Кудри вьются, кудри вьются...

Михаил Лезинский
 Произносишь  « Михаил Светлов » и сразу становится...светлей. Будто в зимний день солнышко взошло. Хотя он на солнце и похож не был. Я имею в виду по габаритам! Это он всегда подтрунивал над собою: « У меня не сложение, а теловычитание!»
И в конце своей жизни , когда его – « Кажется, меня уже почётом, как селёдку луком , луком окружают» - Михаил Аркадьевич продолжал шутить. Понимаю, сквозь слёзы, но продолжал: « Рак у меня уже есть, тащите пиво! »

И ещё много устных подобных выражений родились экспромтом. Но все ли его шуточки-прибауточки были записаны его друзьями и просто знакомыми? Хотя  целая книга воспоминаний «Ты помнишь, товарищ...»  вышла с воспоминаниями и его каламбурами, ставшими крылатыми и которые запомнили его товарищи и напечатали  В них - весь Светлов.
 
Весь да не весь!.. Ни в одной крылатой фразе нет того, что мы сегодня называем, « ненормативной лексикой», а если попросту - русского мата. Нет и всё!.. А был... Михаил Аркадьевич владел им великолепно, - самолично знаю, когда подошёл к нему, когда тот отдыхал на одном из ялтинских пляжей.

Мне, судя по многочисленным стерильным воспоминаниям, шибко повезло...В каком году это было, не упомню, наверное тогда, когда я получал гонорар за Достоевского и Пушкина., мои друзья члены СП - Союза писателей - провели меня в Дом литераторов, что в столице бывшей нашей Родины в Москве. И это было счастьем, что член СП может провести с собою двух ( а, иногда и трёх!) не членов. Это, судя по чину!
Так вот, Вася Маковецкий, - очень талантливый писатель, писатель выдержавший проверку временем, (То, что писал много-много лет тому назад, можно публиковать и в наше демократическое время), а по сему совершенно не известный для читающих масс, учился тогда на Высших литературных курсах. Он то и провёл меня в Дом литераторов и бородатый -поддатый швейцар нас пропустил. И прямиком направились в ресторан: « Отменная кухня, выбор разнообразных напитков» и т д  и  т п ...
С трудом отыскали свободный столик. Зал ресторана пьяно гудел, - любят писатели поговорить , приняв на грудь энное количество спиртного! - но он загудел ещё больше, когда ведомый двумя молоденькими кудрявенькими девчушками, появился Михаил Светлов. Тоже уже подшофэ. Голова его качалась справа налево и слева направо, когда его окликали со всех столиков, - «  сам Миша Аркадьич пришёл! »

Светлов поприветствовал всех поднятием руки:
- Привет, босяки!
И хоть все столики в ресторане были заняты, молодые поэты тотчас высвободили один и со всеми закусками пересели за наш столик, - благо за нашим столом были ещё свободные места.
Светлов величественно, но благодарно поклонился им, подмигнув , как одесский биндюжник и плюхнулся на стул.

А ещё через полчаса, его заметно побелевшие кудряшки, оказались в тарелке , а его голова, голова Михаила Светлова с иссякающей шевелюрой мирно покоилась в тарелке с винегретом и кудрявые девчушки, - этих милых девочек, русскоязычный писатель Юлиан Семёнов, он же - Ляндрес, называл «раскладушками»! - девчушки-раскладушки пытались вытащить гениальную голову из тарелки. И это им удалось.

Молодые поэты, - до сих пор не знаю, кто они такие , но, судя по носам - их место в Израиле. - вдруг стали перешептываться, улыбаться и один из особоносатых, - не нос, а румпель какой-то! - схватил бумажную салфетку и быстро-быстпро стал выводить на ней буковки. Почему-то - печатные. Из букововок  тех родились слова:

Кудри вьются, кудри вьются,
Кудри вьются у ****ей.
Почему они не вьются,
У порядочных людей?

Гениальные строки и запоминаются с одного раза. Во всяком случае, я их запомнил с первого прочтения.

- Михаил Аркадьевич! Держите наше послание! - и один из молодых-носатых протянул стихи старому, но такому же носатому поэту.

