено  в  воду  -  остановился.   Изумление  его  было  хорошо  видно  проснувшемуся  дедушке  Чуху.
    -Чумазый,  ты,  что  так  глубоко  задумался?
    -Да  вот,  смотрю,  какая  красивая  трава  растет  на  берегу  нашего  озера.
    -А  что,  ты  ее  раньше  разве  не  видел?
    -Так  получилось,  что  я  все  время  рылся  в  их  корневищах,  а  вот  сейчас  увидел  и  удивился,  какие  они  все  красивые!
    -А  ты  знаешь,  как  эти  травы  все  называются?
    -Да,  но  не  все.
    -Например – какие?
    -Камыш  и  -  эти…  как  их…  ну,  вон  они  растут.  Шеф,  я  их  не   знаю.  Знаю  один  камыш.
    Разговор  Чумазого  и  дедушки  Чуха  привлек  проснувшихся  поросят.  А  взрослые  и  не  повернули  на  этот  разговор  свои  лобастые  головы.
    -Молодец  Чумазый!  Настоящий  кабан  не  должен  врать  никогда!  Ни  себе,  ни  другим.  Вот  и  проведем  сегодня  с  вами  занятие  по  изучению  трав,  которые  нас  питают.  Фу-ты,  нас  окружают.
    Дедушка  Чух  подошел  к  воде  и,  встав  рядом    с  Чумазым  стал  объяснять.
    -Видите  у  берега  кругленькую  зеленую  мелкую  травку,  укрывшую  воду?
    -Видим!.. Видим!..  – послышались  утренние  нестройные  голоса  поросят.
    -Эта  травка  называется – «Ряска  малая».  Когда  вас  мучит  жажда, вы  ее  поедаете,  и  это  вам  кажется  вкуснее  -  чем  пить  одну  воду.  А  почему?
     Все  молчали.
    -Правильно.  Вы  этого  пока  не  знаете.
    На  стебле  и  на  корне,  и  на  цветке  любой  травы  находятся много  жучков,  паучков,  личинок  и,  конечно,  сладких,  сладких   червячков.  Потому  и  кажется  она  нам  вкуснее.
    А  дальше,  где  стоит  Чумазый,  все   вы  видите  траву,  так  похожую  на  веточку  елочки,  -  это  Роголистник.
    -Точно,  на  елочку похож.… А  я   и  не  заметил  этого  до  сегодняшнего  дня.         Раздумчиво  сказал  Чумазый.
    -Где?..  Где  листик  с  рогами?  - из-за  спин  своих  братьев  подал  голос  Малыш.
    -Не  листик  с  рогами,  а  ты  Малыш  без  ушей.  Надо   очень  внимательно  слушать,  чтобы  потом  не  переспрашивать. Подойди  поближе. Вон,  темно-зеленую  траву,  похожую  на  веточку  елочки,  видишь? 
    -Вижу!  А  почему  все  елочки  растут  на  земле,  а  эти  в  воде?  Ух,  как  их  много!..
    -Малыш,  ты  очень  много  задаешь  глупых  вопросов. Ели  растут  на   суше,  а  Роголистник  -  трава,  которая  растет  в  воде.  Это  надо  всем  и  навсегда  запомнить.
    А  вон  дальше  трава, -  у  которой  лист  похож  на  стрелу – так  и  называется,  Стрелолист  обыкновенный.
    -И  у  него  очень  вкусные  луковички!  -  похвастался  своим  знанием  Крученый  Хвостик.
    -Правильно.  Луковицы  у  него  действительно  сладкие, -  подтвердил  дедушка  Чух. 
    -А  правее,  стоит  зеленой  стеной,  покачивая  зеленые  листья  - Рогоз.  Он  так  и  называется  просто - Рогоз широколистный.
    -Ух,  ты!..  Сколько  названий  разных  у  трав!..  Я  даже  замерз  от  такого  количества, - прохрюкал  Чумазый.
    -Ну,  предположим,  не  от  количества  названий  трав  ты  замерз,  а  оттого,  что  очень  долго  стоишь  в  холодной  воде.
    -Ух,  ты!  Я  и  забыл,  что  стою  в  воде.
    -Вот,  вот,  выходи  и  не  мерзни.  Дорогие  мои  сыщики,  если  вы,  как  Чумазый,  мерзнете  от  такого  количества  названия  трав,  то  давайте  займемся  нашей  главной  заботой.  Сходим  на  желудевую  поляну.  Там  еще  новые  желуди  не  опали,  но  прошлогодние  должны  быть.
    И  поросята  веселой  гурьбой  побежали  за  дедушкой  Чухом  на  Желудевую  поляну.
