Мой маленький большой друг

Рената Гордиенко
                (Повесть-воспоминание о жизни воробушка.)


      В суете жизни мы порой не замечаем ,как вокруг нас скачут маленькие
    серо-коричневые комочки- воробьишки, они ловко увертываются из-под
    наших ног. Им постоянно приходится быть в напряжении: то в поисках
    пищи,  то надо остерегаться наших ног, автомашин , много опасностей
    поджидает их вокруг. Мы называем птиц и животных нашими меньшими
    братьями,нам кажется, что мы их любим. Но так ли это?
      Когда случаается беда с ними, мы часто оказываемся неспособными
    оказать им настоящую помощь, которая требует терпения,заботы, внима-
    ния и умения.Мне довелось в жизни столкнуться с таким обстоятельством.
      Хочется рассказать историю о маленьком воробышке, который стал членом
    нашей семьи.
      1987 год. Апрель. Раздался стук в дверь, открываю - в дверях мой внук.
    Выражение его лица загадочное и озабоченное. Он проходит в комнату и
-   раскрывает руку - в руке воробышек:маленький, взъерошенный, испуганный
    и, видимо, больной и ослабленный.
      -Ба,что с ним делать?- спрашивает внук, одиннадцатилетний мальчик.
      -Как что,-отвечаю ему,-надо спасать,выходить его, вырастить и вос-
      питать.
      Птенчик был очень слаб, ничего не ел, даже не пил воды.Попытка на-
    кормить его кусочком червяка(Юра - так зовут внука-накопал немного чер-
    вей), напоить капельками воды - ни к чему не привела.Птенчик умирал.
    Тогда Юра обмакнул палец в воду и стал влажным пальцем с капелькой
    на конце раздражать клюв птенчика, тот невольно открыл рот и прогло-
     тил капельку, потом еще - так он стал пить.После этого он съел кусо-
    чек червячкв и крошки хлеба.Казалось, кризис миновал, и наш найденыш стал
    поправляться и расти.Клетки у нас не было, и мы посадили его в верхний
    отсек секретера, предварительно убрав из него книги.Поставили баночку
    с водой,накрошили кусочки мягкого хлеба. К стенке отсека Юра прикрепил
    на пластилине два карандаша, как будто веточки, куда смог садиться птен-
    чик. Приоткрыли стекло в отсеке, чтобы попадал воздух.Поскольку у во-
    робушка грудка была серенькая, мы решили, что это "девочка"и дали имя
    Вера - Верочка.Он стал нашим любимцем, а вернее - любимицей.
     Прошел месяц.Вдруг мы стали замечать, что у Верочки появился под клю-
    вом галстучек и на грудке черное "жабо". Мы поняли,что это не девочка,
    а "мальчик", и стали звать Верунчиком.
       В июне Юра уехал на лето к другой бабушке, а ко мне вскоре приехал
    мой старший внук Сергей(ему было пятнадцать лет).Он принес клетку, и мы
    стали приучать нашего любимца спать в клетке на жердочке. На ночь ее за-
    крывали, а утром и весь день клетка была открыта.Там всегда стояла баноч-
    ка с водой и насыпано пшено.Клетка находилась на столе в большой комнате,
    я специально накрыла стол клеенкой, чтобы ее всегда можно было вымыть.
      Верунчик любил бегать по столу, собирать хлебные крошки, ягодки и вообще
    все,что мы ему клали на стол.В пище воробышек был неприхотлив.Со стола
    он никуда не стремился,т.к.летать не умел, а прыгать боялся.
      Шло время, и наш Верунчик подрос. Я решила научить его летать.Сна-
    чала поднимала его над столом невысоко и отпускала, он распрямлял
    крылышки и смешно опускался на стол, но так как не мог тормозть,то
    скользил лапенками по клеенке, а потом садился на хвостик.Это было
    забавно.Постепенно я поднимала его над столом выше и выше,но он никак
    не мог сразу приземляться.Наконец ему удалось плавно опускаться и
    сразу останавливаться.Это была наша с ним первая победа.Потом я на-
    чала его обучать подниматься ,теперь я подбрасывала снизу вверх.Он
    стал залетать на стул, тумбочку,опускался на пол.Постепенно крылышки
    окрепли, и наш любимец сделал первый круговой полет.Это был знамена-
    тельный день:он сидел на столе, я отошла к дивану и позвала:
    - Верунчик,лети сюда ко мне!
    Вдруг он вспорхнул и полетел,сделал круг,опустился на мое плечо и,
    наверное,сам удивился себе.Потом стал летать по комнате,полетел в
    другую, на кухню- осваивал свою территорию.Это была наша вторая по-
    беда.Он часто кружил надо мной,как бы призывая лететь с ним,не понимал,
    почему я,его мама, не лечу, как он.
     Наблюдая за птицами в природе,я видела, что они любят барахтаться
    в песке, в земле.Это нужно для избавления от насекомых,которые за-
    водятся у них в перьях.Я принесла песок, насыпала в коробку из- под
    обуви,а потом решила "искупать"Верунчика.Но он очень ипугался и ко-
    робки, и песка.Тогда я высыпала песок на газету и посадила своего
    любимца.Он с удовольствием барахтался в песке и клевал песчинки и
    мелкие камушки.Такие процедуры  необходимы для перьев и желудка.Наблю-
    дать за ним было интересно:то он клювиком и "щечками"зарывался в
    песок, то вибрировал крылышками и хвостиком по песку, потом встря-
    хивался весь и взлетал вверх.Помимо песочных ванн, я приучила его к
    купанию. Как только он начинал чесаться, я устраивала ему "баньку".
