Под скромной личиной таксиста, скрывался...

Алексей Анатольевич Карпов
Есть в Интернете такая всезнающая энциклопедия под названием ВИКИПЕДИЯ, которую составляют и пополняют сами пользователи Интернета. Там в информации о фильме «Даурия» есть такое сообщение:
«На съёмках фильма «Даурия» в Сибири был подготовлен и снят единственный в советском кино уникальный эпизод, в котором актёр Шелохонов в роли Северьяна Улыбина верхом на коне прыгает с 70-метрового обрыва в реку. Прыжок коня с обрыва снимался с укреплённым на коне манекеном в казачьей форме. Во время съёмки этого единственного дубля конь погиб, а в следующей сцене, когда герой актёра Шелохонова плывет по реке, держась за гриву своего коня, уже использовался другой конь той же масти».
Мне удалось познакомиться с человеком, которого Википедия назвала «манекеном», это таксист из города Хвалынска Анатолий Геннадьевич Кузнецов. Несколько раз мне доводилось ездить с ним из Хвалынска до Балакова, и только случайно разговорившись в пути, я узнал, с каким удивительным человеком свела меня судьба.
Очень скромный и немногословный, он как-то вскользь обмолвился о своем каскадерском прошлом, еще не зная, что общается с журналистом. А, попав под шквал моих вопросов, незаметно для себя осветил многие эпизоды своей интересной жизни. Маленькие сенсации посыпались, как из рога изобилия: выяснилось, что он стоял у истоков балаковского спидвея, снимался в качестве каскадера во многих культовых фильмах советского кино, служил в спецвойсках КГБ…
С самого детства судьба готовила ему серьезные испытания, начиная с места рождения - городка Советская Гавань (Татарский пролив), что находится в 32 км от порта Ванино.  Сегодня это один из крупнейших российских портов на Тихом океане.... конечная точка БАМа,  край зон и лагерей.  Это глухое место в 1854 году было первым русским поселением в заливе Императорская Гавань (с 1921 года переименована в Советскую гавань).
Мать Анатолия умерла рано, когда он был еще ребенком, а отец, не захотев заниматься его воспитанием, сдал сына в детский дом. Это учреждение оказалось за тысячи километров от малой родины Кузнецова, в тихом Хвалынске, где в послевоенное время было около десятка детских домов. Пожизненным воспоминанием о детдомовском прошлом остались на руках незамысловатые наколки. - Глупые были, - ответил Анатолий на мой вопрос о происхождении татуировок. Какими были детдомовские детство и юность, он рассказывать не стал, ограничившись коротким  «нормально было», да и сравнивать суровый быт детского дома было не с чем... А вот занятия разными видами спорта накрепко вошли в его жизнь.
После окончания  Саратовского военного училища служил в Балакове, здесь же открыл для себя спидвей.  В 1963 году в городе были две команды гонщиков: одна представляла Саратовгэсстрой, другая - Комбинат искусственных волокон  - «КИВ». Тренировались на мотоциклах марки «ЭССО», которые работали на смеси метанола с касторовым маслом. Фамилии тренера Анатолий не вспомнил, зато запомнил его наставления, которые пригодились ему в будущем.
Однажды, разогнавшись во время тренировки на повороте, он  с такой силой врезался в бортик, что улетел на несколько метров от ограждения. На последующих заездах, подъезжая к этому месту, стал инстинктивно сбрасывать газ. Заметив это, тренер сказал: «Все свои страхи мы придумываем сами! С тобой ничего не случится, если ты будешь уверен в себе. На очередном заезде ты должен проехать это место на максимальной скорости, забыть о падении и не повторять прошлых ошибок!» Все получилось, как сказал тренер, а вскоре Анатолий вместе с братьями Гордеевыми уже побеждал на треке известных на весь Союз гонщиков из Уфы Кадырова и Самородова.
С Балаково Анатолия связывает еще одно знаменательное событие в его жизни. Здесь он познакомился с девушкой Валентиной, приехавшей на строительство Химкомбината  из Украины. - У нее отчество  Валентиновна было, я ее Валентиной в квадрате звал, а фамилия оказалась суровая Недоступ! Вскоре мы поженились, - с улыбкой вспомнил молодость Анатолий и добавил: - Жизнь как-то быстро пролетела, уже совсем скоро будем праздновать с ней «золотую» свадьбу!