    А  в  это   время…

Глава 20
    А  в  это  время,  Ушастый,  как  маленький  снаряд  летел,  пробивая  на  своем  пути  траву,  кустарники,  кусты  на  запах  озера.  Он  торопился,  будто  озеро,  если  оно  там  было,  могло  куда-то  убежать.  Но  такие  мысли  из  головы  Ушастого  выдул  ветер,  который  он  всполошил  своей  беготней.
    У  него  была  одна  задача:  не  потерять  этот  озерный  запах,  не  сбиться.  И  он  выбежал  на  берег  озера  и  снова  растерялся.
    -Вот  тебе  раз!  Озеро  вот,  а  тропы  нет.  А  может  это  и  не  то  озеро?..  Может  это  какое-то  другое  озеро?..  Эх,  быть  бы  мне  крылатым,  как  вон  тот  орел,  что  сидит  у  своего  гнезда,  я  бы  тогда   всех  и  все  увидел!..  И  даже  кабанью  тропу.
    Вспугнутые  его  появлением  лягушки  попрыгали  в  озеро  и  оттуда  таращили  на  него  свои  глазищи,  и  молчали.
    Своим  стремительным  появлением  испугал  он  и  дикую  утку  с  выводком  пушистых  утят.  Утка-мама,  от  греха  подальше,  отплыла  от  берега.
    -Но  если  я  вижу  перед  собой  озеро,  то  тропа  и  не  должна  быть  на  озере.  Она  должна  быть  рядом  с озером.  Ну-ка,  ну-ка,  проверим.…Так  и  есть  -  я  ее  проскочил. Вот  она!  О!  Как    высоко  светит  солнце.  Надо  срочно  обо  всем  доложить  шефу.
    -Шеф,  вызываю  на  связь?.. Шеф,  вызываю  на  связь?.. Шеф.  Как  вы  меня  слышите?
    -Слышу, слышу,  Ушастый!  Здравствуй! Что-то  долго  молчал?.. Ничего  не  случилось   у  тебя?
   -Шеф, здравствуйте!  У  меня… я… шеф…  я  сделал  закрытие!  Тьфу  ты,  я  сделал  открытие!  Или  закрытие?..  Шеф,  я  начинаю  путаться  от  радости.
    -Лучше  успокойся  и  расскажи,  что  увидел  или  нашел?
    -Я  нашел  картошку.
    -Да?..  Это  уже  не  закрытие,  а  действительно  открытие!   И  много  ты  ее  нашел?
    -Так  много,  что  не  увидел  ее  конца.
    -Она   такая  длинная,  что  у  нее  есть  начало,  а  конца  не  видно.
    -Нет,  шеф,  да,  шеф…
    -Ушастый,  успокойся.  От  такого  открытия  и  я  чуток  разволновался,  но  будь,  собран  и  ответь  четко,    чтобы  мы  все  поняли,  что  ты  хочешь  сказать.
    -Я  нашел  огромную  поляну  сладкой,  сладкой  картошки.
    -Возле  леса?..
    -Да-а…
    -Это  не  поляна,  а  поле  картофельное,  да  и  к  тому  же  оно  колхозное.  Но,  как  я  помню,  там  росла  сахарная  свекла?
    -Нет,  шеф!  Где  я  был  - там  растет  сахарная  картошка.
    -Ну, не  такая  она  сейчас  и  сахарная,  какой  она  будет  осенью,  когда  поспеет.  Но  все  равно - ты  молодчина!   Это  надо  же,  ты  нашел  целое  поле  картошки!..  Это  значит,  что  осенью  и  зимой,  мы  будем  с  кормом!  Поздравляю  тебя  и  всех  нас  с  такой  вкусной  и  питательной  находкой!
    -Спасибо,  шеф!   Я  так  рад,  что  я  всех  накормил….  Фу-ты,  всех  обрадовал  своим  открытием.
    -А  еще  что  ты  нашел – увидел?
    -Еще   нашел  художника,  который  нарисовал  меня.
    -Не  понял.  Объясни  точнее  и  подробнее.
    -Он  бегал  по  поляне  и  врисовал  меня  в  картину.
    -Что-то  не  пойму.  Зачем  художнику  бегать  по  поляне?    За  тобой?  И  как   он  тебя  «врисовал»  в  картину?..
    -Ну,  он  там  бегал  себе,  бегал,  а  я  выбежал…
    -И  стал  бегать  за  художником,  и  он  тебя  «врисовал»  в  картину,  чтобы  ты  за  ним   не  бегал?  Так  тебя  понимать?
    -Нет,  совсем  не так.  Я  стоял  на  опушке  леса.
