В. Трепаков. Лётчик. Путь Козерога1Курская деревня

Ирина Маракуева
               

От редактора.
В тексте Василия Тимофеевича Трепакова сделаны незначительные сокращения и мелкая правка.

Разрешение публиковать «Воспоминания» В.Т.Трепакова получены от его сына Владимира. Я сама также принадлежу к членам  семьи Василия Тимофеевича.
 
Название книги и глав — от редактора. Стиль автора сохранён.



«Вы должны писать. Всё,  что вы видели и
пережили, не может уйти бесследно, это
факт истории. Не важно, будут ли ваши
записки где-то опубликованы, или останутся
в семейном архиве для внуков и их детей.
Подумайте, как это было бы прекрасно
и мудро каждому внуку получить от деда
пространное письмо».
 - Крейи
  («Советская Россия" от  29 ноября 1981г)


     Посвящено жене и другу Галине Орестовне Трепаковой-Бабкиной(Будной)

         
                Вместо предисловия

          В жизни много пришлось бродить по белу свету: изъездить свою страну от западных до восточных границ, много увидеть, узнать и пережить; побывать за рубежами Родины.
     Но не было на свете такого места, и нет его поныне — в моём представлении — которое было бы ближе и роднее моему сердцу, чем то, где я родился, где прошли моё детство и юность.
     Будучи военным лётчиком, избороздил воздушное пространство Украины и Белоруссии, Подмосковья и Сибири, Дальнего Востока и зарубежья.
     Участвовал в военных сражениях за родную землю против Японских милитаристов. Был интернационалистом, защищая Корейскую Народно-Демократическую Республику от американских захватчиков...
     Об этом мне хочется рассказать в своих воспоминаниях.
     Некоторые замечания:
     Когда я пишу о своих родителях, употребляю слово «наши» вместо «мои», потому что пишу от имени своих сестёр и братьев.
     «Не должно уйти бесследно»... Ведь история — источник интеллектуального богатства общества, история обогащает и усиливает чувство Родины, а это очень важно в современном обществе.
      Знание прошлого своей Родины, истории своих родителей и своих предков усиливает это чувство.
 

                Часть первая

                Глава 1. Курская деревня

     Я родился недалеко от города Курска в деревне, расположенной в долине реки Курицы.
     Река Курица в своём течении, при общем направлении с Севера на Юг, лежит в долине, склоны которой со стороны правого берега представляют собой небольшие возвышенности., изрезанные ложбинами и балками. Со стороны левого берега склоны пологие, опускающиеся к низинам. Там образуются обширные поймы, покрытые лугами, торфяниками и кустарником.

     Вот на этой, пологой стороне долины, со стороны левого берега реки расположена моя деревня Анпилогово. Здесь прошло моё детство. Далее по течению реки  расположены сёла Дряблово, Полянское, посёлок Пески, Жеребцово, Дьяконово... Если двигаться против течения, то соседствует с нашей деревней Косиново. На противоположном берегу, на возвышенном склоне, деревни Нартово, Лукино, Гнездилово, Брежнево... Деревни... Деревни...
    
     В каждой деревне есть свои заповедные места. Вокруг Анпилогово луга, поля, огороды, лес и перелески — всё родные милые места. И — речка Курица! - Большая! - виделось мне тогда.

