Вариации на тему Ч. 8. Портрет на фоне ч. 2

Небеглая Луна
Иван Приблудный.

                О собаках, людях и о себе…

Я помню - когда-то, когда-то,
В пятнадцатом, что ли, году,
За хмелем увенчанной хатой
Издохла собака в саду.

И люди, не зная печали,
Едва пожелав посмотреть,
Спокойно, спокойно ворчали:
- Собаке - собачья смерть!

И помню, как - раз втихомолку,
В забаву, без тени угроз,
Я в хлебе шальную иголку
Голодной собаке поднес;

И та с благодарностью съела,
Но верен был злобный клинок -
И долго и горько хрипела,
Пока не скончалась у ног.

И тут же - как многие дети, -
Стараясь под старших уметь -
Я так же спокойно заметил:
- Собаке - собачья смерть.

Потом, когда взял меня город,
Я помню в одном уголке -
Поймали неловкого вора,
С чужим чемоданом в руке.

В те дни, - когда стали шататься
Законы богов и царей -
В судах не могли разбираться.
И чтобы покончить скорей -

Взмахнули злосчастного вора,
Хватили о камни раз-два,
И вот... только кровь у забора
Да жуть - где была голова;

И судьи от этой печали,
Еще продолжая шуметь,
Я помню зловеще кричали:
- Собаке - собачья смерть!

Я в жизни и лучшее вижу,
Но тем - что так горько пишу -
Я многих при жизни обижу,
Быть может, и жизни лишу.

За это, у всякого лона,
Хотя бы, положим, и тут
Объявят меня вне закона
И жить у себя - не дадут.

У вас будут кровля и дети,
За вас и законы и знать,
Меня же на всем белом свете
Не пустят к себе ночевать.

Такой-то, ненастной порою,
В ничем не отмеченный год
Навек я себя успокою
У вечно-спокойных ворот.

И голос мой - все еще ранний -
Замрет среди прочих могил
С упреком таких обещаний,
Каких вам никто не сулил.

И все ж, вспоминая пропажу,
Глядя на последний портрет,
Я знаю, что многие скажут:
- Собаке - собачья смерть...
(1924)

Возможный прототип Ивана Бездомного в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Из Книги Памяти (http://rosagr.natm.ru/card.php?person=170537)


Фамилия Имя Отчество Овчаренко Яков Петрович

Дополн. имя: Иван Приблудный
Дата рождения: 1905 г.
Место рождения: Харьковская губ., Старобельский уезд, д. Безгиновка
Национальность: украинец
Образование: незаконченное высшее
Партийность: б/п
Место работы: поэт.
Место жительства: Москве: ул. Малая Дмитровка, д. 16, кв. 29.

Предыдущая репрессия

Дата ареста: 7 апреля 1937 г.
Мера пресечения:
Дата осуждения, репрессии: 13 августа 1937 г.
Осудивший, репрессировавший орган: Военная коллегия Верховного суда СССР
Статья по обвинению в участии в к.-р. террористической организации.
Приговор, административное решение: расстрел
Расстрел: расстр.
Место расстрела: Москва, Донское кладбище
Дата расстрела: 13 августа 1937 г.

Следующая репрессия

Дата реабилитации: 24 ноября 1956 г.
Реаб. орган: ВКВС СССР.
Основание реабилитации: реабилитирован

Источник информации Москва, расстрельные списки - Донской крематорий


В 1937 году  Иван Приблудный арестовывается по сфабрикованному обвинению в принадлежности к «террористической группе из среды поэтов», к которой причисляются также В.Наседкин, П.Васильев, И.Макаров, Г.Есенин (сын поэта) и др. Как показывают материалы следствия, мужественно отрицавший свою вину Приблудный  не дал ни на кого показаний и ничего не подписал. Последний автограф Приблудного — надпись на стене тюремной камеры: «Меня приговорили к вышке. Иван Приблудный».


Из следственного дела:

Протокол допроса гр. Приблудного И.П. от 17 мая 1931 года:
Я формально принял на себя обязательство быть сотрудником ОГПУ еще несколько лет назад, но фактически не работал и не хотел работать, п.ч. требования, которые я должен был выполнять в качестве такового сотрудника нарушали планы моей личной жизни и литературного творчества. При вызове меня в ОГПУ 15 мая с.г. я попросил у товарища, вызвавшего меня, разрешения отлучиться в уборную. Получив такое разрешение, я зашел туда и на двери уборной написал следующее: "Ребята, позвоните в Замоскоречье 1-76-44 Наташе, скажите, что меня нет". Это должно было означать, что я арестован и чтобы она позаботилась обо мне. Несомненно, что любой из посетителей клуба ФОСП, прочитавший эту надпись, понял бы, что я арестован, или во всяком случае вызван в ОГПУ. Сознаюсь, что этим я нарушил обязательную для меня. как секретного сотрудника ОГПУ, конспирацию. По возвращении из ОГПУ в клуб ФОСП я встретил зав.клубом т.Киреева, который, как оказалось, уже знал о том, что я был вызван в ОГПУ, и спросил меня - почему, на что я ответил ему, что не знаю, почему, но что мне предложено на 17 мая 31 года к 11 ч. утра снова явиться в ОГПУ. Безусловно, я не имел права это говорить, т.к. этим я вторично нарушил конспирацию. О предложении мне явиться в ОГПУ 17 мая и вызове меня 15 мая я говорил также и жене."