После Балакова служил в Туркмении. Тогда в 1965 году в воинских частях начался отбор офицеров в спецподразделение КГБ.  Анатолий, пройдя  все проверки и испытания, был зачислен в это секретное подразделение. О своей службе он отказался рассказывать. - Нас научили не болтать, подписку о неразглашении давали. Однако одно обстоятельство выведать все-таки удалось: участвуя в одной из операций за пределами СССР, Кузнецов получил ранение, а после лечения в госпитале был комиссован и направлен для поправки здоровья в санаторий. Там-то и началась его каскадерская карьера.
; В санатории познакомился с ассистентом режиссера Борисом Соколовым, разговорились. Тот посетовал, что только у американцев есть каскадеры, исполняющие сложные трюки на мотоциклах. Я у него спросил, а что именно нужно сделать, и когда узнал, то решил попробовать. Тогда не было никаких каскадерских школ, все приходилось придумывать самому, режиссер лишь говорил, что ему хочется увидеть. Поэтому часто приходилось работать на грани «фола»...
Оказалось, что исполнять трюки с техникой мне придется в двухсерийном фильме «Сильные духом». Это подлинная история о советском разведчике Николае Кузнецове, который в тылу врага на Украине проник в ставку немецкого командования, похитил оттуда командующего карательными войсками и казнил его, приведя в исполнение народный приговор… В этом фильме мне пришлось исполнять трюки и за актера, игравшего роль разведчика, (Гунара Цилинского,  с которым мы оказались очень похожи), и за «немцев». Снимали с четырех камер, чтобы было поменьше дублей (трюки были достаточно опасные), а когда отсматривали отснятый материал, то не верилось, что это выполнили мы. Кстати, фильм занял 2-е место в прокате 1968 года, в нем снялись известные актеры Юрий Соломин, Вия Артмане, Люсьена Овчинникова,  Евгений Весник и другие.
Каскадерский дебют оказался для Анатолия удачным, его заметили и  стали приглашать на съемки в другие фильмы. На съемках детского военно-приключенческого фильма «Смелого пуля боится» - едва не убился, - вспоминает Анатолий. В фильме события происходили летом, а снимали в октябре, поэтому «ловили солнышко». Я в форме немецкого офицера на опеле-кабриолете, должен был на большой скорости перелететь через «взорванный» проем моста. Разогнался, но дали команду стоп (солнышко спряталось), я начал тормозить, но слишком поздно, и вместе с машиной ушел под воду. Чудом остался жив. 15 октября на свой день рождения делал последний в фильме трюк, и режиссер фильма сказал:  «Толя, я хочу сделать тебе подарок — мы снимем эпизод, где твое лицо будет показано крупным планом на весь экран. Он сдержал слово, хотя каскадерам лица «не засвечивают»... 
Вообще снимали все очень натурально. Режиссер договорился с одной бабкой, чтобы она продала свой дом, в который въедет танк. Домик был старенький, но бабулька запросила за него 2 тысячи, а в 1970 году это были не малые деньги. Договорились. Утром, видимо подумав, что киношники никуда не денутся, потребовала добавить еще тысячу! Все было готово: артисты, техника, камеры — деваться некуда! Режиссер Олег Николаевский деньги, конечно, нашел, но решил наказать старушку за жадность: «На тебе, бабушка, деньги, и отойди, танк ждать не будет!» На глазах у остолбеневшей бабули танк прошил дом насквозь, из которого вылетел визжавший от страха поросенок, а «Т-34» выехал увешанный занавесками, обломками мебели и разной утварью. Снято! 
В городе Черкассы, где проходили съемки, в это же время параллельно снимали фильм «Шельменко денщик»,  роль которого играл Михаил Пуговкин.