                * *

     Деревень вокруг много, каждая деревня имеет своё название, свою историю. Но как можно объяснить происхождение той или другой деревни, откуда оно берёт начало, сколько лет существует на белом свете?
     Ответить на такой вопрос вряд ли смогут многие жители окрестных деревень, поскольку никаких документов нет и не могло быть. Летописей о деревнях не вели. Жители деревень в прошлом в своём большинстве были неграмотными.
     Единственным источником знаний об историческом прошлом российских деревень является народная память.
     Итак, деревня Анпилогово. Откуда идёт её начало?
     Но прежде — что такое деревня вообще?
     «Деревня, - даётся определение в Энциклопедическом словаре, - есть поселение, жители которого занимаются преимущественно сельским хозяйством»; и далее - «Исторически деревня является первоначальной формой поселения людей».
     Мне думается, такие определения наиболее точно отражают суть деревни вообще. О нашей же — обратимся к истории.
     Курская земля в прошлом была объектом частых нападений врагов. Ещё в период древнего русского государства Курские так называемые «Городки» - небольшие крепости с воинами (кметами) стояли порубежным щитом между Россией и Степью, принимая на себя первые удары хазар, половцев, печенегов. Это обстоятельство заставило князей заботиться об усилении линии пограничных крепостей.
     Такие линии тянулись в основном по рекам Тускарю, Сейму, Курице.
     На реке Курице, упоминается в летописи, стояли городища Нартовское и Гнездиловское. Всего, как свидетельствует история, на Курской земле возникло не менее шестидесяти славяно-русских городищ. Позже, когда Курская губерния была присоединена к Московсому государству (1508г),  она стала пограничной областью и являлась щитом, принимавшим  первые удары Татар, Поляков, Литовцев. К этому времени существовавшие линии пограничных крепостей-городищ  уже не обеспечивали достаточной защиты Русского (Московского) государства от опустошительных набегов Крымских татар.
      В связи с угрозой со стороны Крымских татар, правительство Ивана Грозного препринимало меры по укреплению южных границ государства. Создавались земляные укрепления, лесные завалы, насыпались сигнальные курганы, увеличивалось количество постов для наблюдения за возможным появлением и передвижением противника.
     Создавались подвижные группы по 50-100 человек (так называемые «Станицы»), которые должны были уничтожать отдельные группы Крымских татар.
      По поводу сигнальных курганов мне мой дедушка рассказывал. На каждом кургане, а они создавались на открытых местах на расстоянии зрительной связи друг от друга, помещался сторожевой пост с запасом сухой соломы или хвороста. В случае появления противника заметивший его пост должен был зажечь на кургане костёр; следующий пост, заметив костёр  на каком-либо кургане со стороны предполагаемого противника, зажигает костёр на своём кургане, и так — до самой крепости. Так осуществлялась сигнализация о появлении противника.
     К этому периоду относится строительство крепости в городе Курске (после смерти Ивана Грозного, при Фёдоре). Строительство началось в 1594 году и закончилось в 1597 году. При крепости возникли посёлки: Пушкарская Слобода, Казацкая Слобода и Стрелецкая Слобода. Там жили служилые люди Пушкари, Казаки и Стрельцы.
     Названия этих посёлков сохранились и поныне, хотя крепости, как таковой, давным-давно не существует.
     Усиление обороны южных окраин Российского государства в период нашествия Крымских татар привело к увеличению числа служилых людей в этих окраинах и к увеличению поселений на Курской земле, в том числе и в пойме реки Курицы, где создавались отдельные посёлки. Есть основание предполагать, что время образования деревни Анпилогово относится к этой, второй волне заселения, в начале 16 века.
     Жители деревни Анпилогово по национальности русские. Здесь нет украинцев или белоруссов. Каждый двор имеет свою родословную: что ни двор, то другая фамилия. Это, видимо, говорит о том, что первоначально посёлок образован не от расселения одного рода, а создан несколькими семьями из числа служилых людей.
    (Деревня расположена против лога, названного Ложки. Может быть, и название возникло от приставки «анти», «Антилогово», и название определило местоположение деревни)(ред. - этимология названия здесь под вопросом).
        Есть и другая версия. Возможно, современное название деревни связано с именем земляка, оставившего след в истории борьбы русского народа против угнетателей. Из истории Курской области: в 1648 году в городе Курске среди ремесленников Монастырской Слободы и посадского люда вспыхнуло восстание против феодально-крепостнического гнёта, которое было жестоко подавлено войсками, посланными из Москвы со стольником Бутурлиным. Некоторые «заводчики» - то есть инициаторы восстания — были казнены. В их числе казнён К.Анпилогов. (ред. Или наоборот — фамилия произошла от названия деревни?).
      Наш дедушка Гавриил Сергеевич помнил рассказы своего дедушки о далёком прошлом. /Имени прапрадеда я не запомнил, о чём весьма сожалею. Сам дедушка прожил 98 лет (родился в 1840 году), а прадед Сергей — родился в 1812 году. Надо полагать, прапрадед родился где-то в конце 18 века и, несомненно, был свидетелем и участником борьбы русского народа против нашествия Наполеона (Отечественная война 1812г). /
     Вот рассказ дедушки.
     Беспокойной и полной опасности была жизнь жителей деревни Анпилогово. Здесь нередко одной половине населения приходилось убирать урожай, в то время как другой — стоять с оружием в руках, охраняя себя и тех, кто трудился в поле, от набегов Крымских татар. Крымские ханы двигались на Москву, в сторону Москвы совершали опустошительные набеги. Каждый татарин имел по две запасных лошади, чтобы на них увозить захваченную добычу.
     Пленных, среди которых были и жители нашей деревни, татары угоняли в Крым, где на рынках продавали заморским купцам в рабство. Проданные в рабство пленные теряли не только Родину свою, но имя и фамилию. Из истории известно, что некоторые из пленных, проданных в рабство, возвращались на родину, сбежав из неволи. Но наш пращур, по словам дедушки, не вернулся.