Орфические гимны

Алекс Боу
"если говорить о богах, то для них характерно объединение всего сущего, каким бы оно ни было, и неизменное пребывание в себе. Боги — причина единства сущностей. При собственной неподвижности они вызывают всякое движение, сами же все превосходят и от всего отделены. Они однородны по составу и ни с чем не связаны в том отношении, что в них осуществлено единство бытия, потенции и энергии. Что касается прирожденных свойств души, то ей мы несомненно должны уже приписать раздробленность на множество и способность отдавать себя другим, а также извне воспринятую ограниченность. Кроме того, мы присваиваем душам способность участвовать в разделении составных вещей и даже каким-то образом их завершать. Они причастны к первому жизнетворящему движению и приобщены ко всему сущему и возникшему. Но как все сущее вступает с душой в соединение, так и сама она со всем смешивается, и это составляет ее особенность, которая распространяется на все ее потенции, сущности и энергии".




"Итак, подобно тому, как боги все создают и выявляют при помощи образов (di'eiconon), таким же образом и при помощи совпадений (dia synthematon). Равным образом они возносят и наше сознание от его исходного состояния в направлении более значительной остроты".
                Ямвлих




рассматривая силы и действия бога, мы тем самым рассматриваем и его сущность. Первая его потенция та, благодаря которой он всю в целом интеллектуальную субстанцию сводит к тождественному состоянию. Ему свойственна и Зевсова созидательная потенция (demioyrgice dynamis), a также Аполлонова простота мышления (haploteta ton noeseon), постоянство сущности и тождественный характер действия (cata tayta on tes energeias). Но его не следует отделять и от Дионисовой потенции созидать отдельные вещи (meristen demioyrgian). A поскольку он содержит в себе все начала прекраснейшего интеллектуального смешения, он есть также и Аполлон-Мусагет. Наполняя же нашу жизнь благоустроением, он рождает в мире Асклепия, но домирно он содержит его в себе (143 с – 144 b). Таковы его домирные потенции, а соответствующие им по чину дела суть следующие.
                Император  Юлиан



Некоторые орфические гимны имеют очевидные пифагорейские черты в системе образов и поэтическом языке. Эти гимны посвящены наиболее почитаемым пифагорейским божествам — Солнцу и Аполлону. Вероятно, часть гимнов Орфея была создана в пифагорейских кругах и предназначалась для литургии в закрытом религиозном обществе.

Заутренний гимн Гелиосу (воскурение из ладана и манны)

Слух свой открой для мольбы, о блаженный,

чье око всезряще,

Златоблестящий титан, светоч просторных небес;

Неутомимый, чей лик всем живущим дарует усладу;

Справа — рождаешь Зарю, слева — ты

Ночи отец; Ор, что плетут хоровод,

неизменный и зоркий властитель;

Добробегущий, в тебе корни земли и морей.

Лик ослепителен твой, колесница сверкает златая.

Праведным благо даешь, грешных сжигаешь дотла;

О Златолирый,

ты бег гармонический космосу даришь;

Юный защитник добра, светом питающий рост;

Бог, поражающий взор

своим огненным бегом по кругу,

Слух — на сиринге игрой.

О плодоносный Пэан,

Вечноцветущий, всегда многолик ты и неувядаем,

Нет ни пятна на тебе, времени мудрый отец;

Ясно сияющий всем, ты — по кругу бегущее

Око Космоса: гаснешь и вновь тьму рассекаешь лучом;

Ты — правосудия перст,

любоструй и владыка вселенной,

Веры хранитель и ей — жаркий заступник в делах;

Истины светоч, коней,

запряженных в твою колесницу,

Ты погоняешь кнутом: свист его слышен с высот.




гимн ХV. Зевсу (фимиам, стиракта)

      О многочтимый Зевес, о Зевес не губимый вовеки,
Ты нам - свидетель, ты - наш избавитель, ты - наши молитвы!
С помощью, царь наш, твоей головы на свет появились
Матерь богиня земля и гор вознесенные кручи.
Море и прочее все, что под небом широким воздвиглось.
О скиптродержец Кронид, низвергатель, могучий душою,
Всепородитель, начало всего и всему завершенье!
Недр сотрясатель, ты все насаждаешь, растишь, очищаешь,
Зевс всетворящий, хозяин перуна, и грома, и молний,
     Мне, многовидный, внемли, подай беспорочное здравье,
Мир, что для нас - божество, и славу богатства честного!





