Художник и фигляр

Вадим Довнар
Вот уже несколько серьезных субъектов украинской политики заявили о необходимости выдвинуть кандидатами на предстоящих в октябре парламентских выборах лидеров общественного мнения. Не приходится сомневаться, что желающие попытать счастья в политике найдутся в частности в творческой среде.

И хотя данные инициативы сложно назвать уж очень оригинальными, как и неэффективными, хотелось бы напомнить уважаемым творцам лишь об одном примере такого хождения в политику. Пока не названы конкретные фамилии отечественных ходоков, пусть это будет пример российский, что не делает его менее показательным и актуальным для нашей ситуации. Речь об известнейшем кинорежиссере Станиславе Сергеевиче Говорухине, назначенном не так давно главой избирательного штаба Владимира Путина.

Учитывая огромный послужной список этого мэтра и его достаточную общительность, ограничимся здесь его последним (и чрезвычайно интересным на наш взгляд) интервью газете «Известия». Той самой газете, в которой, заметим, российский премьер предпочитает публиковать свои программные статьи. В том числе ту, где сказано о необходимости создания Евразийского экономического союза, бессмысленного без вхождения туда Украины.

Итак, следите внимательно за логикой мэтра.

- Станислав Сергеевич, говорят, что есть штаб формальный, который возглавляете вы и куда входят артисты, рабочие и общественники. А есть другой — там реально принимают решения, его возглавляет Вячеслав Володин. Это правда?

- Многие функции мы действительно не исполняем. Задача Народного штаба - ездить по стране, встречаться с людьми. А моя задача - ездить по стране, встречаться с начальниками штабов. Кроме этого, есть и администрация премьера, и пресс-служба премьера - они же тоже работают. И это обычная повседневная работа, на выборах она утраивается, только и всего.

То есть глава штаба Путина признал, что не такой уж он и глава. Да и штаб не один. И основная работа - у других людей, чьи лица, функции и, соответственно, методы «в тени». А он, Станислав Сергеевич, как, надо полагать, и остальные «народники», так сказать «торгует лицом». Впрочем, и функциями комиссара Говорухин не брезгует: «Так, что у нас тут, почему плакаты не развесили, сколько планируется дать процентов поддержки и т.д?»

- А чем еще занимается ваш Народный штаб, помимо встреч с людьми?

- Мне идет множество звонков от людей, которые хотят помочь Владимиру Владимировичу Путину. Этим мы и занимаемся, пытаемся как-то их использовать. Все рвутся работать, кого-то включаем в список доверенных лиц кандидата в президенты.

Вот, «использовать людей» во благо, сами знаете кого. Если повезет, то и корочку «доверенного лица» могут дать. А это, сами понимаете, при российской, как и при украинской коррупции не абы что. Так что взаимовыгодная торговля получается. И, главное, с готовыми брендами. «Владимир Владимирович» нынче (и пока еще), как некогда «Иван Иванович». Ну, вы помните… Я от… И дело, считай, сделано.

- Чем, по мнению людей, можно помочь Путину, что они чаще всего предлагают?

- Огромное количество предложений, как ни странно, от интеллигенции, даже из нашей киношной среды мне звонят. Они говорят: «Давай, используй меня, хочешь, ролик сниму, хочешь, еще что-нибудь».

«Как ни странно», это потому, что интеллигенцию, а тем более киношную, Станислав Сергеевич неоднократно прежде называл «изначально предателями». (Лично слышал). А тут вдруг (?) оказалось, что вроде, как и не предатели вовсе. Жаль вот только Говорухин имен не называет желающих подработать на пропутинских роликах. Видать заняться им больше нечем, к большим формам не подпускают, или сами не горазды на большее.

- Так и кампанию можно провести почти бесплатно.

- Если бы мы взяли все деньги, которые нам предлагают... Ведь и фонд кандидата в президенты состоит из народных денег.

Заметили, какой тоской разит от первого предложения? Но какая, однако, честность, граничащая с секретом Полишенеля. Кто-то сомневался, что оплата путинских пропагандистов оплачивается «народными»? Ну, то есть, не только теми народными, конечно, что перешли в личное владение питерских за время их правления, а из дополнительных поступлений, конечно же, тоже. Правда, к чести активистов будет сказано, мелочевкой брезгуют. А также теми, кто нужное отчество так за 12 лет и не выучил: «Мы еще отсылаем огромное количество денег назад, потому что часто на почте неправильно пишут отчество или что-то еще. Люди присылают по тысяче, по две». Жаль опять, не уточнил, «по тысячи, по две» чего? Но в любом случае, погоды они не делают, а для пиара неплохо.

- Готовитесь ли вы ко второму туру? Допускаете ли такую возможность?

- В политической борьбе всё возможно. Учитывая, что «Единую Россию» обвиняют в нечестной игре, она вела себя, на мой взгляд, наиболее достойно...

Ага, именно это «наиболее достойно», надо полагать, и вывело на улицы массы людей. Что и сказать, не поняли глупые людишки достойнейших из достойнейших. Да и разве бывают другими однопартийцы самого Говорухина?

- Остальные пользовались некорректными приемами, недозволенными. В данном случае я говорю не об интернете, где просто антипутинская истерия, выдаваемая за глас народа. Наши политические противники передергивают, в их выступлениях есть клевета, умаление или умалчивание заслуг кандидатов в президенты, идет раздувание ошибок до глобальных масштабов. Конечно, у него были и ошибки.

И, заметьте, при обилии обвинений в адрес оппонентов ни одного конкретного примера.