Светлов с минуту вчитывался в строки, - не до стихов видно ему в эту минуту! - потом взглянул на своих кудрявых девочек, улыбнулся светловской улыбкой и тоже почему-то отписал на бумажной салфетке:
- Держите ответ, босяки! - и протянул салфетку.

Потому что у ****ей,
Деньги есть для бигудей,
А у порядочных людей,
Всё уходит на ****ей.

И эти строки я запомнил на всю жизнь, но сколько не пытался напечатать их в советской прессе, предварительно «****ь» заменив точками, получался совсем не тот эффект.
И через много-много лет, уже сам став седым и членом разных Союзов писателей, - я бы и без Васи Маковецкого смог бы проникнуть в ресторан Дома литераторов! - приехав в Израиль и привычно пиша б с точками, вдруг спохватился:

«  Имею ли я право править классиков!? Имею ли я моральное право править Тех, неизвестных мне Носатых Талантов, которые повстречались мне в жизни? Ведь Они обходись без точек!? »

И тут-то до меня дошло, такие строки в То Время мог написать только Игорь Губерман. И приметы сходятся: нос, который на семерых рос, а одному достался; молодость, а Игорь младше меня на целых пять лет ; и “гарики”, которые даже в помыслах не позволяли озвучивать в компаниях, тем более писать молодые - всех возрастов! - поэты и лишь Игорь Губерман стоял в отдельности как НЕПРИСТУПНАЯ ВЫСОТА . И мы, племя пишущих, ещё в то время, захлёбываясь от восторга, читали куплеты Губермана, не зная его имени:

Темны российские задворки,
Покрыты грязью всех столетий,
Но там родятся поговорки,
Которых нет нигде на свете.

И много ещё уникально подобного! А я привёл ещё не самое-самое. Окончательно убеждаю себя: он это мог написать! Звоню, благо телефон есть!
- Игорь ты был такого-то числа и такого же года в ресторане Дома литераторов, который в Москве?
Губерман отвечает:
- Милый Миша, по ресторанам я не хожу.
- А , вот эти куплеты от имени носатых, случайно не ты написал?
- Да разве я могу помнить всякую херню!?.Сегодня я извлекаю из иерусалимского воздуха совсем иные стишки...Послушаешь?..
- Спрашиваешь!
- Слушай:

Мы всякой власти бесполезны
И не сильны в карьерных трюках,
Поскольку маршальские жезлы
Не в рюкзаках у нас, а в брюках.

Или вот это:

Я никак не пойму, отчего
Так я к женщинам пагубно слаб;
Может быть, из ребра моего
Было сделано несколько баб?

И ещё много чего прочитал Губерман! А потом прислал мне свои «Гарики из Иерусалима» с дарственной надписью – не одной же Даше читать их!

+++                ++++                +++
 
Рецензия на «Кудри вьются, кудри вьются...» (Михаил Лезинский)

Замечательные эссе-воспоминания.
Александр Михайловъ   10.05.2011 22:11   • 
+++
За это же , свет Александр Михайловъ , что вы хвалите , меня не единожды ругали . Хотя еженедельник "НАША КАНАДА" , выходящий на русском языке в Торонто , опубликовал без точек .
Спасибо , что читаете .
Михаил Лезинский   13.05.2011 12:39   
+++
ПРИНАДЛЕЖИТ МИХАИЛУ АРКАДЬЕВИЧУ СВЕТЛОВУ.

У меня осталась единственная десятка. Хочу сходить в нотариальную контору - снять с нее копию.
Когда я умру, вскрытие покажет, что у покойника не было за душой ни копейки.
Жизнь - это густо заселенная пустыня.
Анекдот - это одолженный юмор.
Чужие недостатки мы считаем своими достоинствами.
В чем разница между евреем и рыбой? - Рыбу не режут ножом.
Человек вполне мог бы жить еще два года...

Если два человека мне сделают одинаковое замечание, я задумаюсь.

Я всю жизнь меняю гнев на милость. С разницы живу. Но иногда это надоедает.
Красивый я получаюсь только на шаржах.

