Чух, Ушастый и другие. 4

Петр Кожевников 2
Глава  10
    -Шеф,  вызываю  на  связь?..  Шеф,  вы  меня  слышите?
    -Да,  и  очень  хорошо.  А  почему  ты  долго  молчал,  что-то  случилось?  Уже  вечер,  а  от  тебя  только  за  сегодня  один  доклад.
    -Понимаете,  шеф,  я  проголодался…
    -Поел  и  уснул,  – закончил  за  него  дедушка  Чух.
    -Да,  шеф.
    -Чтобы  не  терять  время,  нужно  кормится  ранним  утром,  когда  роса  на  траве,    тогда  еда  намного  слаще.  А  день  надо  использовать  для  обследования  старой  кабаньей  тропы.  Понял?
    -Да,  шеф.  Можно  задать  один  вопрос?
    -Да.
    -Шеф,  уже  вечер,  а  я  изрядно  за  вчерашний  день  прошел   и  мало  отдыхал,  и  мало  ел.
    -И  что  из  этого  выходит?
    -Из  этого  могу  выйти  я.
    -Интересно,  а  куда  ты  можешь  выйти?
    -Я  могу  выйти  из  сил.
    -Ушастый,  не  загадывай  мне  головоломки,  от  них   у меня  болит  голова,  а  высказывай  свою  мысль  коротко  и  понятно.
    -Шеф,  я  предлагаю  мне    дать  день  на  отдых.
    -Сегодняшний  или  завтрашний?
    -Точнее сказать,  эту  ночь  и  завтра  до  обеда.
    -О!  Это  уже  что-то  определенное  и  четкое.  И,  предположим,  я  разрешу  тебе  это  сделать,  чем  ты  там  будешь  заниматься?
    -Вчерашний  страх  не  дал  мне  отдохнуть,  и  я  эту  ночь  решил,  как  следует  выспаться.  А  во-вторых,  по  вашему,  шеф,  совету,  я  хочу  проснуться, пока  роса  не  высохла  и  поесть  так,  чтобы  мне  хватило  сил  на  сутки.
    -Слушай,  Ушастый,  ты  можешь  говорить  дельные  вещи  и  тогда  они  просты  и  очень  понятны.  Но  у  меня  есть  одно  опасение  за  тебя.
    -Что  я  все  время  могу  проспать?
    -Да…
    -Нет,  шеф,  не  смогу  я  столько   много   проспать.   Потому  что  голодный  поросенок  долго  не  проспит.   Это  раз.
    -А  у  тебя  есть  еще  и  два?
    -Да,  шеф.  Два,  это  то,  что  вы  думаете,  что  я  за  едой  забуду  о  задании?
    -Не  исключаю  и  это.
    -Нет, шеф,  я  просто  не  выключу  рацию,  и  вы  можете  вызывать меня  в  любое  время.
    -Логично.
    -У  меня  все.
    -Твои  слова  меня  убедили.  Считай,  что  я  тебе  разрешил  действовать  на  свое  усмотрение.  Но  обрисуй  обстановку,  где  ты  находишься?
    -На  тропе,  которая  заросла  мягкой  травой.
    -Да,  на  ней  давно  не  было  нашего  стада.  Дальше?
    -Дальше,  ели  и  сосны,  даже  неба  не  видно.
    -Место,  где  ты  находишься,  я  хорошо  помню.  Предлагаю  там  заночевать.  Сон  в  ельнике  придаст  тебе  силы.
    -Да,  шеф,  дышится  здесь  прекрасно!
    -И  когда  проснешься,  то  быстренько,  вместо  физзарядки,  пробегись  по  тропе,  и  когда  ельник  станет  редеть,  поверни  направо  с  тропы.
    -Шеф,  а  что,  разве  поставленная  вами  задача  изменяется?
    -Ушастый,  что  мне  не  нравится,  так  это  то,  что  ты  вечно  куда-то  торопишься  и  всегда  меня  перебиваешь  и  до  конца  не  выслушиваешь  мою  мысль.
    -Я  очень  внимательно  вас  слушаю.
    -Ушастый;  ты  снова  меня  перебил,  и  я  уже  позабыл,  что  хотел  тебе  сказать.  Что  же  я  тебе  хотел  сказать?
    -Что  я  перебил  вашу  мысль.