     Надо сказать, что чесался он, как кошка или собака:просунет лапку
    между крылышком и туловищем,достанет до головки и начинает ее чесать
    быстрыми движениями.Купала я его под краном:делала тоненькую струйку,
    брала в левую руку и подставляла под воду сначала животик,а потом кры-
    лышки и хвостик,при этом старалась не замочить головку.Он лежал спо-
    койно,как бы блаженствуя.Согревался он обычно у меня на груди под
    халатом.Выпархивал из-под халата высохшим, красивым,перышки блестели,
    были нежными и пушистыми.Когда он стал совсем взрослым, купание стало
    проще:я наливала в миску чистой воды, и он сам в ней купался,а потом
    летел ко мне сушиться.
      Верунчик стал совсем ручным,доверчивым, ласковым, любил сидеть в
    ладошке, особенно, если я сделаю из нее "гнездышко".Когда он был еще
    совсем маленьким, то почему-то мерз, ему все время было холодно.Тог-
    да я брала его к себе и старалась согреть,по утрам он сам прилетал
    ко мне в постель,забирался под одеяло, высунув только головку и про-

   
    должал спать.Эта привычка "досыпать" со мной по утрам сохранилась до
    конца его жизни.
      Осенью ко мне приехали дочь с мужем. Они тоже очень полюбили Верун-
      чика, и он платил им тем же:садился на плечи, на руки, доверял себя.
      Однажды произошло событие,которое всех нас взволновало.К Сергею
   пришли приятели, но его не было дома, я разговаривала с ними через
    порог,дверь была открыта.Когда они ушли,я почему-то хватилась Верун-
    чика, но его нигде не было.мы в тревоге стали искать, звать нашего
    любимца,но все было бесполезно.Я думала, что он вылетел ,когда при-
    ходили ребята.В волнении я побежала разыскивать их.Зная,где обычно
    собирался внук с друзьями, я пошла туда, нашла ребят,но они не видели
    птичку.В отчаянии вернулась домой, где меня не ждала радость.Мы все
    пригорюнились, не знали,что и думать,как он мог и куда исчезнуть.
       Прошло несколько часов,каждый занимался своим делом,настроение
    у всех было плохое,в квартире воцарилась тишина...и вдруг послышалась
    какая-то возьня,шебуршание - мы замерли, отвлекшись от своих дел.
     -Мама, ты слышишь?-шепотом спросила дочь.
     -Да,-также тихо ответила я.
     Зять,Андрей,встал с дивана(он читал книгу) и решительно направился
    в третью комнату.Снова стало тихо.Потом Андрюша позвал нас и сказал:
     -Посмотрите на штору, мне кажется, что там кто-то есть.
    Мы подошли к окну и посмотрели на внутреннюю форточку,которая была
    открыта и почти прикасалась к стене,штора прикрывала ее, а за шторой
    послышалось какое-то движение - мы откинули штору и увидели наше со-
    кровище.Так благополучно завершились наши поиски и улеглись тревоги.
     -Давайте,- предложил Андрей,-сделаем для Верунчика насест за шторой,
    раз уж он облюбовал это место для себя.
    Так и решили поступить.Андрей нашел подходящие две палочки:одну при-
    крепил параллельно стене, а другую прибил к первой перпендикулярно
    стене,получилась буква Г,причем верхушка ее выходила из-за шторы и
    получалась площадка,на которую садился воробушек, а потом уже прятался
    за штору.Так он сам себе нашел место, где в любое время мог уединиться.
      Когда я просыпалась раньше его,то любила наблюдать за моментом его
    пробуждения.Сначала слышу какое-то движение за шторой,потом она начи-
    нает "шевелиться", затем у края шторы появляется его головка,следом
    выходит он весь, немного посидит на площадке, еще мгновение и...он
    летит ко мне на кровать,забирается под одеяло, высунув головенку и
    продолжает дремать, но уже со мною.Если мой любимец просыпается в иг-
    ривом настроении,то начинает со мною играть.Подпрыгивает,виляет хвос-
    тиком, стрекочет крыльями,а я вращаю кистью руки, потом отдергиваю
    руку, словно боюсь,он начинает нападать на нее,подпрыгивает вверх,
    как кошка,стараясь клюнуть.Такая игра бывала у нас не только на по-
    стели,но и в комнате на полу, и на диване.Часто сам вызывал, чтобы
    с ним поиграли.
      Сейчас, когда я делаю эти записи,он сидит на листке бумаги и по-
    клевывает написанные строчки или старается клюнуть в шариковую ручку.
    Ему нравится сидеть на страницах книги или газеты, если я читаю,причем
    усаживается именно туда,где я читаю в данный момент,мне приходится его
    осторожно пальцем "просить" с этого места.
      По вечерам вся наша семья любила сидеть в большой комнате и слушать
    чтение Андрея (он читал тогда для нас вслух Булгакова "Мастер и Марга-
    рита").В тот вечер Андрей с книгой расположился на диване, старший внук
    там же,а я и дочь Елена - в креслах.Я просто отдыхала, а Лена вязала
    кофту,но поскольку нитки использовались разного цвета,то приходилось
    их обрывать, чтобы подвязать другую,поэтому маленькие обрывки ниток
    падали ей на колени.Видя это, наш Верунчик садился к ней и начинал все
    эти ниточки собирать в клюв.Собирал он их помногу, и получалась забав-
    ное зрелище:маленький воробушек, и по обеим сторонам клюва торчат,как
    огромные усы,разноцветные пучки ниток.Мы от души хохотали над ним, а
    он важно,с достоинством восседал на коленях или с этим пучком пере-
    летал на стол и оттуда посматривал на нас.
