Рождение идеи самолёта чистого неба

Александр Правдин
Когда закончилась Первая мировая война  и  колониальные державы поделив мир, начали своё привычное существование с новыми колониями, им казалось, что новой «войны на весь мир» уже не будет. Вооружённые силы этих стран перенацелились на удержание власти в своих колониях.  Для подавления восстаний в своих колониях колониальные державы стали выпускать самолёты рассчитанные лишь на борьбу с противником не имеющим авиации. Эти самолёты строили для уничтожения отрядов  восставших. Эти самолёты сочетали в себе функции транспортных самолётов и бомбардировщиков. Но страны проигравшие Первую мировую войну готовились  к новому переделу мира. И идея самолёта чистого неба им понравилась правда использовать эти самолёты они планировали чуть-чуть иначе.

Ниже приведёны отрывки из текста моей книги «Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции». Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве «Бригантина». Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текста допустимо с использованием ссылки на источник.

Сама идея «самолета чистого неба» родилась в 20-е годы в Великобритании. Такие самолёты  стали выпускать для борьбы с повстанцами в колониях. Эти самолеты могли перевозить солдат, бомбить отряды повстанцев и высаживать в их тылу десант посадочным способом. Эти самолеты строились в расчете на то, что у повстанцев нет ни авиации, ни сильных средств ПВО. Поэтому эти самолеты не имели сильного защитного вооружения и качественного бронирования. Габариты самолетов были велики, иначе было нельзя, ведь самолет должен был перевозить группу солдат в полном вооружении. Большие габариты могли бы выйти боком этим самолётам в боях с противником,  имеющим сильные средства ПВО, но против такого противника их применять не собирались. Эти самолеты имели как минимум два двигателя, но больших скоростей не развивали. Спешить им было некуда. В воздухе за ними не гонялись истребители врага. А конники повстанцев все равно не уйдут даже от самого тихого самолета. После англичан такие же самолеты стали строить французы и итальянцы для борьбы с повстанцами в своих колониях.
Самолеты этого типа продолжали строить в 30-е годы, некоторые из них даже приняли участие в боях Второй мировой войны. Конечно, без особого успеха. Например, английский двухмоторный самолет «Бомбей», впервые поднявшийся в воздух в 1935 году, использовался в основном как транспортный самолет. И лишь изредка применялся как бомбардировщик. Его двигатели, мощностью по 1010л.с. позволяли ему развивать скорость 309км/ч. Он мог принимать на борт 24 десантника или нести 900кг бомб на внешней подвеске. Его практический потолок – 7620м. Максимальная дальность полета – 3560км. Для самообороны «Бомбей» имел один 7,7мм пулемет в носовой турели и один 7,7мм в хвостовой турели.
Идея «самолета чистого неба» жива и поныне. Её воплощением является американский самолет F-117 «Стелс». Очень удобный самолет против «банановых республик». «Стелс» сделан таким образом, чтобы быть невидимым для средств обнаружения сил ПВО. Однако, из-за этого он не может развить высокой, по современным меркам, скорости. Из-за этого он сам является легкой добычей для истребителей противника. Американцам удается его применять почти безнаказанно (два сбитых «Стелса» при 1,5 тыс. боевых вылетах) только против таких противников, у которых нет современных истребителей. В войне с развитым государством «Стелсы» обречены на неудачи и большие потери. Принципиальное отличие Стелса от Су-2, Ju-87, «Накадзимы» B-5N заключается в том, что «Стелс» очень дорогой самолет, при строительстве которого были использованы все самые последние достижения науки. Для сбережения жизни собственных летчиков, американцы денег не жалеют. А при войне с развитым государством применять «Стелсы» просто не будут. По крайней мере, до тех пор, пока полностью не подавят авиацию своего противника.