    -Да,  это  так,  но  это -  не  это.
    -Что  дышится  в  ельнике  прекрасно!
    -Да.  Но  и  это  не  главная  цель.
    -Что  мне  надо  свернуть  с  тропы…
    -Вот – вот.  Когда  поредеет  ельник,  сверни  направо,  там  когда-то  можно  было  не  дурно  пообедать.
    -О!  Спасибо,  шеф,  за  такую  вкусную  информацию!
    -Желаю  хорошего  отдыха  и  обеда.  А  мы  будем  ждать  от  тебя  дальнейшей  донесений.
    -О  моем  хорошем  отдыхе  и  обеде?
    -Ушастый,  отдых  и  обед  это  очень  серьезные  занятия.  Но у тебя задача      поставлена,  какая?
    -Обследовать  старую  кабанью  тропу.
    -Вот  и  будешь  об  этом  докладывать  в  первую  очередь,  во  вторую,  о  еде  и  отдыхе. Понятно?
    -Да,  шеф.
    -Сеанс  окончен.  Всего  доброго!
    -И  вам  также,  шеф.   
    В  этот  вечер  у  Ушастого  не  было,  почему-то,  вчерашнего  страха  перед  ночной  чернотой.  Может,  это  такой  веселый  и  добрый  воздух  был  в  ельнике,  а  может?..
    Ушастый  завалился  под  елью  с  улыбкой  и  уснул,  и  даже  во  сне  о  чем-то  весело  похрюкивал.  В  эту  ночь  его  сон  был  без  сновидений.    Так  закончился  вторник.

Глава  11
    Дедушка  Чух  переговорив  с  Ушастым,  разрешил  остальным  поросятам  немного  порезвиться,  так  как  вечер  незаметно  перешел  в   теплые  синие  сумерки, а  после  то-го готовиться  всем  ко  сну.
   Выдалось  теплое,  тихое  утро,  но  пасмурное.  Небо  закрыли  темные  тучи.
    Поросятам,  набегавшимся  с  утра  в  догонялки,  почему-то  расхотелось  играть  и  они, окружив  плотным  кольцом,  дедушку  Чуха,  стали  уговаривать  рассказать  им,  ка-кую  ни будь  еще  историю  из  его  долгой-предолгой  жизни.
    -Эх,  ребята,  историй  за  мою  жизнь  было  очень  много,  разве  их  сейчас  так  быст-ро  вспомнишь?..  Но  если  вы  все  так  настаиваете,  то  я  вам  расскажу  одну  историю.
    Давно  это  было,  очень  давно,  когда  ваша  мама  и  ваши  дяди,  еще  были  молодые.
    Тогда  я  был  вожаком  в  стаде,  но  не  такого  большого  как  сейчас,  а,  конечно,  чуть  меньше.
    Весна  выдалась  на  удивление  всех  кабанов  ранняя  и  теплая!  После  суровой  и  снежной  зимы,  кому  не  хочется  погреть  свои  задубевшие  бока?
    Мы  подбирали  вытаявшие  прошлогодние   желуди,  вырывали  сладкие  корешки  и  корни,  и  грелись  лежа  на  солнышке.
    Но,  наступило  лето,  да  такое,  что  от  жары  не было  никакого  спасу.
    Жара  загоняла  все  наше  стадо  в  хвойный  лес,  где  было  больше   прохлады.  Но  и  там  -  было  не  легче.  Комаров и  мошки  было  столько,  что  нельзя  было  и  хрюкнуть,  сразу  наполнялся  полный  рот  этих  кровососущих  паразитов.
    И  мне  пришлось  увести  наше  стадо  к  реке,  к  той  реке,  через  которую  я  так  давно  не  очень  удачно   переплывал,  догоняя  дедушку  Хрука.
    А  на  реке,  должны  вы  все  знать,  даже в  очень  жаркое  лето  -  прохладно  и  не  так  кусается  мошкара.
    Привести-то  к  прохладе  стадо  я  привел,  но  вся  беда,  что  там  не  было  кабаньей  еды.  Не  то  что  совсем  не  было,  была,  но  совсем  мало.
    Запасы  подкожного  жира  стали  убывать  очень  быстро  у  всех.  Что-то  надо  было  предпринять.  И  я  решился  на  тот  дальний  переход.  Идти  я  решил  в  места  своего  детства.