    Любил он играть с рукой:я обычно делала круговые движения над его
    головой,а он подпрыгивал,при этом вилял хвостиком,стараясь клюнуть
    меня в руку.Все это  происходило резво, с веселым настроением, в
    быстром темпе.
       Поскольку воробушек был всеобщим любимцем,то каждый старался на-
    зывать его различными ласковыми именами:Верулясенька, Лясенька,Ве-
    рунидзе, Илясик,Лядотонюшка,Лядотоня,Ледек,Ледочка, и,наконец,мы оста-
    новились на имени Леда- это коротко и удобно произносить.
       Теперь в своих воспоминаниях я буду называть его Ледой.
       Шли дни, месяцы,годы...Трудно сейчас восстановить все в хронологи-
    ческой последовательности,да это, впрочем, и неважно,важно другое:
    раскрыть характер этой маленькой дикой, а ставшей ручной птички;по-
    казать возникшие взаимоотношения между человеком и воробьем,взаимное
    понимание,тесный контакт.
       Мы знаем,что собака предана хозяину,всегда бросится защищать его,
    а вот представить себе,что воробей станет защищать человека,это ка-
    жется невозможным.Я вспоминаю случай из нашей с Ледой жизни.Как-то
    пришла ко мне приятельница со своим мужем.Я пожаловалась ей,что у меня
    стала очень болеть спина,поясница.Она предложила мне,чтобы ее муж(он
    был экстрасенсом)полечил меня бесконтактным методом.Я согласилась и
    легла на диван вниз животом.Виталий Николаевич стал руками делать
    пассы над моей спиной. Леда в это время находился в другой комнате,
    дверь в которую была открыта, и он мог видеть происходящее.Неожидан-
    но для нас он вылетел из этой комнаты,подлетел ко мне,уселся на ноги
    и,как только Виталий Николаевич делал рукой пасс,он наскакивал на его
    руку и старался клевать ее.Мы были поражены его храбростью,бесстраши-
    ем и самоотверженностью.Потрясающе,как эта маленькая птичка налетала
    на большого человека,стараясь меня защитить.Я сразу вспомнила рассказ
    Тургенева о маленьком воробушке,который храбро защищал своего птенца,
    летая перед пастью огромного пса и уводя его подальше от птенца.Но
    то была мать и птенец.А я не птенец для него и даже не сородич,видимо,
    для него было важно что-то другое,что заставляло эту кроху "спасать"меня.
    Я вынуждена была встать,поместить его в дальнюю комнату и закрыть дверь.
    Мы тогда,конечно,посмеялись над его рыцарским поведением.А я потом по-
    думала,какой отважный мой славный Ледочка,как он храбро бросился на
    мою защиту.Смелое, доброе,благородное его сердечко!!!
      Его любовь,преданность,привязанность ко мне не раз проявлялась в
    разных эпизодах нашей жизни.Я убеждалась в этом неоднократно.После смер-
    ти мужа (он умер в 1990 году,Леде было 3 года)я часто плакала, оставаясь
    одна.Помню,как-то утром я проснулась поздно,на душе было тяжело,нахлынули
    воспоминания о муже, и я стала рыдать.Вдруг я почувствовала,как ко мне
    на плечо опустился Ледочка и стал нежно прикасаться клювиком к моей щеке,
    как будто хотел меня утешить.Я была поражена до глубины души.Это было
    бальзамом на рану.Рыдания прекратились, я взяла его в руку и стала цело-
    вать в щечки, приговаривая:"Утешитель ты мой, утешитель!"
      Но я не до конца была уверена,что он это сделал сознательно,и решила
    устроить ему испытание на чуткость и жалость ко мне.
      Дело было вечером.Он уже забрался к себе за шторку,чтобы спать.Свет в
    той комнате был выключен.Большая комната,где я сидела в кресле,напротив
    была освещена,дверь в его комнату открыта.Я закрыла лицо ладонями и ста-
    ла имитировать рыдания,а сама посматривала сквозь пальцы в его комнату,
    продолжая все громче рыдать,всхлипывать.Вижу, как он показался из-за
    шторы,посмотрел на меня,потом вспорхнул, прилетел ко мне и сел на плечо.
    Я продолжала "рыдать".Он приблизился к щеке и стал нежно клювиком ка-
    саться ее.Я не выдержала,взяла его в руки и стала ему говорить:"Ледо-
    тонечка мой,мое сокровище,радость моя,да какое же ты чудо,роднульчик
    ты мой,успокойся,утешитель мой.Все хорошо".Он посмотрел на меня своими
    глазками-бусинками  и,казалось,понял все и успокоился, я встала,включила
    свет в его комнате, и он улетел к себе за шторку.Я выключила свет,за-
    крыла дверь,чтобы ничто больше его не тревожило,и он мог спокойно спать.
    Испытание на преданность,чуткость и сознательность действий он сдал на
    "отлично".