Анкета: "Место жительства перед арестом - Москва (где попало).
Когда арестован - 17 мая 1931 г. Сам пришел.
Иван Приблудный."

Протокол допроса от 20 июля 1931 года.
"Я отказывался и уклонялся от работы в качестве негласного работника ОГПУ, потому что, по моему мнению, ОГПУ преувеличивает политическое значение отдельных поступков или высказываний тех или иных лиц, если эти поступки или высказывания политически нелояльны. Если бы я работал, то я бы чувствовал себя ответственным за то, что какое-либо сообщенное мною в ОГПУ заявление или поступок такого характера кого-либо из моих друзей или знакомых послужил бы причиной ареста или даже приговора над этим лицом. Между тем, как таковую ответственность я не могу взять на себя ни за какие блага и никакие соображения о государственно-политической сообразности неофициальной работы в ОГПУ не могут переубедить меня и заставить работать в ОГПУ.
Записано с моих слов и мною проверено и прочитано.
Иван Приблудный."

Его сослали в Астрахань на 3 года за разглашение своей вербовки.

Рапорт о Приблудном-Овчаренко Иване Петровиче:
"... По прибытии в г.Астрахань Приблудный начал работать в редакции местной газеты. Редакцией Приблудный был послан в двухнедельную командировку на путину, но, не будучи приспособлен к организованному труду, он сбежал на второй же день с путины..."

Далее непередаваемое по наглости письмо в Москву:

"Т.Фельдман! Я никуда не подавал жалобных прошений, не обращался ни в прокуратуру (Вашу же), ни в Красный Крест. Раз приговор надо мной - дело престижа и авторитета ОГПУ, я и обращаюсь непосредственно в ОГПУ и, в частности, к Вам, т.Фельдман, как одному из вождей его. Выручайте меня из Астрахани. Я, честное слово, достаточно уже наказан. Моя жена с годовалым сыном зверски нуждается во мне в Москве. Да я просто работать не могу от беспокойства за нее и сына! Верните меня в Москву. Вместе с этим письмом я посылаю также письма Акулову и Агранову. Быть может, вы трое встретитесь друг с другом в Лубянских катакомбах и поговорите обо мне. Со своей стороны даю слово доказать, что я верный сын своей страны, всеми возможными для меня средствами докажу это: перестану пить, дурачиться и водиться с кем не следует. Клянусь в этом и умоляю поскорее вернуть меня в Москву. Вы же знаете меня до некоторой степени, и вы не настолько злы, чтобы продолжать мое наказание за проступок. Ответьте мне.
Астрахань, радиоцентр. Мне.
Жму руку и надеюсь.
Иван Приблудный."

Оставили в Астрахани, но дали шанс исправиться - ОПЯТЬ назначили сексотом.

В 1937 году Ивана арестовали по обвинению в подготовке покушения на Сталина. Очень сильно "утопил" его Юра Есенин (мальчика сломали сразу). По показаниям, Иван острил: "Спасибо товарищу Сталину за удешевленную жизнь!", говорил: "Твоего отца, великого русского поэта, затравили", пил за Троцкого как за человека лучше всего отозвавшегося о Есенине (имеется в виду посмертная статья).

Фрагмент допроса:
"- Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности. Признаете себя виновным?
- Нет, не признаю.
...
- Приводим вам конкретный факт: находясь в кругу ваших единомышленников. вы пили за Троцкого. Признаете это?
- Действительно, в 1935 году у меня на квартире имел место подобный факт. Только я не предлагал тост, а зашла речь о Есенине Сергее, при этом сын его Георгий заявил, что их всех, кто когда-либо написал о Есенине, лучше всех отзывался о последнем Троцкий.
- Вы поддерживали этот разговор?
- Нет, я Есенина не поддерживал.
- Вы даете неверные показания. Вы сами при этом весьма положительно отзывались о Троцком.
- Нет, я говорил о Троцком только как о знатоке русской литературе, но вовсе не восхвалял его борьбу с партией.
- Неверно. Вы говорили о Троцком именно в плоскости восхваления его как контрреволюционера. Признаете это?
- Это я категорически отрицаю.
- Вы неоднократно в своих разговорах резко враждебно отзывались о советской власти. Признаете это?
- Я это отрицаю. Ничего подобного."