В СССР ударные «самолеты чистого неба» создавались таким образом, чтобы их стоимость при производстве была минимальной. Су-2 строили против стран Европы, а против «третьих стран» создали штурмовик «Пегас». «В 1943 году конструктор Дмитрий Томашевич выдал давно начатый, но из-за германского нападения и эвакуации, поздно завершенный штурмовик «Пегас»: два двигателя, по 140л.с. каждый. Скорость у земли – 172км/ч. на высоте – и того меньше. Летчик один. Самолет не имел ни стрелка, ни оборонительного вооружения. Самолет строился из неавиационных материалов: фанера строительная, сосновые брусья, кровельное железо, танковая броневая сталь. Контуры самолета образовывали только прямые линии. Простота и дешевизна – в самом последнем пределе. Самолет могла строить любая мебельная фабрика. Причем массой. Потоком. При этом «Пегас» нес две 23-мм автоматические пушки, крупнокалиберный пулемет и 500-кг бомбу. Летчик был прикрыт броней, защищавшей его от пуль крупнокалиберных пулеметов и даже от 20-мм снарядов. Броней были прикрыты бензобаки и другие, жизненно важные узлы. Бензобаки, в случае необходимости, сбрасывались. Огневая мощь и надежная защита от огня с земли, делали этот, поистине самый дешевый и простой из всех самолетов, грозным противником». (Виктор Суворов «День «М» стр. 181-182). Время «Пегаса» не наступило и он просто не смог себя проявить.
Советские самолеты, построенные в предвоенный период, были рассчитаны на собственное внезапное нападение, а не на чужое. Именно поэтому, они так плохо себя проявили в начальный период Великой Отечественной войны, а вовсе не из-за ошибок конструкторов и плохого обучения пилотов.







Лучше всего советская военно-воздушная доктрина была выражена в ближнем бомбардировщике Су-2. Внешне СУ-2 был похож на истребитель. Для защиты верхней задней полусферы он имел пулемет, калибром 7,62мм в закрытой задней турели. Экипаж и важнейшие узлы на Су-2 были прикрыты броневыми плитами лишь снизу и с бортов. Спереди от пуль экипаж был прикрыт двигателем воздушного охлаждения. Мощность двигателя – 1000л.с. Максимальная скорость Су-2 – 460км/ч. Облегченный вариант самолета без наружных подвесок развивал скорость до 512 км/ч. Максимальная скорость Су-2 с бомбовой нагрузкой у земли  составляла всего 370км/ч. Самолет мог нести 400 кг бомб в бомбаотсеке и 500 кг бомб на внешней подвеске. Су-2 имел четыре 7,62-мм пулемета в крыльях, для стрельбы вперед. Еще один 7,62-мм пулемет располагался в нижнем люке. Су-2 мог использовать ракеты РС—82 и РС-132. Впоследствии планировали установить на Су-2 мотор М-90, мощностью 2100л.с. Это позволило бы ему  развивать скорость до 540км/ч. Но М-90 не вышел из опытной стадии.
Во внезапном нападении, Су-2 был бы страшным противником. Он мог выполнять функции и бомбардировщика и штурмовика. Прямо по курсу он мог вести огонь из четырех пулеметов. Каждый из пулемётов способен был сделать 4000 выстрелов в минуту. Кроме пулеметов он мог использовать ракеты, калибром 82 и 132мм. Су-2 не имел рекордных характеристик по дальности, скорости и высоте. Его практический потолок составлял 9500 метров. Дальность полета – 1210 км. Главными его достоинствами были простота конструкции и легкость в управлении. Первое позволяло советской экономике с легкостью развернуть массовое производство Су-2. Второе позволяло доверить управление самолетом летчику-курсанту после нескольких месяцев подготовки.
Су-2 планировали использовать, как и все советские самолеты, во внезапном нападении на спящего врага. В таком нападении не нужны рекордная скорость, рекордная дальность, рекордная мощность вооружения и рекордный потолок. Бомбардировщики Су-2 должны были в плотных строях, большими группами, нанести удары по аэродромам противника в первые минуты войны, а уже после приняться за остальные цели. Действовать они должны были на небольшой высоте. С неё не часто промахнешься, поэтому на Су-2 мог летать летчик невысокой квалификации. Даже если такой летчик промахнется, его промах исправят многочисленные товарищи по группе. Это тот самый случай, когда готовились воевать именно числом, а не уменьем.
В экипаже обычного тактического бомбардировщика три человека: пилот, штурман и стрелок. На Су-2 обязанности штурмана и стрелка совмещал один человек. Поэтому в экипаже Су-2 было всего два человека. В обычной войне каждый бомбардировщик прикрывается истребителем. На истребителе один авиатор и на бомбардировщике три. На их подготовку тратили по три-четыре года. В СССР предпочли подготовить четырех авиаторов на два бомбардировщика Су-2 за три-четыре месяца. Такая вот стратегия, может быть, и оправдала бы себя, если бы удалось напасть внезапно? Но Гитлер не позволил этого сделать. Естественно, что советские летчики с трехмесячной подготовкой вести воздушный бой не умели и  в боях с немецкими асами гибли пачками.