       Я не раз убеждалась в осознанности поведения птички.Примеров этому
    много,но я приведу такой.Когда ему было что-то надо от меня,он старал-
    ся привлечь мое внимание на себя.Я заметила, что вечером он подлетал ко
    мне и довольно больно щипал меня за шею,я отмахивалась, но он настой-
    чиво продолжал щипать.Я недоумевала, в чем дело.Тогда я, чтобы он от-
    стал от меня,пошла в его комнату,включила там свет...и что же? Он мо-
    ментально вспорхнул и улетел к себе за шторку.Эврика!Я поняла, что ему
    было нужно.С тех пор как только он начинал клевать меня в шею,я сразу
    включала свет в его комнате,и он летел спать.Так мой любимец "втолко-
    вал" мне,что его,как ребенка,надо вовремя укладывать спать.И я стала
    с этим считаться.Ну разве это не проявление осознанности действия?
      Были в нашей жизни и трагические моменты,когда наше сокровище на-
      ходилось на грани смерти, и к нашему прискорбию виноваты в этом
.   оказывались мы.
     Как-то раз,придя с работы, я заметила,что и Лена,и Андрей странно
   смотрят на меня.Я сразу почувствовала тревогу.Спросила:"Что случилось?"
   Лена замялась и стала как бы готовить меня к тому,что она собирается
   мне сказать7
   -Понимаешь, мама,ты только не волнуйся,в общем-то Ледочка жив, но...
   видишь ли,Андрей не заметил,что Леда скакал в большой комнате у двери,
   и резко открыл эту дверь,Леда не успел отскочить и, получив удар, упал.
   Андрей испугался,стал приводить его в чувство.Наконец удалось привести
   его в сознание, и он открыл глазки.Сейчас он лежит у тебя на кровати.
   Я кинулась в свою комнату и увидела своего любимца,лежащего тихо,ослаб-
   ленно, взяла его осторожно в ладонь.Он не стонал,но так жалобно смотрел
   на меня,словно хотел что-то сказать.Я поцеловала его,погладила,нежно
   прижала к груди,приговаривая:
   -Маленький мой,Ледотонюшка,лапочка моя,любимчик мой,сокровище мое.
   А он смотрел на меня, и, казалось,что ему становилось легче.Он пробо-
   лел четыре дня,выздоровел и снова стал весело скакать и чирикать.Все
   эти дни я его укладывала спать на стуле на мягкие тряпочки, а стул
   ставила рядом со своей кроватью.Воду и пищу приносила либо на стул,
   либо на кровать в зависимости оттого, где он лежал.Постоянно молила
   Бога,чтобы Леда не умер.И Господь явил мне свою милость,подарив ему
   жизнь.Радость наша была безмерна,казалось,что это мы выздоровели.
    Он по-прежнему доверял нам:в мое отсутствие садился на плечи,на ру-
   ки и Лене, и Андрею.Теперь, уходя из дому, мы стали закрывать его в
   моей комнате,чтобы избежать нового несчастья.Когда я приходила домой
   и раздавался мой голос,он уже ждал меня у двери в моей комнате и,как
   только я входила в нее,сразу взлетал ко мне на плечо. Так я с ним и
   ходила весь день.Когда я готовила на кухне пищу,он,сидя у меня на пле-
   че,внимательно следил за продуктами, из которых я готовила.Если его
   привлекала какая-то пища,ему чего-то хотелось,он дергал меня за ухо
   и,если я не сразу угощала или давала не то,что ему хотелось,то  те-
   ребил за ухо до тех пор,пока не получал желаемое.Особенно Леда любил
   тесто,ел торопливо,с какой-то даже жадностью.Как только я начинала ме-
   сить тесто,он уже дергал за ухо очень настойчиво,иногда приходилось
   угощать довольно жидким тестом,иначе защиплет ухо.Вот такой был у него
   нетерпеливый характер.
      Осенью Андрей и Лена,получив приглашение работать в другом городе,
   уехали из Новосибирска.Я осталась одна со своим любимцем.
     Шли годы...Ледочка взрослел,все больше привязывался ко мне,а я к нему.
   Мы хорошо понимали друг друга.Когда я хотела днем отдохнуть,то говорила
   ему:"Лёдочка, немного вздремну,как ты?Составишь мне компанию?"- и направ-
   лялась в свою комнату. Он вспархивал с плеча и вперед меня летел туда,
   садился на кровать и ждал,когда я лягу.Как только я ложилась,он пристра-
   ивался на подушке около моего лица.И так мы с ним отдыхали.Если во время
   нашего дневного сна кто-то звонил в дверь, я поднимала голову, спрашивая:
   -Кто это там может быть?
   Он вскакивал, поворачивал головенку в сторону двери и начинал волновать-
   ся.Я вставала, он садился мне на плечо, и мы шли выяснять, кто же к нам
   пришел.Если это был человек, знакомый мне,но незнакомый ему, то он пря-
   тался за мою шею и оттуда наблюдал за вошедшим.Если же это был знакомый
   ему, бывавший не раз у нас, да еще приятный для него, то он не прятался
   за шею, сидел спокойно и наблюдал за нами,а иногда мог и сесть пришед-
   шему на плечо, но это лишь только к тому человеку, который позволял ему,
   неоднократно бывая у нас.
     Меня всегда удивляло,как он среди моих знакомых различал людей, добро-
   желательных,любивших животных,и людей суховатых, эгоистичных,никогда
   не державших животных у себя дома.Отсюда диктовалось и его поведение:
   к одним Лёда относился доверчиво,мог сесть на руку, на колени, на пле-
   чо; и людям нравилось это,они улыбались Ледочке,а он позволял им себя
   погладить,и я наблюдала,как душою человек становился мягче от нежного
   общения с птичкой.