    Переплыв  реку,  мы  устремились  к  участку  леса,  где  было  много  речушек,  ручьев  и  много  еды.
    А  солнце,  будто  взбесилось!  Жарило  нещадно  и  хотя  бы  один  дождичек!..   Но,  слава  Богу,  и  нашим  ногам,  и  моему  чутью!
    Место,  где  прошло  мое  детство,  мало  чем  изменилось.  Других  кабанов  там  не  было,  еды  было  в  достатке,  а  речушка  давала  спасительную  прохладу  от  комаров,    мошек  и  жары.
    Первый  месяц  нам  хватило  еды  на  небольшом  участке  леса.  А  на  второй  месяц  пришлось  все  дальше  удаляться  от  бывшей  нашей  стоянки.  И  вот  однажды  вечером  один  из  молодых  кабанов  чуть  задержался с  приходом  на  стоянку.  А  когда  пришел,  он  рассказал,  что  не так  далеко  от  нас  стоят  палатки,  а  в  них  живут  дуристы.  И  у  этих   людей-дуристов  есть  такие  железные  звери – вездеходы,  которые  ревут  так,  как  не  ревет  все  наше  стадо   за  один  раз.  Но  и  это  было  не  все.  У  этих  людей-дуристов  есть  железные  палки-ружья,  из  которых  они  стреляют,  куда  попало.  И  еще он  рассказал,  что  из   палки-ружья   они  убили  просто  так  черного   дятла.
    Но  и  это  было  еще  не  все.  У  дуристов  были  такие  ящики,  из  которых  гремели  такие  крики,   шумы  и  ревы,   что  даже  у  самых  выносливых  кабанов  могли  запросто  полопаться  перепонки  в  ушах.
    Соседство  с  людьми-дуристами  вызвало  много  споров-разговоров  в  нашем  стаде.  Мы  так  долго  спорили,  что  не  заметили,  как  наступило  утро.  Все  ждали  моего  решения.  И я  его   принял.
    Я  решил  спустится  южнее  от  этих  дуристов.  Переход  был  коротким,  не   утоми-тельным  и  удачным.   Удачным  в  том  смысле,  что  новое  место  было  богато  едой.   А  еда  для  кабана - это  жизнь!
    И  вот,  не  помню,  на  какой  неделе,  не  то  на  второй,  не то  на  третьей.…  Но  не  это  главное,  главное  то,  что  к  вечеру  какого-то  дня  запахло  горелым  лесом.
    Этот  запах  окутал  все  стадо  страхом.  Но  я  постарался  всех  успокоить,  мол,  быва-ет  такое,  дуристы  разжигают  слишком  большой  костер   и  дым  расстилается  на  большие  расстояния.  Мои  слова  успокоили  стадо,  а   так  как  наступала  ночь  -   мы  улеглись  спать  пораньше.
    Но  не  успели  еще  все  кабанята,  как  следует  задремать,  как  едкий  дым  начал   душить  наши  глотки.  Все  чихали,  хрипели,  хрюкали  и  начали  беспорядочно  метать-ся  в  темноте  по  поляне. Нужно  было  уходить  из  этого  опасного  района.  И  мы  рва-нулись  всем  стадом  в  ночь,  сквозь  дым  и  заросли,  спрямляя  расстояние  к  своей  старой  стоянке,  которая  была  за  рекой.
    А  дым  с  каждой  минутой  густел  и  густел.   Мы  начали  искать  выход  из  этого  положения  и  заблудились.  Потому  что  дым  нас  душил  в  темноте  своей  горькой  и  жаркой  лапой.  И  вдруг  мы  наткнулись  на  болото.  И  стали  его  переходить.  И  чем  дальше  углублялись  в  это  болото,  тем   меньше  становилось  дыма,   и  было   легче  дышать,  но  все  труднее  и  труднее  было  идти.
    Болото  было  топким и  глубоким.  И  вот  уже  два  ведущих   кабана  поглотила  эта вязкая  трясина.  Потом  из  жижи  не  выбралась  кабаниха,  пришедший   ей  на  помощь  молодой  кабанчик   утоп  сам.  А  потом  еще  и  еще…
    Самое  странное  в  том,  что  ни  я,  ни   кто-то  другой  не  мог   помочь  своему  сородичу.  Тропа  по   этому  болоту,  где  можно  было  пройти,  была   узкая.  Со  всех   сторон  нас  обступала  темнота  и  смертельное  болото.