    -А  кто  бежал?  -  перебил  его  Чух.
    -И  он  бегал,  и  я  бежал…
    -Ушастый,  я  тебя  очень  прошу,  объясни  мне  очень  просто.  Было  же  у  тебя  все  просто?
    -Да,  шеф.  Я  выбежал  из  леса,  художник  рисовал  картину.  Увидел  меня  и  нарисовал.
    -Вот  сейчас  все  понятно.  А  то  бегал,  туда-сюда…
    -Да,  бегал!..
    -Прекратить!  Доложить,  что  еще  нашел- увидел?
    -Болото,  в  котором  купался.
    -И  поэтому  так  долго  молчал?
    -Нет,  я  заблудился.
    -Где?  В  болоте?..
    -Нет,  когда  вышел  из  него.
    -А  что  было  дальше?
    -А  дальше  я  снова  пошел.
    -Куда?  Обратно  в  болото?..
    -Нет,  от  болота,   к  кабаньей  тропе…
    -И?..
    -И  заблудился,  и  встретил  художника,  и  поляну  с  картошкой,  и  вышел  сейчас  к  озеру,  и  вызвал  вас  на  связь.-  Выпалил  одним  духом  Ушастый.
    -Понятно.  Так-так.… Все  стало  понятно.  Слушай  мою  команду:  у  тебя  еще  много  времени  до  ночи  и  давай  дуй  по  тропе!  Кстати,  где   ты  сейчас  находишься,  что  видишь  вокруг  себя,  обрисуй?
    -Вижу  воду.
    -Какую? 
    -Озерную,  наверное…
    -А  точнее?..
    -Точнее,  тропа  рядом,  значит  озерная.
    -Так,  дальше  что  видишь  запоминающегося?
    -Видел  орла,  который  сидел  на  дереве,  а  пока  я  с  вами  разговаривал,  он  куда-то  улетел.
    -У  орла  гнездо  большое?
    -Огромное!..
    -Все  верно.  Это  угодья  Орлана-белохвоста.  Он  нам  не  друг,  но  и  не  враг.  Он  питается  рыбой.  Так-так… Ты  на  правильном  пути!  Пока  не  стемнело,  по   кабаньей  тропе,  вперед!
    -Есть,  вперед!  -  весело  отозвался  поросенок.  И  щелкнув  переключателем  на  рации, помчался  по  тропе.
    Стадо  поросят  продолжило   лакомиться  старыми  желудями.
    Солнце  падало  вниз,  к  закату  светового  дня.   
    А  дальше?..  Это  уже  другая  глава.

Глава 21
    Вечерело.   До  отвала,  наевшись  желудей,  дедушка  Чух  привел  поросят  к  старому  дубу.  Поросята,  по  заведенному  порядку,  стали  приставать  к  нему  с  рассказом  очередной   истории.
   -Уже  поздновато,  а  вам  ребятки-поросятки,  надо  спать.  За  день  много  находились,  много  нажевались  и  мне,  и  вам  надо  отдохнуть.
   -Ну,  одну?   Ну,  хотя  бы  самую  коротенькую?..  Шеф,  пожалуйста,  расскажите?..
   -Ладно,  уговорили.  Расскажу  я  вам  историю  про  воду…
     Начну  с  того,  когда  наше  стадо  не  дошло  еще  до   этого  старого  дуба,  а  обессиленное  остановилось  на  желудевой  поляне.  Мы  там  сегодня  с  вами  были.
    Был  светлый вечер,  как  сейчас.  Мы  уже  успели  восстановить  свои  силы   сладкими  желудями.  Я,  как  сейчас  вижу,  ох,  сколько  было  желудей!  Они  лежали  сплошным  золотым  ковром!    Ну,   может  и  не  золотым,  но  сладким   ковром,  это точно!  Да…
    И  вот  мы  пошли  к  ручью  утолить   жажду.  То  ли  после  желудей,  то  ли  сама  по  себе  такая  была  вода,  но  она  всем  показалась   сладкой.   И  ее  все  с  большим  удовольствием  пили.   А,  напившись,  улеглись  спать   прямо  на   поляне,  среди  толстого  слоя  желудей.   Ох,  как   много  их  было  в  тот  год!      
    А  через  некоторое  время  один  поросенок  вскочил  и  начал  громко  хрюкать.  Кто  еще  не  уснул – обратил  на  это   внимание,  в  том  числе  и  я.  А  подсвинок,  похрюкав,  зачем-то  начал  бегать  по  спящим   кабанам!  Стадо  проснулось.  Но   не  как  обычно,  а  как-то  не  так.  Кто  начал  бродить  по  поляне,  кто  хрюкал,  кто-то  как  слепой  стукался   о  деревья  и  не  замечал  этого.   