     К тем же,которых он не любил,относился настороженно,никогда не садил-
   ся к ним, смортел на них с недоверием.Особенно он не любил одну мою под-
   ругу,которая часто мне говорила:"Зачем ты его держишь? От него лишняя
   грязь,забота, выпусти его,меньше хлопот будет."
    Я обычно отвечала:"Не могу это сделать, потому что он погибнет,если
   его выпустить, ведь он не приспособлен к уличной жизни,не знает,как
   находить пищу, где ночевать,да и воробьи не примут в свою стаю.Ты же
   видишь,ему здесь хорошо,он привязан ко мне,да и я очень его люблю,он
   скрашивает мое одиночество,это моя отдушина, мой утешитель."Но ей по-
   добное было непонятно.А Лёда как будто понимал наш разговор и не вы-
   носил ее присутствия,нервничал,когда она приходила ко мне.
     В июне 1990 года ко мне приехала младшая дочь Валентина и привезла
   с собою кошку Полюшку.С этого момента в квартире установилась напря-
   женная атмосфера.Лёду мы закрывали в моей комнате,а Полюшку держали
   либо в большой комнате, либо на кухне.Если я выходила из своей ком-
   наты с Лёдой на плече, то Валя держала Полюшку у себя на руках, а я
   проходила с ним в кухню или в ванную.Теперь Лёда все больше находился
   в моей комнате в одиночестве,а он привык к общению.Можно было наблю-
   дать из большой комнаты,как он топчется под дверью.А кошка у этой двери
   со стороны большой комнаты пытается просунуть лапку под дверь и все
   принюхивается.Картина была забавная, но,если вдуматься, довольно опас-
   ная и напряженная.Однажды,как обычно,я пошла с Лёдой на плече в кухню.
   Валя сидела с кошкой на руках за столом, муж - на диване.Все вроде бы
   спокойно.В тот момент,когда я поравнялась с Валей, Лёда вдруг вспорхнул
   и полетел, сев на ковер, висевший над диваном.Кошка рванулась из рук
   Вали и бросилась на диван за птичкой. Она протянула за ним лапу, но
   Лёда поднялся выше, а муж успел схватить Полюшку. Я подбежала к ковру
   и сняла с него Лёду.Инцендент был исчерпан,но напряжение еще долго оста-
   валось.С тех пор мы стали более бдительными и осторожными.
      В конце августа от тяжелой болезни скончался мой муж.В это же вре-
   мя приехал от бабушки сын Вали, мой младший внук, Юра.Вскоре Валя уеха-
   ла к своему мужу в Одессу.И мы остались жить втроем: я, Юра и Леда.Теперь
   стало спокойно в квартире,так как Валя забрала с собой Полюшку.Лёда мог,
   ничего не опасаясь, где угодно летать, скакать, сидеть.
      В зимние каникулы одноклассница Юры принесла нам белого маленького
   попугая-самочку,чтобы мы присмотрели за ней в течение двух недель,пока
   они будут в отъезде.Попугайчиха(так мы стали ее звать)сидела на жердоч-
   ке и любовалась на себя в зеркальце.Каждый день мы выпускали ее полетать;
   и вот тут начинался цирк.Как только она вылетала из клетки,сразу же ис-
   кала Лёду и подсаживалась к нему,где бы он ни находился:сидел ли у меня
   на плече или скакал по полу.Он же сразу отгонял ее от себя.Особенно бы-
   ло забавно смотреть,когда Лёда сидел у меня на плече.Она подлетала ко
   мне и тоже садилась рядом с ним.Он этого не выдерживал и яростно сго-
   нял ее с плеча,причем стараясь догнать и клюнуть.Но не тут-то было:
   она была с настырным характером и продолжала его преследовать.Он ревно-
   вал ее ко мне,к квартире и,особенно,к своему гнезду, за шторкой.Как только  он залетал за шторку,она подлетала туда и садилась на выступ жердочки.
   он залетал к себе в гнездо,она подлетала туда же,садилась на выступ жер-
   дочки и потихоньку продвигалась к нему за шторку.Увидев это,он выскакивал
   из-за шторки и с гневным криком прогонял ее оттуда.Она улетала,а он про-
   должал ее преследовать,норовя посильнее клюнуть.И хотя она постоянно делала
   попытку подружиться с ним,ей так и не удалось это.Лёда был непримирим.
   Его ревность и чувство собственности взяли верх над остальными чувствами.
   Он был хозяин в квартире и не допускал никого на свою территорию.
     Как-то друзья Юры принесли к нам самочку воробья,мы решили создать
   семейную пару,но Лёда не принял ее, и птичку пришлось выпустить.Так и
   остался он бобылем до конца соих дней.
     В начале весны к нам приехала съемочная группа телевидения от про-
   граммы "Кинополис".Увидев троих незнакомых людей, Лёда заволновался.
   Когда установили и включили прожектора, он заметался по комнате,летал
   из угла в угол,делал круговые полеты, потом, немного привыкнув к этой
   обстановке, сел ко мне на плечо и успокоился.Один из операторов по-
   дошел к столу,где находился телефон,и стал набирать номер.Лёда неожи-
   данно слетел с моего плеча и, сев к нему,начал щипать за шею.Оператор
   хотел его сбросить,но Лёда пересел с одного плеча на другое, никак не
   давая ему позвонить.Я сказала:"это мой любимец не хочет,чтобы кто-то
   чужой звонил по телефону,это только привилегия для меня."Одним словом,
   ревнивый хозяин и собственник.Мне пришлось взять воробья к себе и дать
   возможность позвонить.Потом Лёда позволил снять себя и довольно хорошо.