- Поэтому в политической борьбе все может быть, но мой политический опыт подсказывает (а я хоть и режиссер, но и депутат Госдумы всех шести созывов, и начал выступать в политике задолго до Государственной думы), что проблема будет решена в первом туре.

Итак, Говорухин признает, что есть такая проблема – выиграть Путину уже в первом туре. Но, конечно же, и к опыту Станислава Сергеевича стоит прислушаться. Ибо он действительно знает, «как это делается». Потому как действительно многое повидал.

Вот как, к примеру, описывает политическую деятельность кинорежиссера известный сатирик и давний летописец российской политики Виктор Шендерович: «За четверть века, не меняя судьбоносного выражения на лице, сей «ворошиловский стрелок» прошел буквально по всем политическим рукам, которые случились в благословенном Отечестве - от Травкина, транзитом через Лебедя и Зюганова, до Лужкова и Путина».

Кстати, это далеко не первый случай, когда Говорухин говорит как о решенном вопросе, о том, что вроде бы должно решаться только на выборах. В частности, в 2005 году автору этих строк он заявил, что ему придется остаться в Думе, поскольку его об этом попросили люди из Кремля. (До парламентских выборов оставалась неделя). Соперником же по избирательному округу тогда у Станислава Сергеевича был, заметим, тот же Шендерович. Когда я рассказал об этом Виктору Анатольевичу, он только посмеялся. Действительно, что такое сатирик в сравнении с мнением из-за красной стены?

- Если говорить о возможности второго тура, кого можно воспринимать реальным соперником Путина?

- Зюганова.

- Если основной соперник — это Зюганов, то и кампания должна строиться «антизюгановская»?

- Нет, у нас этого нет. На мой взгляд, Зюганов самый приличный соперник. Это, может быть, мое личное мнение, поскольку я с ним дружу, мы играем на бильярде... Но я бы ему (Зюганову — «Известия») не доверил страну по ряду причин.

- По каким?

- Во-первых, мы прожили 70 лет при коммунистах. Но самое главное, что не понимают остальные, что 1990-е годы - этот кошмар организовали не демократы. Это делали партократы. Под маской демократов трудились над разрушением, над разворовыванием страны партократы. Могу пофамильно всех назвать. Это кандидат в члены Политбюро Ельцин, замглавного редактора журнала «Коммунист» Гайдар, руководитель Центрального телевидения, член Политбюро Яковлев. Во всех областях - первые или вторые секретари обкомов, во всех республиках - первые секретари ЦК, начиная с Туркменбаши. Так что где вы там видели демократов? Это коммунисты-хамелеоны довели страну до ручки.

Извиняюсь за длинную цитату. Но она важна для того, чтобы оценить талант Говорухина, долгие годы оставаться на плаву и одновременно держать нос по ветру. Но тут без небольшой исторической памятки не обойтись. Слово снова Шендеровичу: «Свое первое депутатство он встретил демократом - это еще носили в начале девяностых... Наваждение прошло бесследно вместе с провалом «Демократической партии», лицом которой сам Говорухин и был. Партия канула в небытие, но на лице не дрогнул ни один мускул. Летом девяносто шестого Говорухин уже призывал голосовать за Зюганова - причем не от своего имени, а, до кучи, чтобы мало не показалось, от лица всей творческой интеллигенции России (со скромностью Станислава Сергеевича может сравниться только его вкус). В девяносто девятом, поставивший уже на Лужкова, он пророчески назвал приход Путина катастрофой для России - назвал, замечу, публично. Тут уж, казалось бы, мосты сожжены, всё кончено... Ни-ни! То же строгое судьбоносное лицо, тот же суровый взгляд, новое депутатство».

Учитывая вышесказанное, тирады Говорухина «Известиям» можно трактовать следующим образом. Да, я раньше призывал голосовать за Зюганова, но был не искренен, сам бы ему страну не доверил. Но в 1996 году я являлся членом фракции КПРФ, пришлось говорить это. Теперь я член «Единой России». Потому – голосуйте только за Путина. Пока я у него «работаю лицом». Но ведь у меня есть и демократическое прошлое, ничего плохого про настоящих демократов я не говорил. Потому, если с нынешним работодателем что-нибудь случится, а проблемы, как мы уже говорили, есть, готов рассмотреть новые предложения. И заметим, продолжает честно отрабатывать свой хлеб.

Так, снятый с выборов Григорий Явлинский, по словам Говорухина, «никому не страшен, он хороший человек, обаятельный, интеллигентный, умный, но он абсолютно никому не страшен. У него поклонников не так уж и много, если говорить об огромной стране и если не говорить про Москву, Санкт-Петербург». А Михаил Прохоров, по признанию мэтра, только и способен, что отобрать «многие протестные голоса, которые ему не принадлежат».

Причем на вопрос о том, почему все-таки сняли Явлинского, Говорухин, отвечает «там подписи какие-то неправильные». Чувствуете иронию? Представляется, что знает он все по поводу серьезности обвинений в адрес того, вокруг кого могли бы объединиться демократически настроенные протестующие. Но нет, уютная работа не позволяет Станиславу Сергеевичу протестовать против предложенного выбора по сути между Путиным и Зюгановым. Тем более что и с одним, и со вторым у него налажены тесные связи. У него лично.

Остается добавить, что данный текст был написан не без сожаления к мэтру, ибо многими его художественными фильмами автор этих строк восторгался в детстве и восторгается сейчас. Во многом именно его, говорухинская, документалистика подвигла заинтересоваться политикой и сформировала из обывателя гражданина. Тем больнее в результате думать на тему, когда же и где Станислав Сергеевич был искренен.

Потому и хотелось бы обойтись без таких мыслей в анализе жизни и творчества мастеров украинских.

Как говорится, не дайте повод!