    И  снова,  как  и  при  первом  рассказе,  у  многих  кабанят,  слушающих  дедушку  Чуха,  текли  из  глаз  слезы.  Текли,  как  чистая  вода,  которая  скатывается  по  листьям  во  время  майского  дождя.
    -Дорогие  мои  ученики!   Вы  никогда  не  станете  настоящими  кабанами,  если не  научитесь  принимать  окружающую  нас  действительность  с  истинно  кабаньей  смелостью  и  стойкостью!   Настоящие  кабаны,  запомните, никогда,  никогда  не   плачут.
    Устыдившись,  слов  дедушки  Чуха,  кабанята  быстренько  смахнули  со  своих  мордашек  слезинки.
    -А  что  было  дальше?  -  спросил  кто-то  из  поросят.
    -А  дальше,  когда  утром  пошел  мелкий  дождик,  как  вот  сейчас,  мы  вышли  к  реке.  Перейдя  ее,  мы  знакомым  маршрутом  пришли  к  этому старому  дубу.
    -А  что  было  с  теми  местами,  из  которых  ушло  наше  стадо? - Задал  свой  вопрос  все  время  молчащий  Толстячок.
    -О!  Чуть  позже  я  был  в  тех  местах.  Там  весь  лес  выгорел  до  единого  пенечка.  И  все  это  натворили  люди-дуристы.  Так, что  дорогие  мои  ученики,  будьте  бдительны  и  осторожны,  и  обходите  подальше   их.  Запомните,  враги  леса  и  наши  враги!
    Вот  такая  была  эта  история.
    Ох,  что  это  я   с  вами  так  долго  болтаю!  Время  обеда,  а  мы  с  вами  все  сидим  за  партами.  Ну-ка  быстренько  всем  приниматься  за  подкрепление  своих  желудков! 
      Поросята,  разомлевшие  от  рассказа  дедушки  Чуха,  медленно  разбрелись  по  лесу,  вблизи  поляны,  в  поисках  еды.
  А  в  это  время…

Глава  12
    Ушастый  проснулся  от  того,  что  в  лесу  было  прохладно.  Утренняя  сырость  говорила,  что  солнце,  где-то  там  за  горами  начинает  свой  дневной  разбег.
    Резво  вскочив  на  все  четыре  ноги,  поросенок,  передернул  свою  колючую  одежду,  и  увидел,  как  сказочно  блестела  на  траве  роса!  Это  был  неведомый  ему,  до  сей  поры  мир.  В  одной  капле  отражались  деревья,  небо  и  его  мордашка!  И  все  это  пе-реливалось  перламутром!
    -Вот  оно,  какое  бывает  утро!  Какая  крупная  на  траве  роса! -  Произнес  вслух  поросенок.  – Наверное,  я  нашел  счастье!  Эх,  найти  бы  еще  где-нибудь  и  поесть?!
    И  побежал  трусцой  по  тропе.  Согревшись  легким  бегом,  на  душе  его  потеплело,  как  и  во  всем  теле  тоже,  но  и  есть  захотелось  больше.  Вскоре  лес  начал  редеть  и  на  тропе  стало  совсем,  совсем  светло,  как  бывает  ранним  летним  утром.
    А  день  грозился  из  низких  туч  дождем.  Но  разве  может  испугать  летний  дождь  молодого  смелого  кабаненка?  Конечно,  нет!
    Следуя  совету  своего  шефа,  Ушастый  пробежав  еще  немножко,  свернул  направо  и  вбежал,  прямо  неожиданно  так  вбежал,  в  дубовую  рощу.
    А  что  делают  кабаны  в  дубняке?  Правильно,  ищут  желуди!  С  чавканьем  и  присвистом  Ушастый  своим  острым  рыльцем  расшвыривал  старые  листья  и,  находя,  поедал  желуди.  Ох,  и  сладкие  были  желуди!  Он  их  так  долго  ел,  что  забыл  о  времени  обеденного  сеанса  связи  с  дедушкой  Чухом.
    И  даже  наевшись,  не  вспомнил.  А,  выйдя  из  дубняка  к  тропе,  улегся  вблизи  ее  и  уснул.