   Даже продемонстрировал,как он просит у меня пить: сидя на плече около
   уха он произнес четко "пить",я тут же поднесла чашку с водой, и он по-
   пил.Позже этот отснятый материал показывали по телевидению.
      Однажды,это было в июне,возвращаясь домой из магазина, я увидела,
   как птенчик воробья скакал в траве,делая попытку взлететь,но у него
   ничего не получалось, так как он был совершенно мокрый.Видимо,он про-
   мок после только что прошедшего дождя.Я взяла его в руку и понесла к
   себе домой.Он весь дрожал, но, постепенно согреваясь в моей руке,пере-
   стал дрожать.Он не делал никаких попыток вырваться из руки, только вер-
   тел головкой,посматривая на меня.Придя домой, я вымыла его,так как он
   был очень грязный,взъерошенный.Я завернула его в тряпочку,чтобы он не-
   много просох, а потом посадила к себе на плечо.И вот тут-то началось
   нечто невообразимое.Лёда, увидев воробья,сидящим на моем плече,"ринул-
   ся в бой" на него,стараясь как можно сильнее клюнуть,птенчик пищал.На
   мои слово "перестань",Лёда,не реагировал никак.Наконец ему удалось сбро-
   сить с плеча птенчика,но он на этом не успокоился,слетел на пол и про-
   должал его клевать.Тогда я прикрикнула на Лёду, что нельзя так.Видимо
   мои слова подействоали, и он оставил птенчика в покое.Пришлось моего
   храбреца закрыть в другой комнате,чтоьы дать возможность воробушку про-
   сохнуть.Все это время он сидел у меня на плече.Наконец он высох,стал
   пушистым,красивым и совершенно не боящимся меня.Можно было запросто ос-
   тавить его у себя,и он подружился бы со мной.Но я не могла этого сделать,
   потому что общение с этим птенчиком принесло бы страдания моему Ледочке,
   а я этого не хотела.Кроме того у птенчика были родители,я видела их,когда
   забирала его.И я решила выпустить маленького найденыша,но сначала прове-
   рила,как высоко он может летать.И он не заставил себя ждать.Почувствовав
   легкость,он вспорхнул,полетел и сел на ковер под потолок.Взяв его снова
   в руку,я вышла на улицу к тому месту, где его нашла.В тот момент я не
   увидела ни одного воробья.Куда они исчезли, было не понятно.Я раскрыла
   лодонь,воробушшек некоторое время сидел спокойно, а я все ждала появле-
   ния птиц.Вдруг мой птенчик вспорхнул и полетел,усевшись на вершину вы-
   сокого тополя.Я такого полета никак не ожидала.Как только он сел на вет-
   ку, сразу же, откуда ни возьмись, прилетели к нему воробьи и защебетали.
   Теперь мой Лёдочка мог спокойно чувствоать себя в квартире,оставаясь хо-
   зяином и кумиром.
     Время неумолимо двигалось вперед.Много перемен произошло в нашей жиз-
   ни:у старшей дочери родилась девочка в 1993году,а летом следующего года
   родился мальчик,Юра,мой младший внук, женился,а в сентябре этого года у
   него родился сын.Лёдочке было уже семь лет.Он являлся не просто домаш-
   ней птичкой,мы к нему относились, как к члену нашей семьи.Когда я находи-
   лась дома,он постоянно был со мною,все понимал. Стоило мне сказать:
   -Ледочка,пойдем на кухню,надо обед готовить,-он,опережая меня,летел на
   кухню,там садился на плечо,и мы готовили обед.Помню,он дремал на диване
   в большой комнате,а я была на кухне и решила позвать его есть морковку,
   крикнув:"Ледотонюшка,иди морковку кушать!"-он моментально сорвался с мес-
   та и прилетел ко мне.Конечно,годы уже сказались на нем:он меньше стал
   лететь по комнатам,больше сидел где-нибудь и дремал,реже пел,хотя рань-
   ше он очень красиво пел с переливами голоса,как трели или рулады.Я даже
   его пение записала на кассету.
     Летом 1994 года Лена,старшая дочь,попросила меня приехать к ней и по-
   мочь в воспитании детей.Я согласилась,но с условием,что Лёдочку возьму
   с собой.Сразу возникла проблема:как и в чем его везти.Нашла маленькую
   плетеную корзиночку,посадила его туда и накрыла марлей.Он не вырывался,
   сидел спокойно.Так я взяла его с собою в поезд.Ехали мы сутки.В купе
   была еще одна женщина,и я выпустила Лёду из корзиночки.Он сразу сел ко
   мне на плечо и так ехал со мною всю дорогу.Когда я хотела пойти умыть-
   ся и оставила его на постели,то он поскакал вслед за мною и жалобно за-
   пищал.Пришлось посадить на плечо и так идти по коридору вагона.Прохо-
   дившие мимо пассажиры удивлялись,что он никуда от меня не летит.Мне,ко-
   нечно,было приятно удивление людей,но главное,я поняла,как привязан ко
   мне мой любимец,ни на минуту не хотевший остаться один.В общем он бла-
   гополучно перенес переезд.
      Михайловск,куда мы приехали,маленький провинциальный городок,располо-
   женный между двух гор,в живописной местности,жителей двенадцать тысяч.Мне
   он понравился,после большого города казалось,что я попала в другой мир.
