Если бы...

Валентина Куршина
Иногда, вспоминая прошлое, хочется что-то изменить, переиначить, сделать по-другому. Но, к сожалению, или, к счастью,  это невозможно. Что сделано, то сделано. И мы не властны корректировать прошедшие события. Их можно только вспоминать и фантазировать – ах, если бы…

На  зимние каникулы для  нас, учеников десятого класса, родительский комитет совместно с учителями организовал поездку в столицу нашей Родины – Москву.  В те замечательные новогодние дни я впервые приехала в этот большой и красивый город, и он очаровал меня на всю оставшуюся жизнь.  Именно тогда я увидела  башни Кремля, Красную площадь, Мавзолей, музеи и метро, Большой театр и широкие проспекты. Я могла бы получить ещё одно незабываемое впечатление, которое, возможно, со временем затмило бы всё вышеперечисленное. Но по молодости и, наверное, по глупости я упустила такую фантастическую возможность.

В моём доме жила одна хорошая семья. Папа, боевой лётчик, Герой Советского Союза, был начальником маленького аэропорта. Наш город Тернополь был областным центром, и по статусу ему полагалось иметь аэропорт.  Мама, как типичная жена военного, была домохозяйкой. Младший сын учился со мной в одной школе, только в параллельном классе. А вот старшая дочь Людмила училась тогда в МГУ на факультете журналистики на четвёртом курсе.  Она,  влюбленная в свою профессию, была очень активной и продвинутой девушкой. Приезжая домой на летние каникулы, умудрялась работать в нашей местной газете, поднимая не по возрасту острые и нестандартные  проблемы.  Людмила была старше меня лет на пять, но это не мешало  нам находиться  в приятельских отношениях. Я тогда писала свои первые стихи, и мне было интересно услышать мнение  дерзкой  московской журналистки. Некоторые мои стихи Людмила жестоко критиковала, но  были и такие, которые ей нравились.

И вот узнав, что я еду в Москву,  её  мама собрала для  дочки-студентки сумку с новогодними подарками.  В первый же день мы созвонились, так как Людмила жила не в общежитии, а на частной квартире. Договорились о встрече и на следующий день встретились.
Наконец,  я подошла к тому самому главному, ради чего затеяла этот рассказ. В конце нашего разговора Люда мне говорит:
- Я приглашена завтра в одну компанию. Там будет петь Окуджава. Если хочешь, я могу взять тебя с собой.

Конечно, в нашей провинции уже знали об этом чудесном барде, изредка по радио начинали звучать его песни. Но я почему-то решила, что для меня гораздо важнее посетить какое-то мероприятие (не помню какое) с моими одноклассниками. И отказалась. И хотя Люда убеждала меня не отказываться от такой возможности, напирая на то, что я тоже пишу стихи и мне особенно  должно быть интересно своими ушами услышать и своими глазами увидеть этого незаурядного человека, я осталась глуха к её словам. Потом наши  жизненные пути разошлись.  Её отца перевели в Киев, и Люда уже не приезжала в мой родной город.

Позже  я часто вспоминала этот случай из своей жизни.  Ах, если бы…