    Спалось  ему  так  сладко  и  крепко,  что  его  только  смог  разбудить  вечерний  дождичек,  который  щекотал  у  него  в  левом  ухе,  по  шее  и  левому  боку,   включая  весь  его  хвостик.  Поросенок  проснулся.  И…
   Стыд  за  безоглядный   промах  заставил  его  вскочить  и  бежать  вперед  по  тропе.  Зачем?  А  затем,   что  он  со  вчерашнего  вечера  продвинулся  на  такое  расстояние,  которого  хватило  найти  еду  и  поспать.  А  путь  предстоял  еще  длинный!  И  он  ничего,  не  замечая,  бежал  вперед.
    И  вдруг,  боковым  зрением,  слева,  за  кустарником,  на  березе  он  увидел...  Он  остановился,  как  вкопанный!    ОНИ  были  острые,  широкие   и  были  одни…
    Поросенок  включил  рацию:
    -Шеф,  шеф,  вы  меня  слышите?  Шеф,  вы  меня  слышите?  Шеф?
    -Да,  слышу  Ушастый  тебя  хорошо.  Даже  дождичек  не  мешает  нашему  с  тобой  разговору.
    -Но  у  меня,  шеф,  кроме  дождика  еще  и  опасность!
    -Это,  наверное,  от  переедания  желудей  или  ночного  страха.  Что  проспал  обеденный  сеанс  связи?
    -Да,  шеф.  Нет,  шеф.  У  меня,  передо  мной,  впереди меня…  -  почти  шептал  поросенок.
    - Ушастый, ты,  почему  перешел  на  шепот,  а?  Что  у  тебя  стряслось?  Обрисуй!
    -В  том-то  все  и  дело,  шеф,  что  ОНИ  не  трясутся,   а  настороженно  направлены  в  мою  сторону.
    -Кто  это  ОНИ?  Что  встретил  не  одно,  а  несколько  озер?  Так  и  говори - вижу  озера.
    -Нет,  шеф,  это  не  озера.  Это…  бега,  нет  нога,  тьфу,  это  луга… Шеф!!!
    -Ушастый,  ты,   наверное,  объелся  и  говоришь  всякую  чепуху!..
    -Нет,  шеф,  чепуху  я  еще  не  встречал.  А  вот  передо  мной - ОНИ!  ОНИ  большие,  острые,  без  него,  направлены  на  меня,  я - погиб!..
    -Спокойно  Ушастый!  Обрисуй,  что ты  видишь?  Обрисуй  коротко  и  ясно.  Кто  это  ОНИ  и  на  кого  ОНИ  похожи?
    -Похожи  на…  большие  дубовые  ветки.
    -Все  ясно.  Спокойно!  Их  два?
    -Да,  шеф.  И  очень  большие.
    -Это  лось,  а  на  его  голове  рога.
    -Шеф,  от  того  и  страшно  и  странно,  что  ОНИ,  т.е.,  рога,  убежали  от  своего  хозяина.
    -Такого  не  может  быть!  Ты  что  видел,  как  рога  сами  бежали  без  лося  по  лесу? 
    -Нет,  я  ничего  за  кустарником  не  вижу.
    -Ушастый,  или  ты  заболел  и  запутал  меня  окончательно  своим докладом,  или…
    -Нет,  шеф,  я  здоров,  а  запутали  меня,  а  я  вас,  ОНИ.
    -Это,  похоже,  рога.  Фу-у!..  Одно  мы  с  тобой  выяснили.  Если  ты  еще  до   сих  пор  жив  -  значит,  ОНИ  тебя  не  тронут.  А  где  стоит  лось?  Ты  видишь  его?
    -Нет, шеф.  ОНИ  без  лося.
    -А  куда  делся  лось?
    -Может,  спрятался  или  ОНИ  убежали  от  него.
    -От  кого,  кто  убежал?
    -Рога  от  своего  хозяина.
    -Ушастый,  ты  своим  докладом  укорачиваешь  мои  мысли.
    -Я  их  не  вижу,  шеф.
    -Кого  ты   еще  там не  видишь?
    -Ваши  мысли,  шеф.  Я  вижу  только  рога,  которые  убежали  от  своего  хозяина.