   Леда первые дни присматривался к новой обстановке,но не тревожился,так
   как встретил эдесь Лену и Андрея,которых уэнал сразу,судя по его отно-
   шению к ним:не испугался их,сел на плечо к Лене,потом к Андрею.Но большее
   время он сидел у меня.Ксюша,так звали мою маленькую внучку,полюбила его,
   была с ним нежна,старалась чем-нибудь угостить.
     Поскольку квартира была маленькая,мне пришлось снять отдельную в сосед-
   нем доме.Там мы поселились с Ледочкой.Утром,взяв с собой Леду,я уходила
   к дочери и там была до позднего вечера.Потом мы изменили режим дня,я ста-
   ла оставлять любимца на снятой квартире,но приходила на обед к нему,что-
   бы покормить.Он питался приготовленной пищей три раза в день,а в проме-
   жутках подкреплялся пшеном,гречкой,семечками и был весел и здоров.
     Как-то,гуляя с внучатами в парке,я увидела воробушшка,пытавшегося взле-
   теть,я подбежала и легко поймала его.Он был ранен,подбито крылышко.Ос-
   тавлять его здесь опасно,так как по парку постоянно бродят кошки.Я при-
   несла его домой и стала заботиться о нем.Удивительно,что Лёда не ревновал
   его ко мне:либо чувствовал,что воробей попал в беду,либо так постарел,
   что не было сил "сражаться" с ним.Воробушек прожил с нами месяц,поправил-
   ся,стал летать по комнате,и я его выпустила на то же место,где и нашла.
   Он вспорхнул и улетел от нас навсегда.
      Лёдочка старел заметно:уже не летал по комнате,даже не мог взлететь
   на кровать,приходилось его туда садить и ставить баночку с водой и кры-
   шечку с крупой.Я чувствовала,что он все больше и больше нуждался во мне,
   видимо тосковал,когда я уходила к дочери.Но зато как радовался моему при-
   ходу домой.Слух у него был прекрасный,я еще только открывала входную
   дверь,а он уже слетал с кровати и ждал меня у комнатной двери.Я распахи-
   вала ее,говоря:"Лёдотонюшка,пойдем на кухню,я принесла что-то вкуснень-
   кое".И он скакал за мною вслед,останавливался у стола и ждал,когда я
   возьму его на руки и буду угощать.
       Мне больно было видеть,как он слабеет,стареет,я боялась потерять его.
   Дочь говорила,что надо быть готовой к этому,но я не могла примириться
   и молила Бога не забирать его у меня.Бог проявлял милость ко мне и про-
   длевал ему жизнь.Так мы прожили с моим сокровищем почти два года в Ми-
   хайловске.Внуки подросли:Ксюше было три с половиной года, а Ванечке -
   два.Я помогла дочке поднять малышей и вернулась с Лёдой в Новосибирск.
   Здесь меня ожидал правнук,которого я не видела еще,ему было два года.
   Мы с ним подружились,но Лёда его не признавал,как только мальчик при-
   ближался к воробушку,тот сразу убегал.В то время как к внучатам он от-
   носился с доверием,садился к ним на плечики,брал пищу из рук и с тарел-
   ки.Мне удалось даже сфотографировать этот момент.
       Весной 1996 года Лёдочке исполнилось девять лет,пошел десятый год.
   Он стал слепнуть:когда я подносила ему пищу,он тыкался клювиком в руку,
   не видя ничего,перестал чувствовать край стола,стула,кресла и часто па-
   дал с них,а когда,упав,лежал на спинке,то не мог перевернуться и под-
   няться на лапки.Приходилось его поднимать с полу.Я старалась не остав-
   лять его одного,держать всегда в поле зрения.Спать я клала его в корзи-
   ночку,даже не накрывая марлей,потому что знала-он не вылетит из нее.Так
   он был слаб.Когда я смотрела телевизор,брала его на колени,обнимала ру-
   кой, а он прижимался к ней и сидел тихо,тихо,поглядывая на меня благо-
   дарными глазками.Я же смотрела на него с болью в душе,чувствуя близкий
   его конец.
      В конце мая ко мне пришли три мальчика из нашего двора и принеслм
   птенчика воробья,они просили спасти его,так как сами боялись,что не
   смогут этого.Я сначала отказывалась взять птенца,но потом мне стало
   его жалко.Он был такой маленький,общипанный(его почему-то клевали во-
   робьи и изгоняли от себя,так мне рассказали ребята,они отобрали у стаи
   этого птенца),что я пожалела птенчика и взялась выходить.Дала ему имя
   Чепа,и он стал жить у нас вместе с Лёдой.Держала я его отдельно от Ле-
   дочки,так как он к нему постоянно лез,надоедал,а Лёдочке это было уже
   тяжело.Чепка жил между рамами окна и прекрасно себя чувствовал.Я его
   вымыла,он высох и стал более приглядным воробьем.Был он весь серый,
   длинноногий,как бройлерские цыплята,какой-то весь нескладный,но очень
   энергичный и веселый.Меня он боялся,но пищу из рук принимал.Я не раз
   убеждалась,что воробьи удивительные птички,умные,легко привязываются
   к человеку,особенно,если их брать птенчиками и выкармливать.Они очень
   понятливые.Мой Лёдочка даже выговаривал слово" пить".Сначала я думала,
   что это случайно он произнес,а потом я убедилась,что он действительно
   сознательно произносит это слово.Когда я мыла под краном посуду и бе-
   жала струя воды,я спрашивала его:"Лёдочка, пить хочет?"Если он хотел
   пить,то отвечал этим словом,если не хотел-отворачивал головку и не про-
   износил этого слова.Да, удивительные птички - воробьи.
