Урия Хип в Тюмени

Юрий Хозяинов
     Еще в конце прошлого концертного сезона я узнал, что в Тюмени выступит легендарнейшая группа Урайя Хип из Великобритании – та самая,  чей тяжелый рок нам так нравилось слушать, а еще мы хотели, чтобы звук нашей «банды» хоть немного походил на «хиповский».  Однажды кто то из наших парней надыбал их зарубежный виниловый диск. Возможно, что он был пиратский, балкантоновский – но для нас и он был чудом. Волосатые мэны с обложки смотрели в нас из далекого и нереального мира,  как бы спрашивая,
а вам слабо? Конечно, слабо – мы и понятия не имели, как это можно играть. Хозяин «сокровища» разрешил его прокрутить только один раз, но мы переписали диск на «Яузу» и слушали запись несколько раз в день. Вот бас, ритм, соло гитары их мы распознали – а это что? Рояль? Рояль играет тяжелый рок или это другой инструмент? Достать диск  - было пределом мечтаний, а побывать на концерте группы – да об этом даже и не мечтали, зачем мечтать о несбыточном?. И вот группа приезжает в Тюмень.
20 ноября 2011 года 19 часов. Тюменская филармония. Концертный зал имени Юрия Гуляева набит под завязку. Аншлаг. Уже давно прозвучали положенные три звонка, но ничего не происходит. И никого нет. Справа, если глядеть из зала,   возвышается подиум, на котором стоят два клавишных, слева, на уровне сцены – ударная установка: барабаны – два или три, тарелки, «чарльтон», «бочка». Проходит 10, 15, 25 минут – ничего не происходит. Публика начинает потихоньку свистеть и топать ногами. Все время в зале крутят записи группы. Наконец появляется парень и посылает фонариком сигналы в зал. Свет постепенно гаснет, он как бы вытесняется нарастающей мощью ритм гитары, на сцене, затопленной чернотой,  луч пушки выхватывает Певца он, раскинув руки в комплименте, идет к нам!!!! – его приветствует восторженный рев публики. Он что то поет,  вернее кричит в микрофон -  я вижу широко открытый рот, горло, раздувающееся от крика…, но голоса не слышу (диво дивное) вот он начинает говорить или спокойно петь – его слышу, а начинает орать и звук пропадает, я его не слышу,… зато вижу, как в ногах у барабанщика копается какой-то мужик – видно что то отвалилось, и он по игре что то   приматывает скотчем. Итак, концерт начался. Что дано:
Слева (если смотреть из зала) Гитарист – седовласый мужик с бородкой и синих очках, за ним Ударник (барабанщик) его почти не видно из-за тарелок, только в лучах отсвечивает его бритый череп. У него есть гарнитура и непонятно  -  это такой монитор или он петь собирается, может быть бэг-вокал. На подиуме, как Царь горы мужик удивительно похожий на Резника – ну того, что стряпал песни для Пугачевой. Под ним бас гитарист. Он длинноволос, волосы почти все время закрывают его лицо, но они, волосы пока не седые. Большая часть сцены свободна, и на ней куролесил Певец, тот самый которого встретила публика ревом…  Глубоко, за правой кулисой 4 стула, на них все время кто то сидит (но об этом позднее, если тема пойдет).
Кстати я уверенно не знаю, как зовут этих музыкантов, и буду  продолжать рассказывать о концерте, упоминая их под теми прозвищами, под которыми их представил. Если надо,  меня поправьте.