При лобовом столкновении с истребителем врага Су-2 мог пустить в ход пулеметы и ракеты. А вот если враг нападал на него с любой другой стороны, Су-2 мог использовать только один пулемет винтовочного калибра. Против него германский истребитель мог применить пушки, калибром 20 мм и пулеметы разного калибра. Дело усугублялось еще и тем, что важнейшие узлы на Су-2 не прикрывались бронеплитами от огня сверху. Все это делало Су-2 легкой добычей для немецких асов.
Перед нападением Гитлера у Сталина было более 800 Су-2. В предвоенных конфликтах их не применяли. Боялись рассекретить. Поэтому в первые дни войны наши летчики и зенитчики часто принимали Су-2 за фашистский самолет (советское военное руководство скрывало наличие этого самолета в нашей авиации даже от своих лётчиков) со всеми вытекающими из этого последствиями. Некоторое время после начала войны бомбардировщики СУ-2 продолжали выпускать. Их безуспешно пытались приспособить к нежданной войне, а потом производство Су-2 свернули.
Естественно, что после войны коммунистическая пропаганда не могла заявить, что Су-2 был спроектирован для внезапного нападения на соседей. Его неудачи в Великой Отечественной войне объяснили ошибками в проектировании самолета. В действительности, Су-2 просто не повезло – не началась та война, к которой его готовили. Су-2 был хорошим самолетом лишь для внезапного нападения, в любой другой ситуации все его плюсы обращались в минусы.
Германская авиация, как и советская, тоже готовилась к блицкригу. Поэтому германские конструкторы сделали схожий с Су-2 самолет. Это был легкий тактический бомбардировщик Юнкерс-87 (Ju-87). Экипаж на Ju-87 тоже состоял из двух человек. Ju-87 В-1, при собственном весе 2700кг и моторе мощностью в 1200 л.с., развивал максимальную скорость 383 км/ч и поднимал в небо 500 кг бомб на внешней подвеске. Напомню, что Су-2, при массе 3000 кг и моторе мощностью в 1000 л.с. развивал скорость 460 км/ч и поднимал в небо 900 кг бомб.
Для стрельбы вперед Ju-87 имел всего два пулемета калибром 7,92. еще один пулемет располагался в торце задней части кабины. Никакой турельной установки у него не было ни на первой модели, ни на последующих. Из-за этого задний пулемет имел крайне ограниченный сектор обстрела. Этот недостаток можно было легко устранить, установив  турельную установку в заднюю часть пилотской кабины. Однако никто этого не сделал, даже тогда когда Ju-87 пытались приспособить к обычной войне, изготавливая на его базе различные новые модели  бомбардировщиков
Бомбардировщики Су-2 могли при помощи турели вести огонь вправо и влево от себя, отражая нападение с боков. Эта небольшая деталь резко повышала оборонительные способности самолета. Еще больше пользы она приносила при действиях в группе. Эти турели позволяли бомбардировщикам Су-2 прикрывать друг друга огнем от нападения с различных сторон. Учитывая то, что Су-2, кроме этого имели еще один пулемет в нижнем люке, следует признать, что оборонительные способности у Су-2 были намного выше, чем у Ju-87. Кроме этого, Су-2 имел большую бомбовую нагрузку, мог использовать ракеты, и имел вдвое больше, чем Ju-87  пулеметов для стрельбы вперед. Однако Су-2 не смог прославиться, хотя и был  намного лучше Ju-87.