Под старость я превратился в нечто среднее между Ходжой Насреддином и нашим клубным парикмахером Маргулисом. Им приписывают чужие остроты. Мне тоже.

Когда я умру, на доме, где я прописан, повесят мемориальную доску: <<ЗДЕСЬ ЖИЛ И НЕ РАБОТАЛ ПОЭТ МИХАИЛ СВЕТЛОВ>>.
Вот и я скоро... Как эта бутылка. <<Хранить в холодном, темном месте в лежачем положении>>.
Михаил Лезинский   31.01.2011 16:33   • 
+++
Мда, ответ у М.Светлова получился прекрасный.)
И.Губермана особо не читал, надо посмотреть по интернету.
С улыбкой, Ивва.
Ивва Штраус   15.10.2010 10:51   •   
+++
Какие великолепные воспоминания, Михаил. Светлов был кумиром юности, есть прижизненные его издание, небольшой сборник в бумажном переплёте, второй двухтомник издан уже солиднее. Как звучит теперь -прижизненное. Свой возраст по-настоящему осознаешь, когда замечаешь, как пожелтели страницы любимых книг. А Губерман -любимый поэт моего брата,тот однажды признался, что знает наизусть 500 его "гариков".
Спасибо за сноску.
Ваша Т.
Татьяна Алейникова   01.09.2010 19:46   •   
+++
Моя Т., прочтите вот это .
http://proza.ru/2003/10/12-35
Дед Мих из породы обельзьян.
Михаил Лезинский   02.09.2010 01:27   
+++
Ой, Светлов!
А у меня кроме "Гренады" довольно романтичной, но жуткой по сути, все время в памяти его "Пирушка!
Пей, товарищ Орлов,
Председатель Чека.
Пусть нахмурилось небо
Тревогу тая,-
Эти звезды разбиты
Ударом штыка,
Эта ночь беспощадна,
Как подпись твоя.

Пей, товарищ Орлов!
Пей за новый поход!
Скоро выпрыгнут кони
Отчаянных дней.

И дальше, что там эта троица творила, в первый раз бунт показался вовсе не таким романтичным, и в историю дедушки про вечно пьяного комиссара, который с оружием по деревне носился и палил поэт Светлов заставил поверить...
Хотя он , конечно, был талантливым, но тем и страшнее.
Люба
Любовь Сушко   19.05.2010 11:13   •   
+++
Михаил Светлов был несчастным человеком .И смерть его была ужасной .Я с ним встречался в Крыму .
Михаил Лезинский   19.05.2010 11:23   
+++

Мерси, Мишель, и миль пардон за матюшок в навеянной вами печальной, но падающей надежду балладе о Клане и Родине.

Я бы тоже накрутила,
Волоса на бигудя,
Но верховная мудила,
Их украла у меня.
Заодно она стянула,
Всё добро и дом родной,
Чтоб я ноги протянула,
Чтобы мной владеть нагой.
Ну, я ноги врастопырку,
Лезет, сучка со слюной,
Поглощу её я дыркой,
Чтоб накрылась власть пи-ой.

Клавдия Кнопассер   05.03.2010 08:03    
+++
Замечательный ответ, слов нет !
Михаил Лезинский   05.03.2010 15:46   
+++
Воистину, поэт в России - больше, чем поэт! Если уж человек, едва вынув лицо из салата, может так остроумно ответить...
Кстати, лет десять назад я услышал куплет о кудрях и ****ях (точнехонько в таком же варианте, что и у Вас) от одной знакомой фольклористки - утверждала, что народное творчество! А Губерман силен! Его гарики - это что-то!

Роман Самойлов   30.01.2010 20:08   • 
+++
У любого произведения есть Автор. Марк Азов сочинил сотни анекдотов о Рабиновиче и сейчас они бумерангом возвращаются ему же как народные .
Михаил Лезинский   30.01.2010 20:25   
+++
Спасибо, Михаил!

Интересные и забавные воспоминания.
Всегда думала, что автор строчек - народ... ))))) А тут вона как!
Просто классика, ставшая народной... шумел камыш...