Да, чуть не забыл. Каждое «рабочее»  место  укомплектовано бутылкой воды и жестяной банкой пива.  Мыканты не раз прикладывались к источникам живительной влаги, но я за этим специально не следил и предпочтений выявить не могу. Только Певец (пивец) чаще употреблял пиво…
Филармонических охранников попросили не мешать публике самовыражаться, в смысле танцевать. Большинство зрителей сидят смирно, как на классическом концерте, хотя видно, что всем хочется танцевать – в смысле скакать.. по себе знаю,  хотя с тяжелой камерой сильно не поскачешь. Я здесь на охоте – охочусь за удачным кадром – кое какие кадры вы сможете посмотреть здесь… Певец видит  фотокамеру и начинает кривляться – то есть строить уморительные рожи. Он, наверное, думает, что он мне позирует, я щелкаю мне не жалко, у меня запас в полторы тысячи кадров, только аккумулятор столько не выдержит. Вот Певец хватает микрофонную стойку и начинает вытворять с ней экзерсисы в стиле приснопамятного Фредди Меркури. Да, мне говорили, что Куин переняли все эти примочки именно у Урайи Хип.
Вот смотрю в партере периодически кто то вскакивает, но после недолгой тряски падает обратно в кресло. Все таки не совсем удобно танцевать в узком проходе между кресел в концертном зале филармонии.
Звучит инструментальная часть композиции – певец куда то свалил, да нет, недалеко – сидит в компании на тех самых четырех стульях. На его шее – полотенце, в руках банка пива. Он так сказать «культурно» отдыхает. Что то в горле пересохло, тоже захотелось пивка, но где его взять, не лезть же за ним на сцену? Вдруг та четверка показывает музыкантам четыре стандартных листа, то ли загораживаются ими, то ли что-то показывая. Но что написано на тех листах – мне не видно. Гитарист показывает публике свои профессиональные фокусы. Левой он на грифе гитары зажимает струны и одновременно играет на них, а правой рукой делает пассы над струнами, пытаясь убедить зрителей, что он так играет. Имитация убедительная, но мне то видно… вот Гитарист все настойчивее приглашает Певца выйти на сцену, но тот отрицательно мотает головой и показывает банку пива – вот допью, и выйду…  У Гитариста лопается терпение и он решительно идет к стульям, чтобы силой вытащить упрямца на сцену. Но тот … исчезает… Где же он? Да вот он, на сцене и продолжает петь…! «Весь вечер на арене»  в смысле на подиуме «Царь горы» «Резник». Он играет то на двух клавишниках, то на каждом попеременно. Он ведет себя как диджей – танцует машет руками, поет – чаще без микрофона, чем в него, то есть оттягивается по полной.
Бас – самая малозаметная фигура на сцене, он просто делает свое дело – играет на бас гитаре, ну и правильно делает. Про ударника что он малозаметный сказать не могу, он стучит   очень громко, а также пускает зайчиков мне в глаза своей лысиной и медными тарелками.
Ой!! Певец садится на монитор и, ой!!! Начинает петь мой любимейший медляк. Да я его узнаю по первым нотам, по первым словам, да нет, слогам! Как я любил тогда в общаге обжиматься с телками под эту балладу, казалось мне тогда что под такую музыку можно перелюбить в смысле перееть.. всех девчонок пусть не города, но хотя бы родного института. Но не будем вспоминать несбывшихся надежд, что было, то было. Но мелодия звучит, будит уснувшее сердце и я понимаю, вот она ностальгия .. только вот, черт побери, как называется эта композиция я и не помню…
На сцену приглашают девушек – они радостно летят, чтобы хоть несколько минут постоять рядом с легендами рока. Музыканты играют, девахи крутят попами – типа «мы танцуем». На финальные композиции группы толпа Фанов набивается в узком проходе между сценой и первым рядом, они тянут руки к музыкантам пытаются прикоснуться к ним или пожать руки.. концерт плавно переходит в завершающую фазу… я линяю домой и думаю, что, кажется,  мы им понравились и может они приедут к нам еще?
А впечатления? Мне кажется что такой рок надо слушать танцуя, ведь как поет Макар: Никогда не поверю, что ты забыл, и это время, и то каким ты был…и я вспоминаю 38 лет назад, общагу нашего Института и группу друзей благоговейно рассматривающих невесть как попавший к нам диск Урия Хип.
Поверить в то, что нам доведется побывать на их концерте, да мало того, они сами приедут к нам в Тюмень – в такие сказки мы не верили. А вот и сбылось!