       Я частенько устраивала коллективный обед,т.е.ставила на стол тарел-
   с едой,садила рядом Лёду,выпускала из окна Чепку,говоря "кушать подано"-
   он летел к столу,и мы вместе втроем приступали к трапезе.Забавно было
   смотреть на них,как они брали с тарелки пищу:Лёда привычно,спокойно,а
   Чепка с оглядкой,как воришка,хватал и отскакивал в сторону,потом опять
   подкрадывался,поглядывая на меня,снова тащил кусочек.Постепенно Чепа
   стал привыкать ко мне,уже не боялся,как прежде,иногда пытался сесть на
   колени,как Лёда,но сдерживался.
       В конце июня Юра уехал в Одессу к матери,Маша,его жена,забрав сы-
   нишку, уехала на дачу.Я осталась с воробьями одна.Лёдочка с каждым днем
   все слабел и слабел,он уже с трудом передвигался,ничего не видел.Я его
   держала при себе.Чепка тоже стал ко мне садиться на колени и сидел ря-
   дом с Лёдочкой.Приближался роковой день - 1 августа.Я заметила,что Ле-
   да ничего не ест,весь взъерошенный,даже не может подняться на лапки.Я
   забеспокоилась,подумала, что ему жарко,душно,решила его искупать.Но он
   лежал в руке,как неживой,хотя был еще жив.Я завернула его в тряпочку и
   у груди стала согревать.Когда он высох,я положила на кровать.Но он сов-
   сем был без движения,ни на что не реагировал,я дала ему пить,но он со
   вдохом глотнул воду, а с выдохом выплюнул.Он лежал у меня в руке, такой
   маленький,беспомощный,а я не могла ничем ему помочь.Потом он вздохнул
   и выдохнул последний раз, глазки его закрылись, и он затих навсегда...
   Это было так страшно...Боль моя была невыносимой.Не стало Лёды,моего со-
   кровища,моего любимчика,моего маленького,но большого друга,он был мне
   как сын,сыночек,драгоценный, единственный...И вот его нет.На руке лежит
   его маленькое бездыханное тельце:крылышки прижаты,лапки скрючены,животик
   посиневший,уже холодный,глазки почти закрыты,головка слегка откинута на-
   зад,клювик крепко сжат.Я смотрю на это дорогое мне существо и не могу
   поверить,что он умер,не бьется его сердечко,не смотрят на меня его глаз-
   ки...Как это тяжело его потерять.Я понимала умом,что он уже старенький,
   уже слабеет,что жизнь его угасает,но все равно это было так неожиданно,
   так внезапно.Еще сегодня утром он сидел у меня на коленях,когда я смот-
   рела телевизор,вместе с Чепой был на окне...И вот в 16.30 его уже не ста-
   ло.Сердце не хотело мириться с этим.Слезы горя душили меня.Я легла на
   кровать и положила на подушку около лица это бездыханное тельце не в си-
   лах расстаться с ним.
      Чепка прилетел на кровать,потрогал Лёду клювиком и замер на месте,вид-
   но и его потрясла смерть Лёдочки.Потом он пересел на окно и больше не при-
   касался к Лёдотоне.Я завернула трупик в чистую марлевую салфеточку и оста-
   вила в комнате до утра.Сама всю ночь не сомкнула глаз,сердце мое разры-
   валось от горя.
     На следующий день утром я снова развернула его,подержала в руке,поглади-
   ла спинку,крылышки;он уже был совсем холодный,я закрыла ему плотнее глаз-
   ки,завернула в салфеточку,положила в целофановый пакетик и похоронила у
   дома под кустиком сирени.
      Лёда прожил девять лет и три меся-
   ца,мы все его любили,считали членом нашей семьи,дорогим для нас сущест-
   вом,как человеком.Эта маленькая кроха все понимала,чувствовала,покоряла
   нас своей преданностью.Он обладал умом и сообразительностью,храбростью
   и отзывчивостью,платил за доброту добротою,ну совсем,как хороший человек.
      Через десять дней после смерти Лёды 11 августа совершенно для меня
   неожиданно умер Чепа.Что случилось с ним,почему он умер - до сих пор ос-
   тается загадкой.То ли он заболел от Лёды(я ведь не знала,чем,помимо ста-
   рости,болел Лёда)то ли от тоски по своему другу, они в последнее время
   подружились,вместе ели из одной крышечки и пили воду из одного блюдца.
   Конечно,я еще не успела привязаться к Чепе так же сильно,как к Лёде,но
   все равно мне было тяжело потерять и его,моего последнего маленького дру-
   га.Я похоронила Чепу рядом с Лёдочкой под тем же кустом сирени.
      Мои дети и внуки,узнав о случившемся,утешали меня,подбадривали.Не
   смотря на тяжесть потери,я благодарна Господу,что он позволил мне близ-
   ко узнать этих маленьких птичек,полюбить их.Они скрасили мое одиночество,
   были для меня бальзамом,утешением,наполнили жизнь душевной теплотой,обо-
   гатили духовно.
 

                КОНЕЦ.
               
         3 марта 1998 года г.Новосибирск.    Рената Николаевна Гордиенко.