Бей первой, Даша!

Юрий Хозяинов
Что говорим своим детям, как их воспитываем? Вот зарисовка с натуры.

Поздним зимним вечером еду в автобусе. Недалеко от меня сидит пожилая женщина с двумя девочками - лет четырёх и пяти. Видимо, бабушка везет внучек. Громко обсуждают события в детском саду.
- А у меня Коля отобрал игрушку и еще толкнул! - говорит старшая девочка.
Бабушка:
- А ты?
- А я заплакала и отошла.
- Напрасно, надо было побить Колю. Палкой! Нет палки - возьми камень побольше! Никогда никому не уступай! Надо бороться за свое!
- Да! - кричит девочка и, замахиваясь ручонкой на бабушку, показывает, как она будет бить Колю.
Младшая включается в беседу:
- А в нашей группе есть Оля, она приносит красивую куклу и мне не дает играть! Я её ударю стулом и отберу куклу, и буду играть!
- Правильно, - поддерживает внучку бабушка. - Молодец!
- Вот, - с гордостью говорит пожилая дама окружающим, - так я учу своих внучек постоять за себя!
И невдомек ей, что за характер она формирует детям.
Что, ударив палкой или камнем мальчика, девочка может искалечить или даже убить его.
Что Коля может оказаться сильнее и в свою очередь убить или искалечить девочку.
И если даже все обойдется в детстве, с какой психологией вырастет ребенок? И если бабушка, не дай Бог, в чем-нибудь откажет внученьке, та возьмет палку или камень побольше и начнет избивать бабушку.
Увы, такие случаи нам известны.