В злословии, как и в краже, виновен потерпевший

Вера Эвери
"Достойно удивления, – пишет Гейне, – что супруг Ксантиппы мог стать таким великим философом. Среди этаких дрязг – да еще думать! Но писать он не мог, это было невозможно: после Сократа не осталось ни одной книги".

Незабвенный наш Мюнхаузен любил повторять: "В свое время Сократ мне сказал: «Женись. Попадется хорошая жена – будешь счастлив. Плохая – станешь философом. Не знаю что лучше»".

Есть, правда, куда менее оптимистичный вариант: "Попадется хорошая жена – будешь исключением…" – но мы ерничать не станем. Что толку? Никто теперь не знает, что Сократ говорил, а что после Платон с Ксенофонтом наврали (ученички были ребята с фантазией – одна Атлантида чего стоит!).

Но про Ксантиппу интересно. Чтоб прославиться рядом с Сократом, мало быть просто вздорной бабой. Что там за ней числится: лупила мужа сандалиями, била посуду, переворачивала мебель… крепкая, видать, была женщина. Хотя… кого нынче удивишь битыми тарелками?
Правда, Ксантиппа была девушкой из хорошей семьи – аристократкой (именами с благородным корнем "типос" в Афинах кого попало не называли), ей-то бить горшки не по чину.
Но!
Надо же обстоятельства учитывать. Сократ женился 50-летним дядькой, а Ксантиппа едва из пубертатного возраста вышла. Муж девушке достался – тот еще подарок: сутками дома не ночевал, шлялся по городу и молол языком о высоких материях. Нет, чтоб о насущном подумать! А попойки с дружками! А насмешки соседей! Был бы Сократ уважаемым человеком, разве казнили бы его за богохульства и развращение молодежи? Ведь судей-то (на минуточку!) пятьсот человек было (речь не о том, кто прав).

Ну как? Молодка с тремя малолетками на руках (старший – Лампрокл на момент смерти 70-летнего(!) отца был подростком) и никчемный с житейской точки зрения супруг – бездельник, пустомеля без определенных занятий. Хотя и умница, конечно.
Станешь тут ворчать, ногами топать и столы переворачивать – раз на них поставить нечего.
Говорят, Ксантиппа в ярости мужу на голову горшок помоев вылила, а он утерся да изрек: "Громы Ксантиппы нередко предвещают дождь".

В другой раз пылкая женщина, встретив на базаре праздношатающегося супруга, в гневе сорвала с него плащ и изодрала его в клочья – так говорят. Врут небось. Толстую домотканую холстину разодрать – это вам не гнилую простыню ивановской швейной фабрики.

Однако громкой славой в веках Ксантиппа обязана не столько своим выходкам, сколько выдумкам мужниных учеников. Особенно одного – неудачника Ксенофонта, угодившего из философов в солдаты. После смерти учителя он написал сочинение под названием "Пир", по которому и судят нынче о злонравии Сократовой жены.

Хотя, казалось бы, с чего ученику клеветать на жену учителя?
Оказывается, был мотив! И притом чисто философский. Дабы показать мудрость и величие Сократа нужен был антипод – скопище всех пороков. Тут-то Ксантиппа и подвернулась. Вот Ксенофонт и "украсил" ее образ в меру своей фантазии. Правда "Пир" – произведение художественное и к тому же шутливое, но кто станет разбираться!

Справедливости ради, стоит отметить, что о бедной женщине не только гадости писали. И Платон и тот же Ксенофонт в "Воспоминаниях о Сократе" (теперь-то шутки в сторону!) называл Ксантиппу заботливой женой и самоотверженной матерью. Но видно "первое слово дороже второго" – никто этому не поверил.

Что касается самого Сократа, когда его спросили что лучше, жениться или не жениться, он ответил:
– И в том и в другом случае будешь раскаиваться.