Иван Приблудный отрицал все, имен не назвал, обвинение, предъявленное ему (бланк) подписать отказался.  Не подписал протокол об окончании следствия, на закрытом суде виновным себя не признал ("Подсудимый Приблудный заявил, что показания Есенина и Маслова ложны. Почему они дали на него такие показания, он не знает и объяснить ничем не может"), от последнего слова отказался, о снисхождении не просил. Его приговорили к расстрелу и в тот же день расстреляли. Последний автограф на стене камеры "Меня приговорили к вышке. Иван Приблудный."

Приблудного арестовали 7 апреля.
Расстреляют 13 августа 1937.

Четыре месяца пыток!

Василий Наседкин, жестоко избитый, стал давать показания на себя уже в день ареста.
Сергей Клычков и Петр Орешин, близкие друзья Есенина, продержались две недели.

Приблудный понимал, чем все для него кончится. Понимал… и на всех бланках,  и когда заключенным давали бумагу для заявлений, писал издевательские  стихи в адрес наркома НКВД Ежова. Рассказала об этом, много времени спустя, супруга Ивана – Наталья Петровна Милонова. Её тоже арестуют и приговорят к восьми годам лагерей за «соучастие в террористической деятельности через недоносительство».

Первое стихотворение Ивана Приблудного напечатали в 1923 году в журнале
«Красная нива». В 1926 вышел его первый сборник «Тополь на камне». В
1931 издана вторая, и последняя, прижизненная книга стихов «С добрым
утром!».

P.S.

«Разорили храм. Барскую усадьбу разорили. Христю - на Колыму. Ивана - на расстрел. Есенина - в петлю.

Тоска. Бабушку Христину я видел часто. С палочкой, сучковатой и оббитой, она брела по обочине тракта, гудящего в направлении Москвы. А за мостом, пыльным и тяжелым, канава, а за канавой на бугре - Кудрявые невесты. Но продуктовый магазин - за два километра от Кудрявых невест, и Христина, экономя гроши, стучала палочкой по бетону, сторожко стереглась, дабы не сшиб ее сумасшедший грузовик или убойно не столкнула в кювет пьяная легковушка. На дорогах - нетрезвые атаки... Гибнут невинные...
А недавно Христина умерла. Долго над четырьмя избушками бывших Кудрявых невест гуляла и взрыдывала вьюга. Хлопья белые, как лебединые перья, мелькали и вихрились, залепляя окна. Бабушка заснула и не проснулась. Одна. Избенка ее выстудилась. Ни кошки. Ни петуха. А когда спохватились о ней ее седооблачные подружки - Христина оледенела. Неделю пролежала, месяц ли - кому гадать и зачем гадать?..
Проторили во вьюге три тропки старушки, наметили и четвертую в умерший дом, и на их беду Бог отозвался: Христин племянничек, уже колбасник из соседнего частного кооператива, ехал на тракторе за халвой и за китайским спиртом к районному кавказцу: купить и поторговать на рынке свободно, ехал, а у гряды тракта - три старушки дежурят. Рассказали ему о тетке Христе... Завернул он к избушке, порычал, порычал мотором, положил тетю Христю на огромные прицепные сани, пожал жестяные шершавые пальцы старушкам и пропал в снегах.
- К ней Есенин приезжал. Я на ней доллары заколочу!.. - махнул шапкой. Деликатный.
О, так промчалась русская гривастая тройка, не заиндевелая, не серебристая, а черная, черная, так промчалась - Есенин погиб и на Ваганьковском кладбище успокоился! Позднее и Ваню Приблудного нашли. Нашли и в Бутырскую тюрьму заперли. В чем виноват - кто знает? Какая-нибудь строчка не понравилась вождям революции, али холуям вождей, и разве не достаточно улик для казни поэта?
Еще позднее - арестовали Христю. Следователь косу ее нетронутую, девичью, на кулак наматывал и визжал, взбрехивая: - Изнасилую, сука!.. Где спрятаны антисоветские рукописи Приблудного? Хана тебе, курва! - Христя не плакала. Молчала. Били ее - молчала. Груди ей щекотали и нательную сорочку разрывали - молчала. Она специально с ума сошла и замкнулась.
Водили. Возили. Перетаскивали по камерам и станциям, вагонам и лагерям. Очнулась на Колыме. Зона - государство целое.»
(из книги В.Сорокина «Верба одинокая», посв. Наталье Петровне Милоновой
http://www.vsorokin.ru/)