- Гостиница оказалась заселенной киношным людом. В тот день у меня был выходной, лежу в номере, отдыхаю, - вспоминает Анатолий, - вдруг в дверь постучались, и заходит Михаил Пуговкин: «Здорово, ты сегодня свободен от съемок?»  «Свободен», - отвечаю. – «Тогда собирайся, пошли в город перцовку пить! А то народу полно, а выпить не с кем!» Вот так, запросто, познакомился и пообщался с Михаилом Ивановичем. Несмотря на свою известность, Пуговкин оказался очень простым человеком. 
На съемках фильма «Даурия» тоже чудом остался жив, - продолжает свои воспоминания Анатолий. - Нужно было прыгать верхом на лошади с высоченного обрыва. Меня спрашивают, ты с лошадьми-то обращаться умеешь? Говорю, что была у нас в детдоме лошадь, но верхом на ней никогда не ездили. - Ничего, раз с техникой умеешь обращаться, то и с лошадью управишься.
 Прыжок в воду с обрыва окончился для лошади трагически. Видимо, в последний момент она испугалась и попыталась остановиться. Меня спасло то, что не вставил ноги в стремена, вылетел из седла и улетел по инерции в воду, а лошадь, не долетев до реки, разбилась о берег. Во второй раз решили не рисковать, и на лошадку посадили манекен в казачьей форме. Но мне еще дважды пришлось прыгать верхом на лошади с обрыва, уже с шести метровой высоты. В «Даурии» снималось много знаменитых актеров, включая Василия Шукшина. Но я приезжал только на время постановок трюков, и у меня, к сожалению, не осталось каких-то личных впечатлений от их присутствия на съемочной площадке. Каждый  занимался своим делом.
Между съемками в фильмах работал испытателем машин, которые разрабатывал в то время советский автопром. Например, готовится новая модель автомашины, инженерам нужно знать, какие узлы изнашиваются быстрее, где имеются слабые места. Пару месяцев мы гоняли на этих машинах по пересеченной местности, это было настоящее ралли! Затем машины переходили в руки экспертов, которые выносили свое заключение.
В конце 70-х режиссер  Олег Николаевский вновь пригласил меня в Сибирь на съемки фильма «Суровые километры». В этом детективе есть эпизод погони за преступником. Мне нужно было на грузовике с обрыва «перелететь» на дорогу, и преградить путь машине, в которой находятся преступники. Получилось очень эффектно!
Этот фильм частенько показывают по телевизору, и, глядя на выполнение этого опасного трюка, я всякий раз испытываю гордость, что мне удалось сделать это. Сегодня существуют профессиональные каскадерские школы, в которых проходят специальную подготовку, имеется хорошее техническое оснащение, и все просчитывается до мелочей. В наше время каскадеры-самоучки выполняли сложные постановочные трюки, надеясь лишь на удачу и личное мастерство.
Переехав в город своего детства Хвалынск, Анатолий Кузнецов думал, что с каскадерством покончено навсегда, работал водителем-дальнобойщиком на тяжелых «Урале» и «Шкоде». Но кино вновь пришло в его жизнь с фильмом «Очарованный странник», который снимали на  Хвалынской земле.
 - В «Страннике» я дублировал Александра Михайлова, сыгравшего там главную роль. Мы оказались с ним примерно одинакового роста и комплекции, поэтому, когда снимали  эпизоды, сопряженные с опасностью, я его подменял. Тогда многие из хвалынчан снялись в массовках и эпизодах. Хороший фильм получился!
Выйдя на пенсию, чтобы не сидеть дома, начал таксовать. Получается, что вся жизнь оказалась связанной с дорогой. Внук Володя пошел по моим стопам, закончил суворовское училище, будет поступать в одно из московских военных училищ.
…Когда мы уже подъезжали к Балакову, я вспомнил про отца Анатолия, увиделись ли?
- Так он сам меня нашел. Уже старенький приехал и завел разговор про алименты, которые, по его мнению, я обязан ему выплачивать. Я ему отвечаю: - Да какой разговор, батя, конечно, выплачу, только и ты сначала выплати государству деньги, которые оно затратило на мое воспитание и обучение. Он все понял, развернулся и уехал, больше я его не видел. Смотри-ка, незаметно  за час всю свою жизнь тебе рассказал...