А вот Юнкерсу-87 повезло. У него было несколько удачных кампаний. Первая в Польше, в 1939 году. Тут немцам удалось внезапно напасть. Первым делом германские Ju-87, вместе с другими фашистскими самолетами, разгромили польские аэродромы. После этого, они действовали в чистом небе. Здесь успеху содействовало ещё и то обстоятельство, что авиация Польши была немногочисленной и состояла из устаревших машин. В апреле 1940 года триумф Ju-87 повторился в небе Норвегии, тут сыграл свою роль и тот фактор, что сопротивляться особо было некому. В мае 1940 года блистательная победа, благодаря внезапности нападения, в небе над Францией, Бельгией и Голландией. А вот на Британию не удалось напасть внезапно. Для этого здесь не было условий. Потери среди  Ju-87 были столь велики, что их перестали применять против британцев. Весной 1941 года удачное нападение на Югославию и Грецию. Здесь Ju-87  опять сопутствовал успех благодаря внезапному удару. В мае немцы нанесли удар по Криту. Его защищали английские войска, но здесь нападение получилось внезапным и Ju-87 снова прославились. А в июне 1941, сверхудачное нападение на СССР. Удача сопутствовала Ju-87 на Восточном фронте, но только до тех пор, пока советская авиация не оправилась от внезапного нападения. Как только это произошло, звезда удачи для Ju-87 закатилась. Они начали нести большие потери. Их пытались модернизировать. Впечатления от их успехов вселяли надежду на то, что их удастся приспособить для использования в обычной войне. На Ju-87 увеличивали бомбовую нагрузку (до 1800кг), ставили более сильные моторы, устанавливали пушки. Например, на  модель Ju-87G установили два контейнера с 37-мм пушками. Эту модель  использовали для борьбы с танками противника. На этой модели, в задней части кабины, установили спаренный пулемет калибром 7,92. однако, все эти меры уже не могли спасти Ju-87 от больших потерь и неудач на фронте. В условиях обычной войны этот самолет был легкой мишенью для истребителей противника. Например, советский летчик, лейтенант А. Гороховец, в одном бою сбил сразу девять Ju-87, установив, таким образом, мировой рекорд. Очень скоро производство Ju-87 свернули. Всего же было построено 5700 самолетов Ju-87 различных модификаций.
Хотя в целом Ju-87 уступал Су-2 по своим боевым возможностям, следует упомянуть про то, что Ju-87 был пикирующим бомбардировщиком. А пикирование само по себе позволяет сбрасывать бомбы с большей точностью. Пикирующим бомбардировщиком может управлять только специально подготовленный пилот, после длительного курса подготовки. Более точное бомбометание на войне позволяет уменьшить расход бомб на поражение целей. В сравнении Ju-87 с Су-2 просматривается разница в военных доктринах Германии и СССР. Германия не готовилась к такому массовому производству самолетов, как Советский Союз. В Германии предпочитали, более качественно подготовить меньшее количество пилотов. Небольшие  людские и материальные ресурсы Германии  не позволяли немцам идти тем путем, каким пошли в СССР.
Что касается японских самолетов, то почти любой из них являлся аналогом советского Су-2 или немецкого Ju-87 (конечно, речь не идет об истребителях, тяжелых и дальних бомбардировщиках). Основными самолетами японской палубной ударной авиации были «Аити» D-3А и «Накадзима» B-5N.
Двухместный пикирующий бомбардировщик «Аити» D-3А, с двигателем мощностью 1300л.с. развивал максимальную скорость 430 км/ч. Он мог нести бомбовую нагрузку всего в 250 кг (по другим данным – 370 кг). Вес пустого самолета – 2570 кг. Практический потолок – 10500 м. Дальность полета – 1350 км. «Аити» D-3А имел три пулемета калибром 7,7мм: два спаренных для стрельбы вперед в верхней части фюзеляжа и один в задней части кабины экипажа. Первый полет этого самолета состоялся в январе 1938 года. Так что для 1941 года он был вполне современным самолетом.
Другой основной самолет японской палубной ударной авиации был «Накадзима» B-5N. Мощность его двигателя была еще меньше, чем у «Аити» - 1000л.с.  Максимальная скорость была еще ниже – всего 378км/ч. Практический потолок – 8260м. Дальность полета – 2300км. Вес пустого самолета 2279кг. Для самообороны он имел только один пулемет в задней части кабины. «Накадзима» B-5N в роли торпедоносца нес торпеду весом 800кг. В роли бомбардировщика – 800кг бомб. Первый полет прототипа этого самолета состоялся в январе 1937 года. Для 1941 года он оставался вполне современным самолетом.
Эти два самолета «Аити» D-3А и «Накадзима» B-5N прославили себя при налете на Перл-Харбор высокой точностью бомбометания. На тот момент они составляли основу  японской ударной палубной авиации. По сути дела «Аити» D-3А были двумя ее составляющими.
«В 7 часов 55 минут был совершен первый налет на остров, бомбовые удары обрушились на корабли и аэродромы. Из 202 американских самолетов только 52 удалось подняться в воздух, остальные были уничтожены на земле. Второй воздушный налет причинил новые повреждения военным кораблям, и только третий налет удалось отразить. Из восьми линкоров пять затонули, три были сильно повреждены. В целом, американцы потеряли 19 военных кораблей. Очень тяжелыми  были потери в людях: 2117 убитыми, почти 1300 ранеными и 960 пропавшими без вести». («История Второй мировой войны» Курт Типпельскирх стр.290).