гимн ХII ГЕРАКЛУ (фимиам, ладан)

      Духом огромный Геракл, титан многосильный, могучий,
С крепкими дланями, непобедимый, вершитель деяний,
Видом изменчивый, года отец, благомысленный, вечный,
Неизречимый, свирепый, молимый людьми неустанно,
Сердцем всесильный, великая крепость, стрелец, прорицатель,
Всепородитель, всеядец, всевышний, всеобщий заступник,
Неукрощенное племя чудовищ для смертных смирил ты,
К миру стремясь драгоценному, миру - растителю юных,
Перворожденные стрелы твои, как молнии, блещут,
Лучшая поросль Земли, самородный и неутомимый,
Славный Пэан, вкруг чьей головы - и ночь, и денница!
Подвигов ты двенадцать пронес от востока на запад,
Ты, о бессмертный, незыблемый, опытный и бесконечный.
      Ныне, блаженный, гряди и, ветвью в руке помавая,
Нас от болезней избавь, отведи заблуждения злые!
Кер вредоносных пернатые стрелы твои да изгонят!





 
 

Никте:


Никта, взываю к Тебе, о Праматерь бессмертных и смертных;
Смерти Источник для всех.
О, темно-синяя Ночь в обрамлении ярких созведий,
Холодную грусть струишь вдоль обширной и сонной пустыни.
В сон погружаешь глубокий весь космос, о Мать сновидений.
Страхи ночные, кошмраы, ты пробуждаешь.
Скачешь по темным холмам, подгоняя коней быстроногих.
Ты – Темная Сторона, всег половина, - уходящая в Царство Аида.
Ночь, ибо Хтония ты и Урания в лике Едином.
Твой неизбежен приход,
Он зверье пробуждает ночное,
Ты – над всеми закон
Непреклонного грозного Рока.







Эриниям:


Вас призываю, чьи возгласы грому подобны,
О Тисифона, Алекто, Мегера – богини ночные глубинные.
Ваша обитель в мглистой пещере, омытой водою стигийской.
Вы, что разгневаны смертных делами,
Мрачные, грозные, неукротимые спутницы Рока;
Звероподобные мощные мстители,
Жало тройное,
О, многоликие страшные девы из царства Аида,
Тайные, легкие, неуловимые мысли подобно.
Вы приговоры судьбы исполняете с ликом бесстрастным.
Гневные Мойры, чьи кудри – сплетение змей ядовитых.


О, Эринии Великолепные, Вас призываю.
О Эринии, чьи лики колеблются пламенем синим,
Блеском ужасных лучей отраженных, что плоть убивают
Грозные молнии вещих пророчеств мигают над вами
Вечные, Страшные,
Вы отвращаете гневные очи,
О Самодержицы, грозное жало – оружие Ваше.
Людям несете вы муку смертельную, злую Погибель,
Девы ночные со змеями вместо кудрей шелковистых.







Персефоне:


Всеблагая супруга Плутона,
В Темных Глубинах земли ты владеешь вратами Аида.
Ты правосудия перст и Подземного Царства Царица.
Месяц тебя увенчал златою двурогой короной
Та, что была рождена у священного устья Коцита,
Ферсефонея, ярый твой гнев породил Милиною, двуполую деву.
Ту, что морочит людей наважденьями Ужас вселяя
То возникает средь белого дня,
То во Мраке кромешном
Жутким вторженьем своим
Порождая Химеры и Страхи.






Мойрам:

Дочери Никты, повсюду царящие грозные Мойры
Ваша обитель – небесного озера берег туманный,
Где извергаются Леты воды, жару охлаждая
В каменных сводах пещеры
Под сводом угрюмым
Вы понукаете души к паденью на грешную землю
Вы побуждаете смертных сомкнуть покрасневшие веки
И на равнину, что им выпадает, ступить безвозвратно.
Неотвратимость в себе воплощаете и Неизбежность.






Гекате:

Я призываю Тебя, о Разящая метко Геката,
Три заповедных пути предержащая грозная Дева,
Сжалься, сойди к нам в земной ипостаси, морской и небесной,
В пеплосе ярком: своей желтизною он с крокусом спорит.
Души умерших из бездн увлекая вакхической пляской,
Бродишь, Персеева Дочь, средь могил затевая охоту.
Вслед за Тобою бегут по безлюдным просторам олени,
Псы окружают Тебя, о Царица полночных видений.
Неодолимая, Ты отзываешься свистом смертельным.
Дева ночная, тельцов приносящая в жертву; Вселенной Ключница.
Нет поясов на одеждах Твоих прихотливых.
Юношей доблестью Ты наделяешь, воинственный пламень
В них возжигаешь. Летишь по горам, озирая владенья.
Дай же надежду, прошу, всем молящим. И крепостью духа
Их одари, как Своим волопасам удачу даруешь!