    Я  забыл  вам  сказать,  что  я  устал   так,  что,  наевшись,  сразу  завалился  спать.  Потому,  что  стадо  вести  намного  труднее,  чем  просто  шагать  друг   за  другом.  Вожаку  всегда  бывает  труднее  всех. 
    Видя  такую  странную  картину,  я  растерялся.  Со  стадом  что-то  происходило  страшное  и  непонятное.  Надо  было  что-то  делать.  И  я  с  испуга,  ну,  не  очень  большого,  так  рявкнул   изо  всех  своих  сил,  что  они  услышали  меня.   Этого  мне  хватило  для  того,  чтобы  стадо  пошло  за  мной,  в  ночь,  наугад.
    И  пока  мы  шли,  со  многими  из  стада,  глупое  их  состояние  прошло. А  остальных  -  мы  держали  в  середине  стада,  чтобы  они  не  отставали  или  не  ушли  в  другую  сторону.  Так  и  пришли  к  старому  дубу. 
    Вот  почему  я  не   дал  вам  напиться  сегодня  там  из  ручья.  С  тех  пор  мы  не  пьем  ту  глупую  воду.
    И  вдруг  в  рации  дедушки   Чуха,  что-то  щелкнуло  и  зашипело.
    -Шеф,  вы  меня  слышите?  Шеф,  вы  меня  слышите?
    -Ушастый,  что  случилось?  Почему  ты  говоришь  шепотом,  и  вышел  на  связь  так  поздно?
    -Шеф,  понимаете,  я  чую  запах…
    -Волков?..
    -Нет,  ваш  запах.
    -Мой?..  Ушастый,  когда  бежал  по  тропе  ты  не  пил   из  ручьев  воду?
    -Нет,  шеф,  поэтому  и  голос  охрип.  От  беготни  все  в  горле  высохло,  как  дождик  в  лужице.
    -Но  как  ты  можешь  учуять  мой  запах?  И  что  ты  еще  чуешь?
    -Чую,  нет,  слышу  вас.
    -Что?  Меня?
    -Да,  вас.
    -Ты  где  находишься  -  обрисуй?
    -В  лесу,  на  старой  кабаньей  тропе.
    -Еще  что  ты   видишь?
    -Ничего,  уже  темно.
    -Тогда,  ложись  спать,  и  разберемся  завтра,  где ты  находишься,  и  куда  попал.
    -Шеф…  я…  наверное…   может  быть…  Одним  словом   я  сейчас!..
    И  рация  отключилась.  Все  молчали.  Молчали  долго,  потому,  что  ничего  никто  не  понимал.  Молчанку  нарушил  дедушка  Чух.
    -Ничего  не  понимаю.  Что  такое  могло  случиться  с  Ушастым?  Куда  он  влип?
    -Шеф,  я  никуда  не  влип!  Просто  старая  кабанья  тропа  закончилась!
    -Откуда  говорит  Ушастый?..
    -Из-за  вашей  спины.  Я  пришел!!!
    Поросята,  не  ожидавшие  такого  поворота  событий,  изумленно  смотрели  молча  на  Ушастого,  как  на  инопланетянина.
    Правда,  Ушастый  изменился  настолько,  насколько  может  измениться  поросенок  за  неделю  своего  отсутствия.
    -Ах,  ты  уже  вернулся?!..  – слеповато  щурясь  на  Ушастого,  в  конце-то  концов,  все  понял  дедушка  Чух.
    -Ну  и  спринтер!  Ну  и  бегун!   Такое  большое  расстояние,  а  так  быстро пробежал!  Да  ты  герой,  Ушастый!
    Проснувшаяся  кабаниха-мама  подбежала к  нему  и  крепко-крепко,  без  слов,  обняла  и,  при  всех  расцеловала  в  обе  раздувшиеся  от  удовольствия  щеки.
    К  кабанятам  вернулась  речь,  и  они  закричали  на  все  голоса:
    -Ура,  герою!.. Ура,  герою!..   Кто-то  крикнул: - Качать  его!
    Все  подбежали  к  Ушастому  и  стали  его  подбрасывать  вверх,  как  и  подобает  чествовать  настоящих  героев.
    Этот  вечер  нарушил  весь  распорядок,  заведенный  дедушкой  Чухом.  До  звезд  на  небе  -  поросята  шептались  с  Ушастым.
    Дедушка Чух,  не  мешал  им.  На  завтра  объявил  всем  выходной.  Так   закончила  свою  работу  школа  кабаньего  сыска  первой  ступени.
   А  что  было  дальше?  О!  Это  уже  другая  повесть.