Блик потухшей звезды

Вадим Довнар
Вернется ли из небытия Черновецкий?

Скажите, давно ли вы вспоминали о Леониде Михайловиче и в связи с чем? А разговоры о нем когда последний раз вели или хотя бы слышали? Как представляется, большинство из нас уже около двух лет вспоминает Черновецкого не как градоначальника или политика. Он давно уже - лишь герой светской хроники. То он где-то за кордоном дом купил, то у него оказался паспорт другого государства, то развелся с женой, обзаведясь молодой любовницей. Вот, кажется, и все "новости" о некогда скандальном "Космосе". Но, представьте, что не было бы и этих не таких уж и частых сообщений. Разве вы бы тосковали по "исчезнувшему" мэру?

А между тем, газета "Комсомольская правда в Украине", посчитала, что Леонид Михайлович все еще достоин полосного интервью. Более того. Утверждает, что "читатели постоянно звонят, пишут - интересуются, где наш мэр?". Впрочем, допустим все же, что так оно и есть. И, руководствуясь исключительно бешенным читательским интересом, они-таки связались с Леонидом Михайловичем. Дистанционно. То есть коллеги выслали ему вопросы и получили ответы на некоторые из них. Как утверждается в преамбуле к этой "беседе", это "первое за минувшее время интервью Черновецкого". "Минувшее время" - это последний год, в течение которого, по утверждению "КП", "никто не отвечал на вопрос, что, собственно говоря, случилось с "мэром всех киевлян".

В принципе, ответ на этот вопрос был очевиден уже вскоре после прихода к власти "регионалов" и назначения Леониду Михайловичу в заместители Александра Попова. И совсем уже всеобъясняющими стали интервью мэра летом прошлого года, в которых он рассказывал, что "много путешествует", прозрачно намекал, дескать, от участия в политике вообще и руководства столицей в частности отстранен, стенал о несправедливых преследованиях его коллег по КГГА. Одновременно с этим отметился Черновецкий и первыми похвалами в адрес навязанного ему преемника. То есть "первое за последнее время" по идее должно было стать если не максимальным откровением, то уж точно чем-то новым и оригинальным. Но, увы, судя по всему, получение привета из небытия имело какой-то иной смысл.

Так вдруг оказалось, что уход в тень Леонида Михайловича был связан вовсе не тем, что с появлением Попова Черновецкий фактически остался не у дел. Не с тем, что начались многочисленные аресты в среде "молодой команды". И не с тем, что, как сообщали СМИ, угроза заключения нависла и над самим мэром. Просто, если верить его нынешним словам, он банально обиделся на журналистов: "Мои оппоненты - политики и поддерживающие их бизнесмены, которые без политической крыши "жить в Украине не могут" и которым принадлежат многие СМИ, а также недобросовестные журналисты "пообрывали" из контекста моих выступлений отдельные фразы и на протяжении последних лет стали показывать меня в СМИ как человека с нарушенной психикой, "Космонавта", давали мне другие обидные прозвища, человека, который не имеет моральных принципов, человека, который покупал избирателей за гречку. Я сделал из этого определенные выводы...". ЛМЧ не удосуживается приводить конкретных примеров искажения его весьма оригинального, как мы помним, хода мыслей. Не уточняет, кто его дергал за язык перед произнесением всех тех "шедевров", коими изобилует Ютюб. Молчит о том, почему его "прозрение" совпало с кадровыми революциями в КГГА. Как и о том, почему его обида на журналистов сходит на нет как только на гаризонте начинают маячить выборы. Вместо этого он откровенно пинает тех, кто многие годы способствовал его узнаваемости и, соответственно, популярности. (Кто бы знал о существовании ЛМЧ за кольцевой Киева, если бы СМИ регулярно не демонстрировали экстравагантные выходки мэра?) "Такое трудно было бы себе представить в странах с развитой демократией, где СМИ являются свободными" - пишет Черновецкий. А нам вспоминается, в частности, как работала пресс-служба мэрии в его времена. Тот, кто тогда пытался оперативно получить там информацию, вряд ли забыл эти бесконечные "направьте официальный запрос", "ответим в течение 30 дней" и приходившие в результате отписки.