Успехов!
С наступающим!
Людмила Винтерия   23.12.2009 07:51   • 
 +++
" ... Всегда думала, что автор строчек - народ..."
Придумывают единицы , а народ их подхватывает . Или не подхватывает!
Мой единственный друг Марк Азов , тот самый , который для Аркадия Райкина писал , сочинил сотни анекдотов про Рабиновича , которые стали народными .
Между прочим , Марк Азов - автор слова СОВОК . А новое слово создать намного труднее , чем анекдот . А сам Аркадий Райкин - автор слова АВОСЬКА .
Марк сочиняет , между делом , анекдоты до сих пор .
Такова се ля вивка , тётя Люся .
Михаил Лезинский   23.12.2009 13:38
+++
Да, про авоську знала, про совок - нет..ю
Спасибо, дядя Миша, удачи!
Людмила Винтерия   23.12.2009 22:31   
+++

"Я никак не пойму, отчего
Так я к женщинам пагубно слаб;
Может быть, из ребра моего
Было сделано несколько баб?"

Я пошутила в "господь не чайник": "...господь не чайник! сконструировал бабу из одной запчасти мужика. Во Истину Хакер! залез, взял, а мужик до сих пор понять не может, почему его баба дура?...Господь всучил! Еврей?

Один еврей справшивает у другого, но у равиина:
-Чёный - это цвет?
-Цвет.
-Белый - это цвет?
-Цвет.
-Тогда почему мне Изя доказывает, что я ему не цветной телевизор всучил?"

Губерман силён, на меня же бабы взъелись, пришлось Миньку удалить от греха подальше.

У Вас получилось: весело, легко и с удивительными воспоминаниями/фактами. Спасибо! На этой весёлой ноте понесла я себя в кроватку баиньки укладывать,
Ирина Январская   17.08.2007 02:36   • 
+++
"...Чёный - это цвет?"
+++
Не-е , это звук !Такого цвета я не знаю . А - а , понял , "чёный" это УЧЁНЫЙ !
Михаил Лезинский   17.08.2007 14:10   
+++
чёРный

опечаталась, время то - глубокая тёмная (тож цвет:)) ночь.
Ирина Январская   17.08.2007 14:14 
+++
чёрнобелый телевизор мог всучить за цветной только еврей:)
Ирина Январская   17.08.2007 14:17 
+++
"чёрнобелый телевизор мог всучить за цветной только еврей "
Вы начисто перечеркнули пословицу : " Там где побывал хохол , еврею делать нечего !"
Михаил Лезинский   17.08.2007 14:38   
+++
:))) - с паршивой овцы, хоть шерсти клок...(про меня?)
Ирина Январская   17.08.2007 14:52   
+++
"... с паршивой овцы " . Может быть , госпожа Ирина  , вы имели в виду аХтомобиль четырёхпоршневый ?.. Если нет , то я дико извиняюсь, тётушка Январская !
Михаил Лезинский   19.08.2007 01:31 
+++
Бог раздавал носы. Еврей:
-Почём?
-Нахаляву...
-Ну, тогда побольше!

Предполагаю уже слышали, так ...для поднятия настроения на этом "стоячем" сайте, нет здесь течения...
Ирина Январская   19.08.2007 11:44 
 +++
Дочь жаловалась маме :
... я слышала , что евреям делают обрезание , но чтобы так изувечить человека !..
Михаил Лезинский   19.08.2007 14:15   
+++
это потому, что дочь она Вам, пошутила типо. ей же не признаться, что видела, и ЭТО выглядит эстетично и галантно. ага.
Ирина Январская   19.08.2007 18:26   
+++
 :о)
Мне приятно читать такие вот воспоминания о былом. Именно в них наша история, а не в газетных сообщениях, законсервированных теленовостях и тому подобном.
Если продолжить тему о мате, то ни у вас, ни у Светлова, ни у Толстого (он, как известно, тоже был хорошим матерщинником), мат не был языком общения в « средствах массовой информации». Только в личном общении - и это личное дело каждого.
Ну да Бог с ним, с матом.
Пусть каждый пачкает свой язык во что хочет и сколько хочет.
Скачал ваши рассказы, буду читать.
С уважением,

Анатолий Комиссаренко   15.10.2003 03:39   •