Мысли о препарировании и советах

Людмила Ильиных
Во мне давно, ещё со школы, живет нелюбовь к разбору (препарированию) художественных произведений. Неосознанно.
Только вспомните схему – жанр, идея, композиция ,особенности языка и т.д.
 И лишь сейчас сквозь дебри неосознанного  начинает что-то пробиваться.
Пьер Валери сказал:
 «Если бы птица знала, о чем она поет, зачем поет и что — в ней поет, то она бы не пела».
 Писатель, поэт не думает о них, когда создает произведение – он выражает себя.
Разбирая произведение  и подгоняя его под существующие правила, законы, каноны,  не сдерживаем ли мы вообще развитие нового?
Начиная разбирать произведение по косточкам, мы часто уходим от основного.
Распыляется, дробится его цельность, глубинный смысл и красота.
Так разбирают по частям человека, изучая его части – физиологию, химию и т.д.,
превращая его в механистический конгломерат, упуская главное – душу.
Разве не замечали, что пользуясь одним и тем же рецептом, каждый повар, хозяйка получают разный результат.
(Я не имею ввиду явные ляпы, безграмотность (словесную, и грамматическую - ее может исправить корректор) ,   разбор  произведений только начинающих писать).
Художественное произведение  должно  восприниматься  целиком. А степень его воздействия часто определяется резонансностью с собственным состоянием и ступенью развития, а не суммой набора идей и изобразительных средств.
Что же до советов автору со стороны критиков, вспоминается стихотворение Твардовского «Вся суть»:

Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
 Я это знаю лучше всех на свете –
Живых и мертвых, - знаю только я.
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому –
 Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.