«Аити» D-3А и «Накадзима» B-5N сбрасывали свой смертоносный груз с небольшой высоты при невысокой скорости, поэтому  промахивались редко. После славной победы в Перл-Харборе они больше ничем не прославились. Когда началась обычная война, без ударов по спящему противнику, они понесли большие потери от вражеских истребителей. Производство этих самолетов еще продолжили некоторое время, а потом его прекратили.
Трехместный палубный и базовый торпедоносец и бомбардировщик B-6N продолжил концепцию, заложенную в  B-5N. Он был оснащен более мощным двигателем в 1830л.с. B-6N развивал скорость 481км/ч. Практический потолок составлял 9040м. Дальность – 3050км. Вес пустого самолета – 3010кг. B-6N мог нести бомбовую нагрузку в 800кг или 1 торпеду такого же веса на внешней подвеске. Для самозащиты B-6N имел лишь один 7,7мм пулемет в люке под фюзеляжем. Первый прототип B-6N поднялся в воздух в начале 1941 года. Первые серийные самолеты стали поступать в действующие части в конце 1943 года. Они уже не могли прославиться, так как шла обычная война, а B-6N были созданы для внезапного удара.
Японский гидросамолет Е-13А «Джейк» для самообороны тоже имел всего лишь один пулемет калибром 7,7мм в задней части кабины. Первый прототип этой машины поднялся в воздух в 1939 году. А первая серийная модель поступила на вооружение в 1941-м году. То есть для начального периода II Мировой войны это был современный самолет. А как слабо он вооружен!!! Первоначально Е-13А строили как разведчик. В экипаже было три человека. Вес самолета 2642кг. Максимальная скорость – 375км/ч. Мощность двигателя – 1080л.с. Позже появилась двухместная учебная модель Е-13А1-К. Модификации Е-13Аа и Е-13Аb использовались в роли морских штурмовиков и получили 20-мм поворотную пушку под фюзеляжем, лишившись 7,7мм пулемета в кабине. Е-13А мог нести 250кг бомб на внешней подвеске. Дальность полета составляла 2090км. Практический потолок – 8730м. это вполне современный, низкоскоростной легкий тактический гидросамолет, с небольшой ударной мощью, и минимальными оборонительными способностями. Было вполне логичным, строить такой самолет в расчете использовать его при собственном внезапном нападении.
Японский двухместный штурмовик Ki-30 «Энн» тоже удивительным образом был похож на своих собратьев Су-2 и Ju-87. Вес пустого Ki-30 – 2230кг. Максимальная скорость – 432км/ч. Практический потолок – 8570 м. Мощность двигателя – 950 л.с. Дальность полета – 1700 км. Он мог нести 400 кг бомб. Имел один 7,7мм пулемет в крыле (для стрельбы вперед) и один такой же в задней части кабины. Первый из прототипов поднялся в воздух в феврале 1937 года. Самолет большую часть своей службы воевал в небе Китая, где отсутствие сильной истребительной авиации у противника позволяло ему действовать безнаказанно. В сватке с серьёзным противником Ki-30 «Энн» мог прославиться только во внезапном нападении. Но вот ему не довелось в таком участвовать. Этим его судьба была схожа с судьбой Су-2.
Военная авиапромышленность в СССР, Германии и Японии шла одним путем, так как эти страны готовились к войне по одному сценарию. Но некоторые различия все же имелись. По географическим причинам для Японии был более важен морской театр военных действий. Для СССР и Германии было важнее господство над сушей. Поэтому Су-2 и Ju-87 в роли торпедоносцев не разрабатывались. А японские ударные самолеты очень часто не имели пулеметов для стрельбы вперед или имели всего лишь один пулемет для этой цели, ведь в бою против корабля пулемет – слабый помощник. Су-2 в  противоположность японскому аналогу, имел 4 пулемета в крыльях для стрельбы прямо по курсу. Впрочем, в Японии даже на истребители ставили небольшое число пулеметов. Стиль их авиастроения: максимальное повышение скоростных и маневренных качеств самолета за счет ослабленного вооружения и минимального бронирования. Например, скоростной двухместный разведчик Ki-15 и высотный двухместный разведчик Ki-46 тоже имели лишь по одному 7,7мм пулемету в задней части кабины.