Такое поведение людей, ответственных за связь высокопоставленного чиновника с общественностью, являлось настолько привычным, стандартизированным, что не оставляло сомнений в специфической "нормальности" градоначальника. Принимаемые им (и людьми ему подотчетными) решения демонстрировали наблюдателям холодность ума и сердца этого человека. Утверждали в уверенности, что его экстравагантность - лишь отвлекающая внимание от его цинизма ширма. Поэтому Леониду Михайловичу вовсе не обязательно было бы в очередной раз опровергать домыслы о своем мифическом безумии. "Те люди, у которых возникают сомнения в моей нормальности, пусть всегда помнят, что в Украине я создал десятки тысяч рабочих мест и один из самых успешных банков, а также много других предприятий, чем я горжусь!" и т.д. Любопытно, являются ли эти слова простой попыткой остаться в памяти народной "белым и пушистым" или это очередной прозрачный намек новым власть придержащим? Мол, я уже доказал свою эффективность, готов и дальше трудиться "на благо отечества". Что же до лояльности, то можете в ней не сомневаться: "Насколько мне известно, нынешняя власть в Киеве под руководством Александра Попова делает все, чтобы снег на улицах Киева убирался. И не потому, что хочет понравиться киевлянам. Просто он ответственный человек". Причем в демонстрации своего верноподданичества ЛМЧ даже не замечает как "перегибает палку". Например, говоря о той же ситуации с уборкой снега, Черновецкий заранее оправдывает даже будущие промахи Попова: "ситуация со снегом в Киеве всегда будет очень сложной до тех пор, пока КГГА не закупит достаточное колличество техники для его уборки. Для этого нужны очень большие денежные средства". Дескать, поскольку "достаточно больших" пока не предвидится, смиритесь и не пеняйте на Попова.

Однако, пожалуй, самым показательным является ответ Черновецкого на вопрос о том, будет ли он опять баллотироваться на должность столичного мэра или на парламентских выборах. "Я не буду баллотироваться на пост мэра Киева", - обещает тот, кто всего несколькими абзацами выше хвалился тем, как раз за разом побеждал в избирательных кампаниях. "Я категорически утверждаю как человек, который 5 раз выигрывал выборы в Киеве (трижды в Верховный Совет и дважды на выборах мэра): купить голоса киевлян невозможно! Их можно "купить", только отдавая им свое сердце и свои эмоции, свою душу, свою публичную человеческую позицию". Его "некупленная" популярность, как можно понять со слов Черновецкого, никуда не делась. Спрашивается, почему же "не буду..."?! "Без объяснения причин. Просто не буду и все!". Однако подозреваем, что разгадка кроется уже в следущем тезисе уходящего градоначальника. "Что касается Верховного Совета, то я думаю об этом, но пока решения не принял". И это за полгода до официального начала кампании? Верится с трудом. Более вероятным представляется, что, уступив (хотя и вынужденно) место представителю Партии регионов в мэрии, Леонид Михайлович питает иллюзиии по поводу возможности договорится с коллективным "новым барином". Надежду на то, что тот не бросит его на произвол судьбы, найдет возможность пристроить в парламент. Так это или нет, но расчитывать Черновецкому больше не на кого, ибо его прежняя команда, как признается сам ЛМЧ, сплошь состояла из продажных приспособленцев: "При первой же атаке на меня СМИ они стали думать о том, как от меня дистанцироваться подальше, чтобы идти на выборы уже под другими знаменами".

В заключение своих "откровений" Черновецкий приписал: "Неправильно, наверное, что я и это интервью дал, потому что из него повыжимают самые невероятные истории...Но что делать... уважаю вашу газету и читателей, конечно!". Любой желающий, прочитав интервью полностью, останется в недоумении - какие истории (даже гипотетически) можно "повыжимать" из этой достаточно скучной "беседы". Также, как мы остаемся в неведении о том, по своей ли инициативе коллеги решили отряхнуть от "пыли" этого "путешественника". Несомненно одно. Очередной "прогиб" Черновецкого перед унизившей его властью состоялся. Будет ли он "засчитан" и каким образом, узнаем уже скоро.