Политические ссыльные

Наталья Минчакова
В нашем семейном альбоме много лет хранятся две старинные фотографии. Они пожелтели от времени, местами потерлись.  Снимки приклеены на плотный лист картона, в нижней части которого  видна надпись: «CABINET PORTRET».
На одной из фотографий изображен портрет молодой женщины. Простое русское лицо, скромная прическа, гладко зачесанные  волосы,  прямой открытый взгляд… На женщине -  светлое платье с белым кружевным лифом, отделанное рюшами и бантами. Несмотря на сложность покроя, одежда женщины выглядит довольно скромно.
На второй фотографии – молодой мужчина  в офицерской форме. Правильные черты лица, короткая стрижка…  Левая рука привычно легла на эфес сабли… Долго вглядываюсь в это лицо.… Не так уж он и молод, этот офицер царской армии, как мне показалось вначале…. Возможно, ему за тридцать… Борода и усы добавляют солидности, делают лицо более мужественным.

Как жаль, что я  почти ничего не знаю об этих людях. Эти фотографии были подарены моей маме ее крестной. Надпись на обороте, сделанная чернилами, практически стерлась, кое-что можно  прочитать с большим трудом: «Милой моей крестнице Анне Степановне Анфилатовой... на добрую память...18/XI 37г.». Подпись неразборчива... В 1937 году маме было 11 лет. Оставался всего год до ареста ее отца, моего деда…

Я часто рассматривала эти фотографии, иногда спрашивала маму, кто были эти люди, такие непохожие на других родственников в нашей семье. Мама с теплотой вспоминала  пожилую семейную пару, к которым она часто заходила в гости. Чужую девочку здесь привечали, как свою, и маме было хорошо и уютно в их доме. Эти люди были политическими ссыльными и снимали комнату в одном из двухэтажных домиков, расположенных неподалеку от бабушкиного дома на улице Красноармейской. 

К сожалению, уже давно у меня нет возможности расспросить свою маму, за какой же политический проступок сослали их в наш тихий городок, в каком году и даже в какую эпоху они попали в Слободской, было это до революции, или уже советская власть так распорядилась. В 1937 году эти люди были уже немолоды,  почему же они остались  в маленьком захолустном городке?   Молчат старые фотографии.… И я не могу ничего больше добавить…

                2010 г.