    -Честное  кабанье  слово,  ты  сведешь  меня  с  ума.  Прекрати  трусить   и  ответь  мне, ты  видишь  одни  лосиные  рога?  Да  или  нет?  Они  лежат  на  кабаньей  тропе?
    -Да  шеф,  и  нет.
    -От  страха  ты  опять  начинаешь  меня  пугать.  Ушастый!  Доложить  коротко!
    -Есть,  доложить  коротко!  Да,  шеф,  это  рога.  Нет,  шеф,  рога  не  лежат,  а  висят  на 
березе.
    -И  лось  висит?
    -Его  нет.
    -Ты  его  за  кустами  не  видишь  или  его  нет?
    -За  кустами  я  вообще  никого  и  ничего  не  вижу,  но  это  не  самое  главное.
    -А  что  тогда  еще  главнее  главного?..
    -То,  что  рога  запрыгнули  на  березу  так  высоко  от  своего  хозяина,  что  если  бы  он  и  хотел,  то  не  допрыгнет.  Так  они  высоко  запрыгнули  на  березу.
    -Фу-у!..  Я  устал  от  твоего  доклада  так,  как  не  уставал  в  войне  с  волками!   Слушай  меня  внимательно.  Ты  из  ничего  устроил  и  для  себя,  и  для  меня  трагедию,  а  трагедии  никакой  нет!  Нет  ее!  Понял,  Ушастый?
    -Так  точно,  шеф.  Трагедии  нет,  а  есть  лосиные  рога…
    -Рога  лосинные  есть,  они  висят  на   березе,  а  лося  нет.    Так?
    -Так.
    -Слушай  и  запоминай.  Весной  лоси  сбрасывают  свои  рога  и  у  них  вырастают  но-вые.  Так  придумала  это  делать  для  лосей  природа.  А  происходило  это  действо  зи-мой.  Тогда  в  лесу  еще  было  очень  много  снега,  и  лось  зацепился  рогами  за  березу  и  оставил  их  в  развилке.  Снег  растаял,  а  рога  так  и  висят  высоко  на  березе.  А  хо-зяин  гуляет  где-то  в  новых  местах.  Понял?
    -Так  точно,  шеф!  А  я  думал…
    -Ушастый,  когда  ты  перестанешь  бояться?
    -Шеф,  я,  уже,  не  боюсь.…Да,  я  уже  не  боюсь!
    -Хорошо.  Ты  так  заморочил  лосиными  рогами  мне  голову,  что  я  не  успел  тебя  отругать  за  задержку  доклада.  Доложи,  насколько  далеко  ты  продвинулся  по  старой  кабаньей  тропе?
    -Настолько, пока  не  стало  темнеть.
    -Ох,  Ушастый,  Ушастый.… Ну,  да  ладно,  твои  страхи  идут  от  твоей  неопытности.  И  я  их  тебе  прощаю.  Но  будь  смелым!  Смелый  кабан  -  это  твоя  победа!  Понял?
    -Ага!  А  далеко   надо  бежать  за  этой  победой,  шеф?
    -До  конца  старой  тропы.
    -Значить  мне  надо  бежать  сейчас  обратно  к  вам?..
    -Ушастый,  с  тобой,  в  разговоре  нельзя  отвлечься,  ты  все  тут  же  переиначиваешь  по-своему.  Слушай  и  запоминай.
    -Да,  шеф.
    -Что,  да?
    -Я  вас  слушаю  и  запоминаю.
    -Ушастый,  мы  с  тобой  договорились  до  того,  что  я  ничего  не  вижу,  уже  ночь.  И  лучше  давай  оставим  все,  как  есть  до  утра.  Ложись  спать.  Утром  я  дам  тебе  указания.  Все  понял?
    -Да,  шеф.  Мне  надо  лечь спать,  а  утром  вы  дадите  ценное  указание.
    -Сеанс  окончен.  Спокойной  ночи.
    -Спокойной  ночи,   шеф.
    А  над  лесом,  и  в  районе  старого  дуба,  и  в  районе  лосиных  рогов  плыла  по  не-босводу  ярко-желтая  красавица  луна.  Она  бесшумно  заливала  своим  светом  все  еще  видимые  для  поросенка  лосиные  рога.  Они  его  уже  не  пугали.  Завтра  его  ждали  новые  встречи  и  новые  приключения  на  старой  кабаньей  тропе.  Но  об  этом  в  сле-дующей  главе.