Крысы и книги

Саша Веселов
Из цикла «Сказки печального города»

     Должно вам знать, что среди прочих достопримечательностей нашего города, у нас имеется библиотека. Её ещё называют Библиотека безумия. Я не знаю,  почему именно так. Но мне это название нравится. Я к нему привык. А если завтра вдруг она станет называться иначе, например: Собрание иллюзий  и заблуждений на бумажных носителях, или просто Центральная муниципальная библиотека имени Главного Редактора, или ещё проще   Печальногородское книгохранилище №1, то я и тогда не перестану звать её Библиотекой безумия. Это имя, и она, и мы заслужили по праву. Но сейчас не об этом.
   
    Помимо штата верных служителей, рыцарей библиотечного дела, главными обитателями библиотеки были, есть и будут, разумеется, книги и крысы. Крысы в пищевой цепи стоят выше книг или после них? Не знаю, как правильно? Но, во всяком случае, это крысы едят книги, а не наоборот.

    Молодежь предпочитает фастфуд – гламур и глянец, крысы постарше практически всеядны, в их рацион входят и раритетные прижизненные издания классиков и многотиражные семейные романы, мелодрамы, книги о путешествиях и приключениях,  можно долго перечислять, едят всё подряд, по каталогу. Старшее поколение кормится вековой пылью бесценных фолиантов, словарями и справочниками (изданными на дешевой офсетной бумаге, зато со множеством букв), и, конечно, они всегда не прочь перекусить какой-нибудь архивной бумажкой: справкой о количестве удаленных цензурой, доносом на лучшего друга, или проектом постановления о присвоении Богу почетного  звания – «Автор Человечества».

    Откуда здесь архивные документы? Забыл рассказать, городской архив здесь же в подвале, одним уровнем ниже спецхрана – такого отдела, где хранится безумие массового поражения, отдельные экземпляры заразного безумия и просто случайные нелепости, возникшие на полях секретных бумаг, созданных в отчаянии неблагонадежными утопистами по пьяни  или просто от скуки. Много здесь разного. Всё сразу не переварить.
 
    Крысы приходят в Библиотеку по бесчисленным тоннелям, построенным в изобилии предшествующими поколениями местных жителей. По подземным лабиринтам горожане при желании легко могут попасть из библиотеки прямо в Городской совет, во дворец Главного редактора или в его Тайную канцелярию. Кому уж как повезёт. Не знаю, кому как. Сам я читаю мало, а всё написанное мною, пока легко помещается между нахмуренных бровей и снисходительных улыбок.

    Но и не обо мне сейчас речь.

    Просто вспомнился занятный анекдотец, а рассказать его некому, так что слушайте: Среди прочих обитателей библиотеки жил-был один крысёнок, маленький, больше похожий на мышку, отличавшийся от прочих собратьев странной особенностью, он не грыз и не ел книги, он их читал, но, в конце концов, история его закончилась очень печально. Его либеральные родители никогда не влияли на выбор ребенка, не прививали ему ценностных ориентиров, и даже, пожалуй,  не удивились, когда он умер от голода.